Лена

Татаринов Николай Владимирович
                Город русской славы (Лена)
                (Зарисовка с натуры)

Мы с Галой – на пенсии и любим путешествовать.
Давно хотелось нам съездить в Переславль Залесский - на родину русского флота,
да всё не было случая…

И вот 12 сентября мы едем на новом «Форде», подаренном нашими детишками, в Переславль на хоровой фестиваль в компании с хором МГГУ  (Московский Гос. Гуманитарный Универстет).
Около часу дня мы остановились в гостиничном комплексе «Лесная сказка». Это одна из первых ласточек отечественного туристического «бизнеса» - почти европейского уровня. Комплекс выстроен в лесу, вокруг озерца, недалеко от автотрассы, километров пяти не доезжая  города.
………………….
Оказывается Переславль Залесский это родина нашего национального  святого - князя Александра Невского и поэтому фестиваль приурочен к дню его рождения, организован в его честь, и почему-то назван «Конгрессом».
 Вечером в субботу в  местном доме культуры с большим зрительным залом, который заполнился к середине вечера почти наполовину, состоялось открытие фестиваля и концерт – представление участников. Участвовало порядка 12 -13-ти хоров и ансамблей (я точно не знаю, какая разница между ними, но… чувствую). Каждый хор исполнил по 2-3- произведения  и в перерывах ведущая скороговоркой (за недостатком времени) говорила – на какой площадке завтра будет выступать данный коллектив. Площадками были  храмы, которых в Переславле не счесть, видимо красная коса здесь наткнулась на камень…
       Меня поразил ансамбль МГУ.  Дирижёр - высокий черноволосый красавец – выделывал что-то невозможное со своим ансамблем – причём сам и дирижировал и пел  и вёл съёмку.
Ведущая сообщила, что завтра они выступают в храме Александра Невского.

Вечером всё население гостиницы высыпало на берег озерца возле гостиницы и по случаю накрапывавшего дождика разместилось под навесами.  Поскольку всё это были участники  фестиваля, то создалась дружная и непринуждённая атмосфера  - долго пели самые разные песни – и народные и советские, и казачьи, авторские, туристские (только современных не было – как то они не поются). Особенно интересен был парень, который знал все слова всех песен и пел истово, переходил от одного кружка к другому и всегда оказывался в центре внимания.
Разошлись далеко за полночь.
 …………………
На следующий день утром, пока Гала ещё спала, я поехал в   храм ещё раз послушать этот ансамбль – из МГУ.
Слушателей поначалу было очень мало – человек 5 – не больше, и даже в таком небольшом храме было почти пусто, если не считать самого ансамбля из восьми человек.
……………………
Среди  присутствующих я заметил одну невысокую, худенькую женщину, скромно и строго одетую. Лицо её казалось маловыразительным и не выделялось красотой, хотя и с правильными чертами.
- Наверное, местная прихожанка – мельком отметил про себя.
Я молча наблюдал за подготовкой ансамбля к выступлению. Дирижёр налаживал съёмочную аппаратуру.
- Вы вчера были на концерте? – неожиданно подошла ко мне эта женщина.
 - Н-да …, мне… понравился этот ансамбль и мне захотелось его ещё раз его послушать. А Вы - местная?
- Ну да, теперь уже… местная.
И, пока ансамбль настраивался и распевался, она коротко рассказала мне, что она из Иркутска, работает в местном физическом НИИ вместе с мужем, тоже физиком.
Сюда они попали по распределению, после окончания  физического ф-та Иркутского университета. Иркутск - большой областной город с богатой культурной жизнью. И она долго не могла привыкнуть к жизни небольшого провинциального городка (видимо и не привыкла). Лет пять порывалась уехать куда - нибудь, но   мужу очень нравится работа…  Здесь же - некуда пойти, а до Москвы далековато - 140 км, да ещё эти пробки автомобильные…
 Да, подумалось -  хоровой фестиваль для Переславля – это событие.
 Голова её изредка еле заметно подёргивалась.
.……………
После замечательного выступления ансамбля МГУ я уехал в гостиницу – Гала уже отдохнула вполне и   мы вновь поехали в этот же храм на заключительный концерт «Конгресса».
 На этот раз внутреннее пространство храма было переполнено публикой и мы не все выступления слушали – было тесно, душновато и мы вышли прогуляться. Но дождь загнал нас обратно. Здесь мы снова увидели эту женщину – Лену, как она представилась. Видимо она искала общения и мы с Галей привлекли её внимание.
После концерта она порекомендовала нам неплохое кафе по соседству с храмом.
- Мы там иногда обедаем с сыном…, скоро подойдёт муж - мы тоже там посидим.
 Мы поблагодарили и отошли - в кафе, пообедать.
Когда мы сидели за столиком, в ожидании блюд, через один столик я заметил женщину, сидящую к нам спиной. Приглядевшись, понял, что это опять она – Лена.
За столиком она сидела одна, от её фигуры веяло одиночеством.
- Может быть, позовём её к нам за стол? – спрашиваю Галу.
- Она сказала, что ждёт мужа, не будем мешать.
 Но никто так к ней и не присоединился.
После обеда мы пошли осматривать другие храмы, которых было несколько на этой относительно небольшой Красной площади. Когда мы осматривали один из этих храмов  к нам подошла … Лена.
- Мужа не дождалась … , он любит опаздывать!
Мы поговорили о Переславле и так вообще… о жизни. Хотелось её расшевелить, отвлечь от грусти. Пригласили её остановиться у нас, когда они с мужем будут в Москве – после посещения театра или концерта.
- Спасибо, у нас есть там родственники – отказалась она.
Я тронул её  за локоть немного в сторону:
- Вот Галя говорит, что от болезни Паркинсона  помогает физическая нагрузка!
- Это не Паркинсон - и она назвала другую болезнь, мне незнакомую.
Ей, видимо, не хотелось уходить…, но и навязываться тоже.
Всё же пришло время расстаться с ней. Почему – то мы не  сообразили дать ей свой телефон…
     Потом мы с Галой съездили к Плещееву озеру – хмурая погода сделала его неприветливым,  затем сходили на Художественную выставку местных художников, расположившуюся в одном из храмов на Красной площади. Мне очень понравился пейзаж с лошадьми на берегу моря или, скорее, озера. На картине один молодой жеребец круто изогнул шею в каком-то радостном порыве.
Автор был здесь же, мы купили у него авторскую копию этого пейзажа, выполненную на керамике.
 Перед отъездом домой – на площадке перед гостиницей - мы пригласили к себе в машину дирижёра МГУ- шного ансамбля, дабы он не вымок под дождём. Оказалось, что он солист музыкального Театра им. Станиславского и Данченко.
- Что же там стоит послушать?
- Из ближайших постановок это «Демон» – я пою там главную партию! Спектакль  поставлен к  200 летнему юбилею Лермонтова – 15 октября.
В Москву с нами он не поехал – надеялся с кем- то поговорить в автобусе МГГУ.
 На обратном пути пришлось вкусить все прелести поездок в воскресный вечер  по трассе, на которые жаловалась Лена - пробки начались от самого Сергиева Посада.               Дома я пришёл в себя от этих пробок только через день.
По приезде в Москву я сразу купил билеты на   спектакль «Демон» – 15 октября мы идём его слушать.
……………………………
В общем, поездка удалась, хотя мы и не поехали на общую экскурсию по городу из-за дождя, да и поездили уже по нему сами.
     Жизнь пошла своей колеёй, со своими делами и заботами, вот только почему-то иногда мне видится… одинокая женская фигура  за   п у с т ы м   столиком
 на  п у с т о й     террасе   кафе.