Риск в экстремальных путешествиях по воде

Евгений Лебедев 7
Некоторые правила,  разрешающие  риск в экстремальных  путешествиях  по горным рекам.

         Эту статья  родилась  у меня  после  увиденного в интернете   трагического  происшествия на  Катуни,  когда  погиб инструктор  рафта,  во  время  прохождения     порога «Тельдекпень – два».  Эти  события  есть  в интернете;   оверкиль  снят с берега  и всё  понятно  до мельчайших  подробностей…
    Тяжелая  лодка  с гребцами – клиентами двигалась  по  струе порога на  веслах,  когда под  правым  бортом открылась  громадная  воронка – щель  и резко  накренила  рафт.  С  верхнего  борта  посыпались  вниз  гребцы,  сбивая   с мест,  сидевших  на нижнем  борту; центр  тяжести  судна  стремительно  изменился,   рафт  встал  на  ребро  и  все  девять  человек,  как  горох,  отпали  от  судна.   Лодка  в  перевернутом  состоянии продолжала  движение  по  центру  порога,  а  люди попали  в  противоток  и  коварные  струи  Тельдекпеня  потащили  их  в  обратную  сторону,  образуя  воронки.  В  одну  из  них  и попал   сам  инструктор.
   Я  много   лет  посвятил водному туризму, и подобные  события  больно  отзываются  в  памяти.  Настоящие  водники –   все профессионалы,  которые по  сорок – пятьдесят  лет посвятили этому  занятию. Они  знают  много  полезного  для  безопасности  в экстремальном  водном  туризме и  мой  рассказ, основанный  на  реальных  событиях,  надеюсь,  кому-то  поможет предварить серьезные  неприятности.
   Каждому из  нашего  водяного  братства  приходилось  спорить с водой; и мы знаем,  что вода – это чуждая  человеческой жизни  стихия,  пригодная  для  рыб.  И  если  ты  садишься  в лодку, то  должен предусмотреть  законы  безопасности непременные для  воды. 
  Без лодки  в  бурной воде  жить очень сложно.  Главное  для  жизни – дыхание не всегда  возможно в критических  обстоятельствах.  Каждый  водник  знает,  что  лучше  ухватиться  за лодку, плот,  катамаран  и  гора воздуха,  обеспечивающая  её  плавучесть,  позволит вам дышать и  продолжать работу  по  выживанию. При  оверкиле  - главное  не отцепляться  от  судна, и избежать  травм  при ударах  о  камни, и другие препятствия. Не  потерять  драгоценные  доли  секунды  и постараться  управлять  ситуацией.
   Лодке  дышать  не  надо,  она  вынырнет из  под  воды  и  вывезет  вас  на  себе на  спокойную  воду.  В реке  все  движется, меняется обстановка  каждое  мгновение и  главное -   владеть ситуацией.  Даже речные воронки не  смогут поглотить судно  в недра  подводного мира. Мне  приходилось  вращаться  в громадных  воронках на  той же  Катуни сидя на  катамаране,  когда из  воронки  видно  было только небо.  В другом походе - большой шестиметровый  камерный  плот из  семидесятых лет двадцатого века,  Тельдекпень  крутил , как козявку,  в громадной  воронке,  притопив  половину  плота в воронке и гребцы половины плота  стояли,  притопленные, по колено в воде, а  вторая половина  команды  вращалась   вместе с висящими камерами над водой  по воздуху.   Дикая  сила  спрессованной воды, её сшибающихся  струй  в глубоком  каньоне,  способна ломать  толстые  стволы  деревьев,  как спички. 
   Когда-то  давно,  лет  сорок  назад,  когда  я начинал  осваивать  искусство водного  туризма – мне  попалась  замечательная  книжка  мастера  спорта  по  туризму – А.Е. Бермана. Называется  она  «Юный  турист».  Эта  великолепная  книжка   прочитана  многими  поколениями и   до  сих  пор  архи  актуальна для начинающих путешественников    и  очень интересна  для  любого читателя.  Книга  вышла  в 1977 году  в издательстве  физкультура  и спорт  в Москве и  много раз  переиздавалась .  Сегодня  она  есть  в интернете. И это очень  хорошо для  вас дорогой  читатель. Можно назвать  её  азбукой  путешественника.  Там есть  всего  понемногу и о пешеходном и о водном туризме и об альпинизме… Она  достойна   внимания  любых  путешественников.
