Стравинский. Весна Священная. Впервые

Елена Кордикова -Тася Мейерхольд
© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ»
Весна Священная
Пульчинелла

Стравинский. Весна Священная. Балет (1912-1913)
Введение
Часть Первая. Поцелуй земли
Поцелуй Земли
Весенние гаданья. Пляски щеголих
Игра умыкания
Вешние хороводы
Игра двух городов
Шествие старейшего-мудрейшего
Поклонение земле. Выплясывания земли
Часть Вторая. Великая жертва
Величание избранной
Взывание к праотцам
Действо праотцев человеческих
Великая священная пляска

Введение
Весна Священная в картинах
Языческой, Большой Руси -
В кантатной форме, двуединой, -
Суть возрождения Земли.

Весна язычников славянских,
Жрецов священных, сильных руль,
Живёт душой в славянских танцах,
Несёт плодов природы культ. -

Культ размноженья, древа рода,
Его продления в веках,
Культ поклонения природе:
Рост, плодородие и страх

За голод, мор, неурожаи,
Перед пожарами стихий
И миром, что неуправляем.
В нём первобытный дух Руси,

Который пребывает в страхе,
И поклоняется земле,
Невежеством наполнен, мраком
В своей Священнейшей Весне.


Часть Первая. Поцелуй Земли
Весна... Природы воскрешенье,
Рост, возрождение Земли,
И голоса, сочней свирели.
В них - цвет, сияние земли.

Триоли, наигрыши, песни,
Весны священный поцелуй,
Развитие с движеньем вместе, -
Слагает плодородья культ

И умножение живого, - 
Всего того, звучит в ком жизнь,
Кто дышит, в ком есть мощи слова,
Кругообмен веществ и сил. 

Деревья, воздух, птичий щебет -
Всё интонирует душе.
Ведь связь с родной природой крепит,
Дарует поцелуй Весне,

Весне Священной, что в картине
Языческой, Большой Руси.
В кантате первой, двуединой, -
Перл возрождения Земли.

Пора весны, пора цветенья
И роста, яркости земной...
В ней радость и людей веселье,
Гаданье, пляски под луной.

Весенние гаданья. Пляски щеголих
Весенние гаданья, пляски...
Традиций древних всех не счесть.
Попевни, наигрыши танцев...
В них стрёкот, шелест, скрипы есть -

Все имитации движенья,
Народа древняя игра,
Когда мотив бывает стержнем,
Нанизывая звуки в ряд,

Пестрящие, на ритме строгом
Перебиваемых синкоп
С притопами да расприхлопами,
Толкающими звука тон.

Слышны гармошкины движенья,
Народных инструментов бас
И щеголих разлив веселья,
Пустившийся в разгульный пляс.

Игра умыкания
Игра, когда ‘сбегает’ фраза,
Уносит наигрыша звук.
Её все ловят, догоняют
И постепенно узят круг

Ударом, властными щипками,
Движенье звука стопорят.
Игра на звука ‘умыканье’,
Который ловится в кругах.

Вешние хороводы
Perpetuum mobile движенья...
Времён природы древний ход...
В узорах праздничных скольженья -
Весны Священной хоровод... 

...Весною ходят хороводы.
Спокоен, сдержан их мотив,
К земле прикован мерным ходом. -
В нём тоника с движеньем квинт.

Мотив плывёт, вплетает звуки.
И наигрыши разных групп
Слагают, разрывают круги,
С попевками узоры ткут.

Их гармонично усложненье.
Узоров хорошеет ряд.
В нём бесконечное движенье
И вечной жизни звукоряд:

В контрастных наигрышах тонов,
В движеньях, сотканных в мотив, -
Перетекание узоров
Мелодий, песен хоровых.

