Шоколадная дача. Лисий Нос

Сергей Псарев
                Мы стоим возле «Шоколадной дачи» уже десять минут, но не можем ее разглядеть из-за забора и плотной летней зелени. Пообщаться с хозяевами пока тоже не получается. Обидно. Ехали сюда в Лисий Нос, на Морской проспект, 25, чтобы посмотреть на самую красивую дачу Сестрорецкого направления. Еще не увидев ее здесь, успели полюбить необыкновенную симфонию зодчего. Об архитектурном стиле дачи одним словом не скажешь. Это западный модерн, соединенный с традициями русского зодчества. Дача построена в 1907 году, архитектор ее неизвестен. Очевидно одно: здесь работал опытный, талантливый мастер. Много фантазии и самых необычных решений.
                Подходим к даче со стороны Короткой улицы. Рядом с ней заброшенный участок c развалившимся деревянным домом. Крыша у него провалилась, а становиться сталкерами и гулять по обломкам нам не хочется. Этот дом тоже был когда-то красивым. Наличники на последнем сохранившемся окне поражают своей причудливой резьбой. Наконец нас заметили хозяева соседней «Шоколадной дачи». Они подходят и интересуются, что мы делаем на этом участке. Не проходит и пяти минут, как гостеприимная хозяйка Катерина организует нам экскурсию у себя на даче. С интересом идем за ней. Здоровая, как крепкое румяное яблоко молодая женщина. Круглогодичная дачная жизнь явно идет ей на пользу. Она поясняет, что на соседнем участке находилось служебное помещение и кухня. Так делалось раньше в имениях: готовили пищу в отдельных помещениях. В господском доме оставались только отопительные печи. «Шоколадная дача» не стала здесь исключением.
                Катерина живо интересуется любой новой информацией, связанной с историей дачи. Она уже рассказывала о своем доме на краеведческой встрече в местной библиотеке. Катерина говорит о нем с нескрываемой гордостью.
                Дом - это тоже родина, где тебе должно быть хорошо, куда каждый раз хочется возвращаться. Это и есть самый настоящий патриотизм, без всяких красивых заученных слов и пламенных призывов. Ты защищаешь свои главные ценности: дом и семью. Вы не замечали, что каждый дом всегда похож на свою хозяйку? Так считают у многих народов мира...
                Катерина где-то читала, что первый хозяин дома был моряком. Позднее, занялся торговым делом, а когда появился достаток, построил эту дачу в Лисьем Носу. Похоже, что в своей жизни моряк много чего повидал. Свою жизнь на даче устраивал с фантазией. Она вспоминает, что бабушка Аня рассказывала, как во дворе у них росли кипарисы и пальмы. Признаюсь, что охотно верю всему этому. В наших северных широтах прежде много чего успешно выращивали.
                За прошедшее столетие деревянный дом не раз капитально ремонтировали. Во время одного из них в 2010 году, сломали симпатичную декоративную остроконечную башенку с металлическим чешуйчатым покрытием.
                Хозяйка рассказывает, что здесь была еще одна смотровая башня, но это уже давняя история. Она сильно пострадала во время войны, и остатки ее потом разобрали. Раньше с этой высокой башни любовались закатами на Финском заливе. Катерина показывает, что вся дача сложена из бревен. Прежде на первом этаже они были частично обнажены. Это делалось намеренно, поскольку «неорусский» деревянный модерн стремился следовать приемам народного зодчества, стилю не обшитой северной рубленой избы.
                Большие окна дома частично сохранили сложное остекление с фрамугами в клетку, что характерно для западного стиля модерн. Особенно интересным выглядит верхний этаж дома. Он здесь и постоянный, деревянный, и мансардный с прекрасными по силуэту окнами в кровле. Нам показывают, где прежде находился балкон. Местами второго этажа нет совсем. Дом очень сложен в планировке и состоит из двух флигелей, соединенных переходом. Он всегда был таким темно-коричневым с белоснежными рамами и наличниками. Это создает особый графический контраст. Говорят, что в Лисьем Носу всего пять больших дач, выкрашенных в такие цвета.
                Можно сказать, что теперь «Шоколадная дача» выглядит заметно проще, утратив многие свои эффектные элементы. Времена уже не те и далеко не каждому под силу восстанавливать облик старинного фасада со столетней историей. Прежде всего, здесь теперь жилой дом, который поддерживается хозяевами в прекрасном состоянии. Тем не менее «Шоколадная дача» и сейчас выглядит изумительно, придавая загородному Лисьему Носу неповторимый, изысканный стиль.
                Рисуя дачу, мне пришлось использовать архивные фотографии. Хотелось увидеть ее прежней, с башенкой. Что-то похожее, в итоге получилось. Так и не спросили у Катерины, почему она называется «шоколадной»? Название у дачи получилось вкусное и красивое...
                На память сразу приходит картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара «Шоколадница», где изображена пышногрудая розовощекая девушка в белом накрахмаленном переднике с подносом в руках, на котором стоят фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан с водой. По этому поводу существует легенда. В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором тогда шло много разговоров. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был так покорен ее обаянием, что, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жены. Говорят, картина «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанным у модного швейцарского художника Лиотара. Наверняка, подобная история могла случиться и в нашем просвещенном Петербурге, где невесте поднесли в подарок «Шоколадную дачу» - деревянный замок на живописном берегу Финского залива. Почему, нет? Романтичная современная трактовка и очень даже по-русски…

Авторская акварель