Работа над ошибками

Светлана Холмогорцева
Лепить ошибки при выполнении школьных домашних заданий – дело обычное. В теперь уже доисторические времена ошибки в тетрадках выправляли неутомимые учителя, для чего у них всегда была под рукой бескомпромиссная ручка с красными чернилами. Тетрадки с вердиктами верховных судей возвращались к подсудимым, и тем назначался условный срок, в течение которого они должны были исправить свои непростительные орфографические и арифметические просчёты. Но как это лучше сделать?

Подходы к данному вопросу у педагогов тех лет были самые разнообразные – в зависимости от специфики преподносимого ученикам предмета. Скажем, несколько раз правильно написать ранее изувеченное ошибками слово. Или проанализировать неверно решённый арифметический пример и составить свой, аналогичный и, само собой, правильный. При этом у старательного ученика формировалось спасительное убеждение, что любые свои ошибки он всегда сможет легко скорректировать, если ему на них тут же укажут учителя, которые уж точно знают все на свете правила. Ему же самому достаточно лишь немного прилежания. С этими идеями уже не страшно было выйти за двери старой школы в неизведанный пока ещё мир. Но в том новом мире вчерашний ученик уже не был обременён обязательной работой над ошибками. Над ним больше не стоял человек с бдительной ручкой с красными чернилами: хочешь – работай над ошибками, не хочешь– так и ну их. Есть более важные дела. Авось пронесёт!

А жизнь мчится куда-то, как скорый поезд, и с каждым годом всё быстрее и быстрее, порою со свистом пронося своих пассажиров сквозь ошибочно выбранную профессию или незаметно проскакивая через опасные мимолётные связи. Бывает, что по пути, на незнакомых полустанках, пассажиры успевают к тому же заключить разрушительные долгосрочные деловые или личные союзы. И вот она, конечная цель увлекательного путешествия – тот главный вокзал, куда всю жизнь вроде бы и ехали. Но что-то не так он выглядит, как некоторым из них представлялось на ступеньках школы, когда ангажированный родительским комитетом фотограф выстраивал их для исторической выпускной фотографии.

Так что же случилось в пути? Может, стоило незаметно соскочить на промежуточной станции и продолжить путь по совсем иному маршруту? Или достаточно было бы просто пересесть в другой вагон? Кто теперь сможет подсказать правильный ответ? Да и поможет ли он, когда в окошке кассы выставлено объявление, написанное красными чернилами чьей-то уверенной учительской рукой: «Обратных билетов нет».

А, может, всё-таки стоило бы по пути от станции к станции делать привычную работу над ошибками?


Image by Brigitte Werner from Pixabay