Франсиско де Сурбаран... Великие художники

Алексей Гончаров2
­­­­Картина: "Непорочная дева (Пуриссима) ".

Золотой век Испании (исп.Siglo de Oro) — величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.

Испанское государство образовалось в конце XV века путём династического брака «католических величеств» Кастилии и Арагона. В эпоху Великих географических открытий складывается колониальная империя Испанских Габсбургов, над которой, по известной присказке того времени, никогда не заходило солнце. Одновременно Испании удалось укрепить свои позиции в Европе. Испанская и португальская корона соединились в династической унии, в состав Испании вошли богатейшие земли Европы — Бургундские Нидерланды, экспансия в Италии привела к испанизации Меццоджорно.

Политико-экономический подъём привёл к тому, что в период Контрреформации Испания оказалась в роли культурного флагмана всей католической Европы, оставив после себя целый ряд выдающихся культурных свершений:
Саламанкская школа сформулировала теории паритета покупательной способности и свободного рынка; Франсиско де Витория заложил основы международного права;
романы «Дон Кихот» и «Ласарильо с Тормеса», формирование жанра плутовского романа, драматургия Лопе де Веги и Кальдерона;
формирование самобытной музыкальной школы во главе с Томасом Луисом де Викторией и оригинальной музыкальной науки (Хуан Бермудо, Франсиско де Салинас);
строительство Эскориала и небывалый подъём испанской живописи (Эль Греко, Веласкес, Пареха, Мурильо, Сурбаран, Кано, Ван дер Амен, Леонардо, Риси,  Де Вильясис). Архитектура Испании тесно связана с эпохой архитектуры Возрождения, включающей постройки Собора Святого Петра в Риме (Государство Ватикан) и Бургосский собор в Бургосе (строительство и декорирование с отделкой было завершено в 1567 году);
рассвет банковской деятельности, тесно связанный с фамильным банком семьи Медичи, которые благодаря укреплению родственных отношений с Испанскими Габсбургами возвысили своё влияние. Это дало старт налаживанию агентских связей в Испании и нескольких портах Восточного Средиземноморья. Медичи основали первую банковскую систему филиалов в Европе, при помощи изобретённой ими схемы Банковских операций расширили спектр своих услуг от закупки специй до коллекционирования предметов искусства (открыта итал. Galleria degli Uffizi букв. «Галерея Канцелярий», Галерея Уффици, один из первых музеев во Флоренции, основанный Козимо I и Франческо I, с этого времени популярным становится такой элемент в оформлении декора, как Гротеск (орнамент), который представлен в этой галерее) и производства новых сортов шёлка и ткани, к тому же Мария Медичи благодаря этому создала новый элемент платья, вошедший в моду как во Франции, так и во всей Европе под названием Воротник Медичи;
создание большого количества верфей; испанский флот, хоть и не занимал первых позиций, тем не менее был одним из самых могущественных в плане прочности своих кораблей и их долговечности, а такой корабль, как «Сантисима-Тринидад» (линейный корабль первого ранга), не имел аналогов на тот момент и был эксклюзивом Испанской короны, к тому же открытие Нового Света Испанцами и постройки крупной верфи в Гаване способствовало торговле и дальнейшему росту Экономического развития Европейских стран.
Хронологические границы Золотого века в политическом и культурном смыслах не совпадают: Испания имела статус великой державы с момента открытия Колумбом Америки и до Пиренейского мира 1659 года, а золотой век испанской культуры исчисляется с публикации романа «Ласарильо с Тормеса» (1554) до смерти последнего из классических испанских писателей, Кальдерона, в 1681 году. Единого мнения о временны;х рамках периода в историографии не сформировалось.

Франсиско де Сурбаран (исп.Francisco de Zurbarаn, крещён 7 ноября1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

Великий испанский художник родился за два года до конца XVI века в городке Фуэнте-де-Кантос провинции Эстремадура на юго-западе страны, граничащей с Португалией. В учебники по истории искусств он вошёл как один из самых известных художников севильской живописной школы, тем не менее обладающий собственным узнаваемым стилем письма.

Будущий мастер учился в Севилье, которая тогда была признанным центром искусств и ремесел. Там он познакомился и обучался вместе со многими художниками, в будущем обретшими мировую известность, в частности, с Диего Веласкесом.

