Иван Крамской
Неизвестная
1883 год.
С улыбкой лёгкой смотрит с полотна,
Умна, стройна, изысканно одета…
А глаз её восточных глубина
Свела с ума не одного поэта!
Из-за неё стрелялись мужики,-
Она легко любовников меняла.
Одним прикосновением руки
Сердца их биться чаще заставляла!
Не довелось, должно быть, полюбить
Но ей своих вздыхателей не жалко,
Обиднейшее слово «Содержанка!»
А ей хотелось королевой быть!
Возможно, тот художник был влюблён,-
Он на неё всегда глядел с печалью,-
Взаимностью она не отвечала,-
Был для неё не интересен он.
***
Ей помнится его печальный взгляд…
«Ох, как же быстро время пролетело!»
Она б опять помолодеть хотела,
Но не вернёшь ничто уже назад.
Приходит посмотреть на полотно,-
Всё, что осталось у неё на свете!
«Художника того уж нет давно,
Лишь я не изменилась на портрете!
По памяти меня нарисовал...»
Глядит старушка на портрет с тоскою.
Вздыхает и уходит в свой подвал,
Гремя по пыльной мостовой клюкою.
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Второй век искусствоведы и любители живописи пытаются разобраться, кого Иван Крамской изобразил на портрете. У каждого исследователя есть своя собственная версия. Моё стихотворение, возможно, кого-то покоробило.
Но, прочитав мои доводы, многие согласятся, что версия имеет право на существование:
То, что это какая-либо дама высшего сословия – полностью исключено. Кто бы из княгинь и графинь согласился быть неизвестной?
Может просто натурщица?
Кто мог пойти в натурщицы, пусть даже к знаменитому художнику, с таким
надменно - чарующим взглядом. Это взгляд женщины, которая знает себе цену,
которая привыкла покорять сердца мужчин. Она смотрит на художника так, словно говорит: « И ты будешь рабом моей красоты!» Хотя бы для самой себя, она королева! И ей вряд ли бы захотела стать неизвестной натурой Крамского. Вернее всего, художник, просто встречал её на улице, был восхищён и нарисовал по памяти. Встречал, возможно, не один раз. Но он просто не мог, как истинный ценитель красоты, пройти мимо.
О любви художника не могла идти речь. Он всю жизнь любил только одну женщину - Софью Николаевну Крамскую, свою жену.
И почему-то не верится, что он не знал имя этой очаровательной дамы. Рисовать портрет и не интересоваться чей? Наверняка навёл справки. Что же узнал он? Иван Николаевич никогда не стеснялся рисовать людей даже из самых низших сословий. Вспомним хотя бы «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев» /1883 год./ И всегда указывал имена своих натур или их род занятий / «Полесовщик» /1874 год/. Но все эти люди были людьми, по – своему, уважаемыми.
Почему же прекрасная дама живёт в истории живописи, как «Неизвестная»?
Крамской - портретист был исключительно востребован. Свои портреты у него заказывали высочайшие особы. За год до этого он нарисовал портрет императрицы Марии Фёдоровны. Мог ли он под портретом, созданным в 1883 году, поставить имя прекрасной, но, возможно, не очень уважаемой женщины? Возможно, оставив главное во взгляде, он внёс и какие-то изменения в чертах лица чаровницы.
Кем была эта женщина?
Мне, кажется, что моё стихотворение, не слишком далеко от истины.
2013 год