    В  1993  году  на  Катуни, при  ударе  моего  катамарана  в  косой  вал, отходящий  от береговой  скалы,  мой  напарник,  не опытный  турист,  вылетел  с катамарана и угодил  в  маленькую  воронку, на  грани  струи  и  противотока.   Только  через шестнадцать  секунд  его  поднял  спасательный  жилет  на  поверхность.  Он был  уже  вялым  и  скучным,  неактивным,  не  способным  к  борьбе.  Катамаран  крутило в противотоке и  я  не  успел  подтянуться  к нему,  когда  вторая  воронка   утопила  его  через минуту.  На сей раз,  он  пробыл  под водой  в два раза  меньше  времени, и  центральная струя потащила   пловца к следующему порогу,  где  мне  всё-таки удалось  его  через  минуту  догнать. Но какая  это была  долгая минута,  как целый час.
      С  каким  наслаждением  Александр, так его звали,   уцепился  за  катамаран, что кое-как удалось  затащить его на дутик  - баллон катамарана.  Следующий  порог, куда  нас немедленно  пригласила  Катунь, -   он  прошел  лежа в обнимку с дутиком, прицепившись,  как  пиявка к артерии. И мне  одному пришлось  управлять судном. 
        Позже,  мой  напарник, Саша,  рассказывал, что в глубине  было темно, и  все  его  усилия,   всплыть  досрочно, стихия  игнорировала.  И  ещё:  сильное  давление  спрессованной  воды  осталось  в его  памяти  на  всю жизнь.  С  тех пор  мы  стали  прикреплять  по  периметру  баллонов  катамаранов  прочный  репшнур, за который  можно было в любую  долю  секунды  ухватиться  при внезапной  необходимости. Эта  леерная  обвязка, как её  потом  назвали,  много раз  выручала путешественников  в острые  моменты сплава.
     Водный туризм,  как и  все  экстремальные  виды  спортивного туризма не  позволяет  расслабляться. Река  ежесекундно  меняется. Страховка  начинается  с  берега. Каждый  садящийся  в лодку, должен знать,  как удержаться  в судне в неожиданной ситуации.
    На рафте, с  которого  высыпались  туристы -  была  бортовая  обвязка – страховочные  леера по  всему периметру.  Внутри  судна  на днище – натянуты  веревки,  под  которые  вставляются   ноги  гребцов  во  время  движения судна, чтобы  не  свалиться  во  время гребка. Мокрая   ткань   плота  всегда  скользит  под  работающим  гребцом и  это  надо  учитывать.
    Усаживаясь на свое рабочее место,  гребец  должен  потренироваться  в  стремительном  действии  удержания  за  плот.  Заранее!,  найти точки  надежной  фиксации;   при  необходимости  можно  использовать  дополнительные  страховочные  фалы  и карабины.
    Каждому  гребцу  желательно  иметь  специальный  нож – стропорез  для  отсечения  веревок  в  критической  ситуации.  Бывает,  что  люди  запутываются  в веревках  под водой и  времени  для  распутывания  нет.  В  таком  случае на  груди спасательного жилета  есть  специальное  крепление  для  стропореза.  Он  может  выручить  вас,  если какой-нибудь  репшнур  мешает  вам    действовать в бурной воде.  Обычный  нож  в бурной  воде, когда вас трясет  и дергает  струя, опасен,  он может  случайно   проткнуть  баллон  плота  и   поранить самого гребца. Стропорезом  невозможно  проткнуть   дутик, но он  хорошо  режет  тонкие  верёвки.   
    На  Катуни самые  опасные  пороги связаны  со  сложными  турбулентными  водными  противотоками  и  воронками.  Это порог  Аяльский,  Тельдекпень один  и два и  многие  другие.  Мощные  тысячетонные струи реки на  большой  скорости  ударяются  в  неровные  скальные  выступы  изломанного   каньона реки вода  завихряется,  пульсирующие  приливы  центральной  струи образуют  большие воронки  и водяные  выбросы,   грибы «поганки»,  внезапно  выныривающие  из  под  воды  спрессованные  струями ,  способные  накренить и даже  опрокинуть лодку. Были случаи,  когда  в  воронках  отрывало  днище  плота  ПСН в  Тельдекпенских  порогах.
   Длинный  скальный  отвесный  коридор,  уходящий в  глубину  на  десятки  метров, не  позволяет  пловцу  выбраться  на  берег  самостоятельно.   Воронки и вихревые подводные  струи  затягивают человека  под воду  в  спасательном  жилете  малого объема, до  десяти – двенадцати  литров.  Тридцатилитровые  спасжилеты  держат  на  воде  надежнее, но  они  объёмные  и  мешают  комфорту.  Поэтому, гребцы, особенно каякеры,  используют  спасжилеты  маленького объема, не достаточные  для  комфортного дыхания, плывущего в активной струе человека.  Спасательный жилет  должен  поднимать хозяина  над  водой, таким  образом,  чтобы подбородок  был  выше  поверхности воды.   Пена  и брызги над водой  не позволяют сделать нормальный  вдох.