После окончания обучения в севильской школе у  Хуана де Роэласа (исп.), будущий художник год проработал в маленьком городе Льерене из его родной провинции (1617-1618), потом вернулся обратно, где и прочно обосновался на следующие пять лет.

Буквально через пару лет после этого Сурбаран уже был хорошо известным художником, который специализировался на церковной живописи. Он создаёт 21 картину для доминиканского монашеского ордена. В этот цикл входит полотно, впоследствии ставшее очень известным - «Христос на кресте».

Картина «Христос на Кресте» - самая известная работа «испанского Караваджо», а ведь именно так ещё при жизни называли Франсиско де Сурбарана. Лаконичная и простая по композиции, картина поражает своей монументальностью и «скульптурностью». Эта работа признана лучшей по анатомической точности изображения человека среди всего наследия испанской живописи. Все свои картины де Сурбаран писал с натуры, избегая при этом перегруженности элементами. Более того, автор намеренно лишал свои полотна какой-либо жанровости – он просто умел видеть в обыденном прекрасное и изображать просто и лаконично великое.

В течение двух следующих лет, с 1628 по 1630, мастер пишет цикл полотен о святом Педро Ноласко и еще одну группу творений, посвящённых святому Бонавентуре.

1631 год стал весьма значимым в жизни и творческой карьере художника. Он создал полотно, называющееся «Апофеоз святого Фомы Аквинского». Эта картина получила статус шедевра еще при жизни художника.

«Апофеоз Фомы Аквинского» – огромная, почти пятиметровая картина, написанная Сурбараном для Коллегии св. Фомы в Севилье. Когда-то она венчала собой алтарь доминиканского монастыря, к которому относилась Коллегия, а сейчас представлена в севильском Музее изящных искусств.
Есть некоторый парадокс восприятия: для нас Сурбаран ассоциируется в первую очередь с практически монохромными одиночными композициями, скупыми и строгими, с резкой светотенью (как натюрморт Agnus Dei или изображения св. Франциска). Но современники художника его величайшей работой считали как раз «Апофеоз Фомы Аквинского» – не вполне по-сурбарановски многофигурный и многоцветный.

На следующий год Сурбаран переезжает в Мадрид, где становится придворным художником. В те времена этот титул приносил солидный доход, серьёзные связи и признание у богатых и имеющих власть аристократов.

В столице Сурбаран работал над декорированием одного из новых дворцов короля, поэтому надолго отвлекся от классической религиозной живописи. Ему принадлежат десять картин, описывающих подвиги Геркулеса, и шедевр монументальной живописи под названием «Оборона Кадиса».

Как и на многих других художников до него, на творчество Сурбарана оказало огромное влияние наследие итальянского Возрождения, а также работы его великих современников. Под влиянием новых для него тем и художественных веяний мастер после того, как вновь поселился в Севилье, создал ряд знаменитых работ, которые предназначались для монастыря в городе Херес. Из них больше других известны такие полотна, как «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

На тридцатые годы XVII века приходится пик славы и популярности Сурбарана. В этот период на завоеванных Испанией землях Южной Америки активно возводятся новые церкви и монастыри. Они нуждаются в украшении и декорировании картинами на религиозную тематику. Множество их заказывается у Сурбарана, что распространяет его славу как гениального художника за пределы Старого Света. Его картины хорошо скомпонованы, выразительны и превосходно передают объём и формы, игру света и тени.

На последние годы работы художника приходится время увлечения портретами Христа, Девы Марии и святого семейства. В эти годы он создаёт выразительные детские портреты - «Отрочество Мадонны», «Мадонна с младенцем».

С 1658 года Сурбаран вновь живёт в столице. Но его «золотой век» прошел, творчеством мастера никто не интересуется, заказчики нашли себе более молодых и модных художников. Даже при поддержке давнего знакомца Диего Веласкеса, Сурбаран бедствует и страдает от финансовых неурядиц. Его жизнь стремительно катится к закату, и в 1664 году он умирает в возрасте всего лишь 65 лет.

В наши дни благодарные соотечественники не забыли великого мастера. В Севилье стоит памятник Франсиско де Сурбарану, художнику, поднявшему живопись на новый уровень.


       @