В гостях у Рубцова 3

Учитель Николай
ЗАВОЛЖСКАЯ ФИВАИДА
(В гостях у Рубцова, продолжение)

  Нужно было приехать домой и со стороны, через какое-то время только, осознать объём сделанного супругами Кошелевыми, москвичами, связавшими свою жизнь «смертной и жгучей связью» с Николой, и подивиться внушительной фреске проекта «Заволжская Фиваида». Признаюсь, через первоначальный рассказ Марины всё мне в нём казалось зыбким, неустроенным, неосуществимым, иногда – даже нарочитым, несколько искусственным.
  Я вернулся домой и сел за книги Кошелевых, стал вспоминать виденное и слышанное в музее «Журавли». Многое стало проясняться, отливаться в завершённую форму осуществлённых проектов, выпущенных книг, проведённых мероприятий. Но и после этого контуры итогового замысла виделись смутными горными вершинами вдалеке, так похожими на призрачные облака…
  В Тотемских вестях» за 16 января 2021 года прочитал оценку деятельности М.Н. Кошелевой директором Тотемского музейного объединения Алексем Новосёловым: «Поражает самоотверженность Марины Николаевны. Впечатляют проделанная ею работа, вложения в инфраструктуру. Всё, что увидели, создано на её личные средства (Речь идёт об открытии 6 января 2021 года музея «Журавли» - Н.В.). В какой-то степени это гражданский подвиг. Теперь здесь можно не только размещать и вкусно кормить гостей, но и проводить интересные экскурсии». «Всё так», – думал я, внимательно перечитав брошюру Марины Николаевны «Бунин и Рубцов», её исследование о связи поэзии Игоря Северянина и Николая Рубцова, перелистав и выборочно перечитав альбом-путеводитель «Толшма: от устья к истокам», изучив важнейшие интервью хозяйки «Бирюзового дома», узнав её лично. – Есть безусловные и «самоотверженность» и «гражданский подвиг».
  И внятны стали мне «мольбы и пени» Марины Николаевны, отшагавшей со мной за сутки километры и километры по холмам и полям «родимой окрестности»: нужно так ещё много сделать, а и возраст поджимает, и Андрея не стало три года назад, и почти фантастический по смелости проект «Заволжская Фиваида» обретает почти сакральные смыслы – обязательно через призму поэзии Николая Рубцова. Внятны стали её увлажнённые глаза во время нашей вечерней беседы.
  «Бирюзовый» дом в Николе – своеобразное государство. Чтобы его понять и перечувствовать, нужно внимательно отшагать дом, рассмотреть, пожить в нём.
Не думаю, что он «приручил» уже меня, что я постиг его: слишком мало было у меня времени. А вот, подумал я, ребятишкам в нём хорошо. Славно просто! Столько в Доме закоулков, ходов и выходов, лестниц, потайных уголков, забавных и умных вещиц, сидячего и лежачего места! Дворец, наполненный всякой полезной всячиной. И всё можно потрогать руками, везде можно посидеть и осмотреться вокруг. Можно потрогать за нос поэта Николая Рубцова, воплощённого в металле, пожалеть и погладить его по голове, нырнуть в потайную дверцу и с изумлённой радостью обнаружить там уютный кубрик с лежачим местечком, которое так и тянет к себе, достать и полистать красивые фолианты книг с картинами и фотографиями…
  Но есть в Бирюзовом доме и священное для хозяйки место – мемориальная комната Андрея, где экспонаты расскажут вам о нём как о фотохудожнике, звукооператоре, книгоиздателе, спасателе.
  Но вернусь к понятию «Заволжская Фиваида».