Игра двух городов
Мужчины, женщины играют.
Два города себя дразнят,
На бой и игры вызывают,
И в четырёх идут рядах

Попарно, каждому в затылок.
Передвигают свой мотив, -
Мелодию для всех едину,
Окрашенную в разный ритм,

В контрасте резком, жёстком звуков.
Попевки двигается пласт
Сил первобытных и упругих.
Пластичен певческий каркас

Изменчив. Движутся массивы -
Мужчин и женщин города.
В одних рядах - мотивы силы,
В других - забавы, пляски дня.

Суть - выявление героя
И победителя игры.
Герой - старейшина игр строя,
Окаменевший исполин.

Игра усиливает тяжесть,
Тяжеловесным стал мотив.
Движения не прерывая,
Свой вес впечатывает в ритм. 

Шествие старейшего-мудрейшего
Звук уплотняется в пространстве
И тяжелеет от шагов,
От грохота хлопков ударных
От дробных ритмов и тонов.

И вот уже идёт старейший, -
Мудрейший, разума мудрец.
Его величественно шество.
Несёт он празднества венец.

Старейшина величит праздник
И хороводы, связь времён.
Он завершает игры, пляски,
Напоминая о святом, -

О поклонении священной
Земле, начале всех начал,
И о богине недр - Деметре,
Что кормит всех разумных чад.

Поклонение Земле
На миг всё шество застывает -
Земли Священный поцелуй
В сознанье, в разум проникает -
Земли, природы это культ,

И воцаряется безмолвье:
Слышно биение сердец;
К земле клонясь, народы помнят
Неотделимость их от недр,

Зависимость от непогоды,
От смерчей, засухи, ветров,
От благолепия природы,
Её языческих богов.

Выплясывания Земли
Люд, поклоняяся Деметре,
Кормящей человечий род,
В стихийной буйной пляске ветра
Ей уваженье воздаёт. -

Выплясывает до упада,
До первобытности вещей,
Чтоб сила танцев, их бравада
Пробили мощностью своей.

Пляс тяжестью к земле прилеплен,
Желает слиться с ней, срастись,
Не отрывается и крепнет.
Тела грузнеют, их толчки

Дань земледельческому культу -
Пшеницу втаптывает люд,
Зерно вошло чтоб в землю с плугом.
Весенний пляс - помощник, друг.

Своей энергией весенней
Вбивает в землю мощи сил,
Чтоб урожаи неизменно
Кормили древний люд Руси.


Часть Вторая. Великая жертва
Земли культ связан с культом предков,
С необъяснимостью их тайн,
С богиней греческой, - с Деметрой,
Чьё милосердие воздаст

За труд народу, за терпенье,
За раболепье перед ней, -
Пред божеством, что страхи сеет
Среди некошенных полей,

Ночной, панической природы.
Умилостивить чтобы жуть, -
Разливы тайных половодий,
Палящий зной, ветрищей путь.

Но как? Найти Большую жертву,
Чтоб с ней на верность присягнуть
Богам языческих поветрий,
К стопам Деметры чтоб прильнуть, -

К богини недр и плодородья.
Особо чутка связь с землёй,
С развитием и ростом всходов,
С их обновлением - весной.

И после сна и полумрака,
Когда наощупь мир идёт,
Ступает с робостью от страха,
С оглядкой, в боязни живёт.

И все движения наощупь.
С боязнью девицы бредут,
На шорохи, на шелест ропщут
И слышат голоса и шум

Природы тонкой, деликатной.
И откликаются на них.
Им интонирует звук внятный,
Природы первозданной ритм.

Величание И збранной
Избрать достойнейшую жертву -
Вот цель, чтоб усмирить богов
И принести к столпам путь смертный,
Продолжить чтобы путь земной.

Уходят в темноту обряды.
Язычеству поклоны бьют.
С шипеньем воют камнепады
И мрак веков на части рвут.

Мощь диких сил энергий
Сопровождает весь обряд
И величает культа жертвы,
Становит избраннейших в ряд,

Найти чтоб среди них девицу,
Чья красота затмила б мир, -
Одну избранницу, царицу,
Чтобы унять жестокость сил.

