Хоакин Соролья... Великие художники

Алексей Гончаров2
­­­­­­­­"Прогулка у моря", Хоакин Соролья.

Бежит могучая волна,
Она пуглива и вольна.
На берегу в песке следы,
Они ранимы и легки.
И в складках платья,
Как слепой,
Играет ветер штормовой.


Обычно, при упоминании испанской живописи, наше воображение рисует образы с полотен Гойи, Веласкеса или Эль Греко: темные, тяжелые, величественные, скорбные и потусторонние. Впрочем, кто-то может вспомнить также шедевры Пикассо или Дали: броские цвета, эксперименты, сложность, вызов, метафоричность...­

Но есть художник, выбивающийся из ряда мэтров испанской живописи, но в то же время очень известный и очень любимый в Испании. Он неожиданно прост, светел и легок. И если полотна мастеров Золотого века заставляют нас задержать дыхание, его работы, напротив, наполняют лёгкие воздухом и дышат сами. Здесь море, песок, солнце и ласковый ветер. А имя художника – Хоакин Соролья-и-Бастида.
Формально живопись Сорольи относят к испанскому импрессионизму, о котором мы уже вели разговор ранее. Часть испанских импрессионистов обосновались во Франции, другие же творили на родине. И пусть они не прославились так, как французы-основоположники движения, их вклад в историю живописи весьма и весьма значим.
Среди мастеров и без того жизнеутверждающего импрессионизма, испанец Соролья считается одним из самых светлых. Его полные жизни и солнца полотна в своё время не оставили равнодушным самого Клода Моне.

Хоакин Сорлья-и-Бастида (исп.Joaqu;n Sorolla y Bastida, 27 февраля 1863, Валенсия — 10 августа 1923, Серседилья) — испанский живописец. Крупнейший представитель импрессионизма в Испании.

Хоакин Соролья родился в Валенсии 27 февраля 1863 года. Когда ребёнку было всего два года, его родители умерли от холеры. Вместе с сестрой мальчик воспитывался в семье тётки.
Начал учиться живописи в 14 лет, сначала в Валенсии у Франсиско Прадильи, затем в Мадриде. В 1885 году получил от Испанской академии в Риме (исп.) пособие на четырёх летнюю учёбу в столице Италии. Побывал в Париже, познакомился с современной живописью, из которой выделил для себя произведения Жюля Бастьен-Лепажа и Адольфа Менцеля.

В Париже испанец и встретился с новым для того времени явлением – импрессионизмом, которое и определило его дальнейшую творческую судьбу. Это движение получает живейший отклик в душе Сорольи: он начинает работать на пленэре, палитра его работ осветляется. Будучи уроженцем страны, в живописи которой преобладала академическая манера и темная цветовая палитра, он с жадностью впитывает радость, прозрачность и легкость французского импрессионизма, - все то, что оказалось так созвучно его личному жизнелюбию и свету.

В 1888 году вернулся в Валенсию, женился. В1890 году с женой и дочерью переехал в Мадрид, где у него родились ещё две дочери.
Собственная семья стала для Сорольи своеобразной «наградой» за детскую утрату, - потерю родителей. Он был по-настоящему счастливым мужем и отцом, а жена и дети всегда оставались его излюбленными моделями. После себя художник оставил множество изображений своих любимых: Клотильда и дочери, бредущие по пляжу (1909 г.) или по-домашнему теплый холст с простым и емким названием «Моя семья» (1901 г.), где фигуры близких дополняет отражение отца семейства в зеркале…

В последующее десятилетие к художнику пришёл национальный и международный успех: его работы были награждены премиями в Испании и США, отмечены критикой и публикой на Парижских салонах. Венцом стала экспозиция его работ на Всемирной выставке в Париже (1900), за которую он был награждён почетной медалью и орденом Почётного легиона, стал почётным членом художественных академий Парижа, Лиссабона и Валенсии. После масштабной выставки в Париже в 1906 году, где было представлено около 500 его работ, Соролья получил звание офицера ордена Почетного легиона. Выставки его полотен такого же размаха прошли в Великобритании и США. В 1911 году Соролья подписал с американским магнатом и меценатом Арчером Хантингтоном контракт на серию картин об Испании, в которой представил быт испанских провинций (серия была завершена в 1919 и открыта для публики в 1926 году).

Многие отмечают, что Соролье особенно удавались изображения детей и женщин. Может в этом и кроется этот особенный свет и радость его работ – беззаботность детства, белые платья и кружевные зонтики девушек на фоне морских и солнечных брызг, скал и зелени…На своих полотнах Соролье всегда удавалось на удивление органично связать природу и людей.
Однако за видимой лёгкостью и безмятежностью сюжетов кроется огромный труд мастера: для каждой своей картины Соролья тщательно прорабатывал композицию, изучал пропорции и форму предметов, а также позы моделей, контрасты цвета и света. Лишь после этой подготовительной работы он писал на холсте, уже почти не внося никаких изменений.

После инсульта, в 1920 году застигшего художника за мольбертом в собственном саду, был парализован в течение трёх последних лет жизни.
Хоакин Соролья отличался необычайной творческой энергией и оставил свыше 2000 произведений. Вдова мастера передала его работы в дар Испанской республике. Они составили основную коллекцию Музея Сорольи в его доме и мастерской в Мадриде, который был открыт в 1932 году. Американский промышленник и коллекционер Пол Гетти приобрел десять пейзажных полотен Сорольи для своего музея. Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира от Берлина до Буэнос-Айреса.
В 2007 году выставка работ Сорольи и Сарджента прошла в парижском Малом дворце. В 2009 году персональная выставка Сорольи была развернута в Прадо и музее Нимейера (португ.) в Куритибе.


    @