  Впервые этот термин Марина Николаевна применила к местности Толшма в 2014 году на краеведческих чтениях Тотемского музейного объединения. Её доклад был опубликован в 2015 году в краеведческом альманахе "Тотьмич". Автор предложила ввести для отражения духа местности термин "Заволжская Фиваида". "Заволжской Фиваидой" знаменитый историк Василий Осипович Ключевский назвал "водораздел Костромы и Сухоны", покрытый дремучим лесом. Здесь, на пограничье Вологодской и Костромской земель, проходили водно-волоковые пути, соединяющие Русский Север с Поволжьем. Тут, на водоразделе рек, текущих как на юг (Кострома, Монза, Согожа), так и на Север (Толшма, Лежа, Комёла) находятся истоки больших рек Европейской России - Северной Двины и Волги. «Они – природные, но наши предки сочли необходимым освятить их и воздвигли здесь храмы. Глубокий смысл вкладывали они в их наименования. Путь по реке Толшме, связывающей Русский Север с Поволжьем, от её устья до верховья, можно рассматривать как путь от Благовещения до Успения – в соответствии с названиями возведённых здесь Богородичных храмов», – убеждает нас Марина Кошелева.
  Соотнести Заволжскую Фиваиду с духовным полем поэзии Николая Рубцова, найти эти тонкие и невидимые глазу нити, воплотить найденное в ландшафтных площадках, проектах, туристических тропах, новых книгах и альбомах – вот задача, которую решает сегодня Марина Николаевна и её партнёры. Так возникли площадки «Между берёзой и сосной», «Банный городок», «На том берегу», «Под парусами», «Перекат Камешник», «У Серого камня», праздник «Дожинки», проект «Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки на Толшме» и другое.
  Но… и не в этом для меня дело. В чём-то третьем, что понять можно глубоко зная и любя поэзию Николая Рубцова и деревню Николу и её окрестности, дальние и ближние – «самое святое на земле», по словам самого поэта. Это тончайшая, ювелирная работа по силам подвижникам, подобным Марине и Андрею Кошелевым. Им помогали и помогают в этом и Тотемский краеведческий музей, и музей поэта в Николе, и учителя местной школы, и клуб деревенский, и администрации, и сама Вологда… Тут одному не устоять, не обнять в одиночку и не воплотить замысел, формы которого отливаются постепенным и неустанным трудом. Любящие Рубцова и его поэзию «незаочно» и неслучайно обязательно протянут друг другу руки.
  Моя встреча с директором Тотемского музейного объединения Алексеем Михайловичем Новосёловым была коротка. Однако уносил я с неё тяжёлый фолиант нового монументального труда «Николай Рубцов на Тотемской земле» (авторы А.М. Новосёлов и Г.А. Мартюкова) и книгу Сергея Багрова «Россия. Родина. Рубцов». Уже дома в газете «Тотемские вести» я прочитал отличную статью Алексея «Через тернии – к звёздам». Она – дань глубокого уважения к М.Н. Кошелевой, трудам её и её мужа, Андрея. В ней есть знаменательный фрагмент, очень меня позабавивший и верный по отношению к моей героине, хозяйке Бирюзового дома. Приведу его целиком:
  «Идём с Мариной Николаевной по залитой утренним солнцем улице в поисках магазина, который может работать в ранний час. Видим призывно открытую дверь какой-то торговой точки. Марина Николаевна порывается туда зайти, останавливаю:
– На табличке написано – работает с восьми, а сейчас ещё 7:10.
– Но дверь же открыта! – решительно возражает Марина Николаевна, заходит и, естественно, оказывается права. Продавец кивает головой: да, работаем, никаких проблем, покупайте.
– Вот в этом мы отличаемся, – удовлетворённо резюмирует Марина Николаевна. – Вы живёте по правилам и доверяете вывескам, а я просто иду и открываю двери».
Символические слова! Но если без шутки: дверь в Заволжскую Фиваиду может быть открыта только общими усилиями всех тотьмичей, преданных своей земле, её высокой и древней культуре и любящих Рубцова.

  С огромным уважением и любовью к Тотемской земле и всем, кто приветил меня на ней – Николай Васильев