Шеренг ритмический рисунок
Несёт единый, свой акцент.
Тогда как ряд избранниц рубит
И бьёт ударом доль сегмент,

Величит жертвы дух и жертву,
И славу жертве воздаёт.
Задобрить хочет звоном, смертью
И силой высоту берёт.

Чтоб принести к столпам путь смертный
И усмирить земли богов,
Избрав достойнейшую жертву -
Продолжить чтоб свой путь земной.


Взывание к праотцам
Хоров бесцветно излиянье.
Бледны деяния истцов.
Помогут ли они? Едва ли.
Взывать ли к мощам праотцов?

Взыванье к праотцам бесплодно:
Оно побед не принесёт,
Не сложит подвигам их оды
И помощь духу не пришлёт.

Действо праотцев человеческих
Литавры отбивают доли.
Жестока поступь праотцов.
Тяжёлый пульс их бьёт по воле.
Звучаньем глушит стон людской.

Зловеще ветра дуновенье.
Мрак проступает на дела.
Мрачнеют краски песнопений.
Звук застывает на устах.

Труб заклинания ужасны.
Пугает жуткий колорит.
Хор привидений ежечасно
О смерти близкой говорит.

Застывший взгляд потухших взоров,
Холодный шелест жухлых слов
Пугает страхами ведомых -
Злодейством пришлых праотцов.

Взыванья к осени бездушной,
Чей приглушённый шелест, треск
Гласит об обветшалых чувствах,
Глухой тоски наводит вспеск

И гасит позитив мышленья, -
Свет, яркость красок, сил прилив;
Тепло весеннее не сеет
И оставляет тёмный ритм

И власть природы и стихии.
Несут им жертвы праотцы.
И в пляске избранных творений
Печать трагедии толпы

И смерть избранницы и жертвы.
Обряды, действа  праотцов.
Уходит в темноту столетий -
В язычество, во мрак веков.

Великая священная пляска
В ней максимально напряженье,
Разгул стихии, хаос бурь.
Пляс солнца и луны затменье, -
Весны священной высший культ.

Финал - всему закономерность, -
Эмоций, экзальтаций взрыв.
Языческому действу верный
В нём ритма рост, в верхи прорыв.

Он, в темпе марша восходящем,
Размер меняет, такта ход.
Движеньем, пластикой разящий
Финал наращивает взлёт.

Подъёмы, срывы, вновь подъёмы,
Прыжки вперёд и резкий крик.
На тонику. В ступенях новых
Разгульный пляс уходит в вихрь.

Мозг долбит остинато строи.
Упорно тянет пляс назад,
Ошеломляет перебоем
И снова сносит тень преград.

Сумбурная лихая пляска
Языческой Большой Руси -
Энергии святейшей встряска,
Ведущая на пики сил.

19.06.2022. Krasnodar
I. Stravinskiy / S. Dyagilev. Ballet. TV Channel “Culture”


Стравинский. Пульчинелла. Балет (1926)

Пульчинелла - танец смелых,
Дань балету прошлых вех,
Полнота где ощущений,
Где мужской царит балет.

Чувства - в танцах променада
Превращают в солнце дождь,
Дарят всем тепло и радость,
Утверждают жизни мощь

Весело, легко и смело
И с улыбками надежд
В итальянских кантиленах,
В серенадах, дух чей нежн.

Следом - острый звук токката.
Как его не станцевать?!
Коль токкато танец знатный,
Будет в нём гротеск блистать.

В исполнительских скерцино
Он летит, глотая слог.
И в удачных концертино
Есть с гавотом диалог.

С юмором звук пасторальный
Вносят комики в оркестр,
Заражают дух ансамбля
И танцуют менуэт.

Следом - арии из опер.
Их танцуют, как всерьёз.
Хоть сюжет у драм суровый,
Все смеются в них до слёз.

И сначала. Тарантелла
Резво, весело звучит.
Пульчинелла - танец смелых.
В нём мужской балет царит.

 19.06.2022. Krasnodar
I. Stravinskiy / S. Dyagilev. Ballet. TV Channel “Culture”