     Путешественник  по  воде  должен  быть  готов  к погружению.  Каждый  не  тренированный человек  способен  задержать  дыхание   на  тридцать – сорок пять  секунд. Чаще  всего  спасательный  жилет  вытягивает пловца на  поверхность  за  это  время. Собираясь в плавание  по  бурной  воде,  надо  обязательно  потренироваться, -постарайтесь  научиться  задерживать дыхание при  любой  подозрительной, плещущей в лицо  ситуации.  При  попадании в легкие  воды   начинается  сильный кашель,  который очень опасен  тем,  что  можно захлебнуться  от любых брызг...
      Грамотные  инструкторы  всегда  предупреждают  об  опасностях  и  делают тренировочные занятия  с путешественниками.
    Если  вы  решились  рискнуть  на сплаве  по  порожистой  реке – научитесь  и будьте  готовы  не  отпускаться  от  судна,  не  волноваться  в неожиданных ситуациях  и даже  нырять.
.   В  порогах  с большими  валами,  где  течение стремительно,  необходимо  знать, что  в  случае  нештатной  ситуации – главная  опасность – это  брызги  воды  и  пена на поверхности бочек – пенных  ям с подводным  противотоком  навстречу струе.  Научитесь  вовремя  закрывать  рот и  не  дышать, если  вал накрывает  вас с головой.   Обычно  человека  в  спасжилете из бочек  вода  вышвыривает с притапливанием;   тогда,  как  катамараны и надувные  лодки могут подолгу  кувыркаться  в этих  самых бочках. В Пороге Лом на  реке  Ак-Алахе горного Алтая  даже  громадные  плоты-бублики вода  не  отпускает  десятками  минут из  огромной  бочки,  перегораживающей  почти  всю  реку. Приходится  выдергивать  команду из  бочек  береговой  группе  страховщиков  с  помощью  специальных  бросательных морковок – веревок с  попловками, которые забрасывают  с берега  на терпящий  бедствие плот. Места  такие известны  на  реке  Чуя,  порог  Турбинный в  большую  воду, порог  Малыш  в Можойском  каскаде.
    Если  вы  пустились  в  автономное  плавание  в  спасательном  жилете   по  воле  судьбы, - не  старайтесь  паниковать, это  не  поможет. Течение  вынесет  вас  на  спокойный  участок, где  вам  удастся  добраться  до  берега.   На большой  широкой  реке ещё  надо  потрудиться, чтобы  доплыть до  берега.  Ваша  жизнь – в  ваших руках.  Не  расслабляйтесь  и  упорно стремитесь к спасению. В  холодной  воде  человек  без  гидрокостюма  сохраняет  активность  не более десяти  минут.  Потом  наступает  окоченение.
    Всякая  авантюра  хороша,  когда  вы  представляете  и  знаете  процесс и заранее  готовы  к  предполагаемым  неожиданностям.  Водный  туризм  на реках  высшей  категории сложности – это серьезное  профессиональное  занятие и  требует большой  подготовки.   Новичку,  прежде чем  наступить  на плот, необходимо научиться выживать в  бурной  воде  и знать  приемы самоспасения. Не  всегда  спасатели  рядом и  не  всегда  вода  позволяет  отобрать  человека. Были  случаи,  когда  опытные водники  гибли  на плоту,  заклиненном  в  пороге  на  собственном  рабочем  месте  в водопадной  струе,  которая  выше  сил  человека;  так случилось  в 2007 году  на    пороге  Ворота   реки  Кадрин.   Несколько  жизней  отобрал  порог Карагемский  прорыв, высшей категории сложности реки  Аргут, когда  разрушились в мощных  водопдных сливах несущие  узлы рамы   плота бублика. 
   Тысячи  случаев  убеждают  нас  в оправданности  риска,  когда после  оверкиля, гребцы  не  отцепляются от  судна и плот выносит  их  на спокойную  воду,  где  можно причалить к берегу или  забраться  на  судно в потоке.  Автономное  плавание   в  спасательном  жилете  по  неизвестной  рек  увеличивает  риск.
  Путешествия  приносят нам уверенность в своих  силах,  удовольствие  от общения  с друзьями,  любовь  к природе  и наслаждение  активными  ритмами   самого существования.
 Путешествуйте друзья, удачи вам и доброго опыта.   
                Мастер спорта  по  водному  туризму,  Евгений Лебедев