Завуч против девочки. Или как обуздать зло

Ирина Балла -Ковалевская
Это было в далекие восьмидесятые. Нам было двенадцать  и мы ходили во вторую смену. Школа на окраине города, где в основном учились дети рабочих. Классы переполнены,  до сорока пяти человек.  На окраинах города люди разные живут, дети их несут атмосферу семей улиц на занятия.

Неудобство дополняло тяжесть обучения, за небольшими столами сидели по трое ребят и это мало кого волновало из учителей. Заправляла всей погодой в школе завуч второй смены. Гордостью  школы был блистающий паркет и зелень, великолепно подобранная. Школа располагалась в старинном каменном здании. Окна, выгодно расположенные освещали ярким теплым солнцем все помещения. Классы, наполненные комнатными растениями сияли чистотой и удивительными играющими красками.

Необыкновенная красота классных кабинетов создавалась тщательно, администрация школы не жалела средств на уборщиц. Хотя иногда и привлекали учеников к уборке, но разумно, чтобы не загубить небрежностью красоту помещения.

И в общении с детьми были предельно строги, от сменной обуви, длинных очередей у входов для проверки чистоты таковой, до правил поведения во время перемен.Дети из  дежурных  классов  выстраивались в длинные шеренги по коридору с красными повязками на руках, их обязанность была останавливать буйных гиперактивных детей.
 
От скуки ребятам нравилась такая организация плюс красноречивое каждодневное наставление завуча второй смены, как она любила нам напоминать о себе этот статус, когда вела основные предметы в наших классах - русский язык и литературу.
 
Своими наставлениями она занимала большую часть урока  и нам это безмерно нравилось. Чем больше учительница проговорит, тем меньше вариантов что она тебя спросит. Потому мы с подчеркнутым вниманием выслушивали её,- как надо вести себя тихо, степенно, чтобы мы все были похожи на Пушкина и Толстого в те времена, когда они учились в гимназиях.

Она умела внушать и мы старались изо всех сил верить ей и, вспоминая её наставления, мы доставали какой нибудь томик со стихами из кармана и у окна длинного коридора чтобы скорее подыграть ей, когда видели её идущей по направлению к нам. Какое чтение, мы только делали вид, угождая ей. Мысли переполняли наши головы. Нам хотелось общаться друг с другом беспечно и весело. Но мы лицемерили, заслуживая её похвалы.

 Скорее она была царицей второй смены. Очень себя ценила и подбирала учителей удобных ей, исполнительных и строгих. Впрочем вся атмосфера располагала учиться. Некоторые ученики, не смотря на переполненные классы, выезжая на место жительство в другой район, оставались учиться именно в этой школе.

Родителям нравилась строгость сходившая от педагогического коллектива, граничащая с жестокостью. Это гарантировало смирение , без которого родителям, имеющим низкий уровень достатка, не выучить своих детей.

Учить же она умела так, что её уроки запоминали на всю жизнь. Она могла раскритиковать перед детьми неверное произношение и неправильно поставленные ударения в словах.

Говорила так, что её наставления звучали в сердце. Она требовала выучить правила настолько, чтобы проснувшись ночью, можно было рассказать по первому требованию.
Некоторые безумные родители примерно так и воспитывали своих детей, мне одна отличница из нашего класса жаловалась на то, что её жестоко избивают за каждую четвёрку.

Основная же масса только делали вид что учили. На самом деле очень сложно учиться во вторую смену. Вечером хочется гулять, а утром спать. Родители и все домашние идут на работу или на учёбу . Ты одна и надо организовать пол дня и сделать уроки, конечно же подростку сложно одному без присмотра.

Но на твердую тройку шли а то и на четверку, если постараться. Здесь и помогало её твёрдое четкое наставление, которое навсегда оставалось в памяти. Она требовала чтобы мы, если что не поняли, подходили к ней после уроков с полными предложениями. Небрежности она не переносила.

Как то я после урока подошла к ней с вопросом:

-Нина Ивановна, я не пОняла, как пишутся частицы  пол и полу.

Она отвечает мне спокойно и твёрдо:

-Не понялА.

Я снова ей произношу эту фразу. Она отвечает тем же словом. Я думаю что она могла не понять, и произношу ей ещё раз . Наконец, поговорив таким образом раз пять, она мне дала понять, что надо произносить слово правильно.

-Не понялА. Не не пОняла, а не понялА.

Потом объяснила правило, которое меня интересовало.

Жестоко, но назидательно. Такое было решение проблем.

Иногда жестокость зашкаливала. Того, кто забывал сменку, отправляли домой за родителями или за сменкой. Нельзя было подумать о том чтобы в уши вдеть серьги.
Вольности в одежде не допускались . Школа с детьми выглядела как старинная гимназия, что конечно нравилось  взрослым, да и детям тоже.
Кому не нравится красота?

Однажды был курьёзный случай с этой завучем второй смены, нашей учительницей.
Одноклассница, очень скромная девочка, поехала с сестрой утром в центр города и там зашли в парикмахерскую. Сестрица уговорила Ирину, так звали школьницу, подстричься  за компанию и уложить феном волосы.

Сестра  была постарше и решила младшенькой устроить праздник. На улице погода была прохладная. Многие ещё ходили в шапках. Ирина так радовалась прическе, что не надела и шапку.  Парикмахер  постаралась, подняла высоко прическу укладкой, щедро побрызгала лаком.

Когда Иришка пришла в школу, её увидела перед уроками завуч второй смены. И её  так возмутил этот смелый поступок моей одноклассницы, что она впала в ярость. Сначала она много высказывала ей что как посмела и т.д.
 
Потом повелела смыть прическу водой и идти сейчас же домой. Вода у нас была только в столовой и конечно же холодная. Может быть на кухне и текла  горячая вода, ну так кто ж её, Ирину, туда пустит голову мыть.

Если б девочка была упрямой, она бы не смирилась с такой участью, но Ира была скромной девочкой, она плакала и мыла холодной водой без мыла этот несмывающийся лак на своей несчастной голове.

Представьте сколько времени она вынуждена была пребывать в прохладной столовой и под  дикие вопли учительницы поливать холодной водой голову. Когда  эта женщина насладилась своей  безумной жестокостью, она отправила эту девочку домой с мокрой невытертой головой . А домой на окраину той надо было идти не менее двух часов, она жила возле дач.

На следующий день пришла её старшая сестра для выяснения в учительскую. Она в возмущении кричала что нет вины девочки, это она настояла на укладке. Что никто не имеет права так поступать с детьми и она подаст в суд.
Но всё утряслось, девочка поболев с неделю, выздоровела. И больше об этом никто не вспоминал.

Таким образом обуздывали в той школе всякое зло, которое не должно было проникнуть в добрую жизнь успешной школы.