Академик Сахаров - совесть эпохи

Наира Саркисян
Во дворе Степанакертской средней школы №8 имени Андрея Дмитриевича Сахарова был установлен памятник академику. Памятник был открыт 21 мая 2022 г. Ранее эта скульптура находилась в Москве, в парке им. Горького. Судя по новостям российских СМИ, памятник этот был подарен городу Степанакерту его автором Григорием Потоцким. На плите рядом с памятником высечены слова академика: "Мужайтесь, армяне, ваше дело правое!"

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров - советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы, в 1975 году был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира. В январе 1980 года лишен всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий) и выслан в город Горький, где находился почти в полной изоляции семь лет под круглосуточным милицейским надзором...

Нет сомнений, что, совершая открытия, учёные стремятся облагодетельствовать человечество. Они мечтают о том, чтобы их творения приносили людям пользу и меняли мир к лучшему. Но жизнь — сложная штука. Увы, порой случается так, что благие намерения исследователя приводят к страданиям, а то и гибели миллионов людей. И тогда ему самому приходится сильно пожалеть о том, что он сделал.

Уникальность положения Сахарова в, так сказать, советской властной иерархии была в том, что он был единственным независимым экспертом в области ядерных вооружений, мнение которого учитывалось руководством СССР, а позже и руководством США.

Виктор Астафьев писал о Сахарове: «Создав оружие, которое сожжет планету, так и не покаялся. Такая маленькая хитрость – умереть героем, совершив преступление».
На неоднократно повторенный вопрос, чувствует ли он угрызения совести в связи с участием в разработке чудовищного оружия, Сахаров отвечал, что нет, не чувствует, поскольку именно это оружие удержало от развязывания третьей мировой войны. Но при этом он всегда говорил об опасной неустойчивости «равновесия страха» - того самого равновесия, которое могло быть легко нарушено созданием систем ПРО. В Главе 6 Части I «Воспоминаний» Сахаров пишет: «Сегодня термоядерное оружие ни разу не применялось против людей на войне. Моя самая страстная мечта - чтобы это никогда не произошло, чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось.».

Кроме работы над водородной бомбой, Сахаров доказал свою научную состоятельность тем, что он - автор  Вселенной, индуцированного тяготения. Андрей Дмитриевич занимался магнитной гидродинамикой, физикой плазмы, элементарными частицам.

Сахаров, помимо научной работы, был известен своей правозащитной деятельностью. В июне 1968 года за рубежом появилась его статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В ней он выразил опасения, касающиеся дегуманизации человечества и преступлений против свободы. Он выступил за отмену цензуры и политических судов, осуждал процессы над диссидентами.
В итоге последовало отстранение Сахарова от работы и увольнение со всех постов.

Начиная с февраля 1988 г. вплоть до последних дней жизни Андрей Сахаров уделял  самое пристальное внимание проблеме Нагорного Карабаха. Вся его деятельность была направлена на утверждение принципов новой, гуманистической политики, исходящей из прав человека и прав народов. Еще в самом начале своей правозащитной и политико-правовой деятельности в шестидесятых-семидесятых годах, Сахаров, обращаясь не столько к брежневскому руководству, сколько к обществу, писал: «Наша страна провозгласила право на самоопределение вплоть до отделения… Имеется, однако, неясность в отношении гарантий права… юридическая разработка проблемы и принятие закона о гарантиях права на отделение имели бы важное внутреннее и международное значение…» (Памятная записка Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу, март 1971); «Международная политика двух ведущих мировых сверхсил (США и СССР) должна основываться на применении общих принципов, которые в первом приближении мы бы сформулировали следующим образом:

«...Все народы имеют право решать свою судьбу свободным волеизъявлением. Это право гарантируется международным контролем над соблюдением всеми правительствами Декларации прав человека. Международный контроль предполагает как применение экономических санкций, так и использование вооруженных сил ООН для защиты прав человека…» («Мир, прогресс, права человека», весна 1968). Именно с таких позиций он рассматривал и проблему Карабаха, видя в ней одну из тех кардинальных проблем, в зависимости от характера решения которой будут протекать демократические процессы в СССР. Поэтому проблема Карабаха была для Сахарова не частной и не конъюктурной, а одной из наиболее принципиальных проблем. Отвергая репрессивные методы, Сахаров стремился к тому, чтобы на примере Карабаха восторжествовали принципы новой политики и только при таком развитии событий он видел возможность сохранения радикально преобразованного Союза ССР...

К сожалению, пророческие предостережения Андрея Сахарова остались неуслышанными. Но идеи Сахарова актуальны и сегодня — став в настоящее время из внутренней проблемы бывшего СССР проблемой международной, Нагорный Карабах и сейчас демонстрирует неэффективность существующих подходов, и закрывать глаза на это, как это делали сидевшие в то время в Кремле адресаты обращений великого гуманиста и правозащитника, значит вольно или невольно готовить новые разрушительные кризисы. Сахарова обвиняли в том, что своими действиями и реформаторскими предложениями он разрушает существующий порядок. История показала, что только в случае осуществления сахаровских идей возможно было сохранение Союза, а те его оппоненты, которые предпочитали ничего не менять и утверждать старый порядок репрессивными методами, в наиболее значительной мере подтолкнули процессы распада СССР. Сахаровские уроки актуальны и сегодня, когда существующий мировой порядок и проводимая политика оказываются в зависимости от устаревших догм, с одной стороны, и конъюктурных политических решений, с другой...

Академик Дмитрий Лихачев сказал о Сахарове: «Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего. И, как всякий пророк, он не был понят и был изгнан из своего народа».


Автор фото - А. Восканян.