Иван Крамской. Неизвестная

Владимир Гусев Тульский
Иван Крамской

 Неизвестная

       1883  год.


С  улыбкой   лёгкой  смотрит  с  полотна,
Умна,  стройна,  изысканно  одета…
А глаз  её  восточных  глубина
Свела  с  ума  не  одного  поэта!

Из-за  неё  стрелялись  мужики,-
Она  легко  любовников  меняла.
Одним  прикосновением  руки   
Сердца  их  биться чаще  заставляла!

Не  довелось, должно  быть, полюбить
 Но  ей  своих   вздыхателей  не  жалко,
Обиднейшее  слово  «Содержанка!»
А  ей  хотелось  королевой  быть!

Возможно,   тот  художник  был  влюблён,-
Он   на  неё  всегда  глядел  с  печалью,-
 Взаимностью  она  не  отвечала,-
Был  для  неё  не  интересен  он.

                ***

Ей  помнится  его  печальный   взгляд…
«Ох,   как  же  быстро  время  пролетело!»
Она  б  опять  помолодеть  хотела,
Но   не  вернёшь  ничто  уже   назад.

 Приходит  посмотреть  на     полотно,-
 Всё, что  осталось  у  неё на  свете!
«Художника  того  уж  нет   давно,
Лишь  я  не  изменилась на  портрете!

По  памяти  меня  нарисовал...»
Глядит  старушка  на  портрет  с  тоскою.
Вздыхает  и  уходит  в  свой  подвал,
Гремя  по  пыльной мостовой  клюкою.

ПОСЛЕСЛОВИЕ:


Второй   век    искусствоведы  и   любители   живописи   пытаются  разобраться,  кого  Иван   Крамской  изобразил  на  портрете. У  каждого  исследователя  есть  своя    собственная  версия.     Моё  стихотворение,  возможно,   кого-то   покоробило.
Но,  прочитав  мои  доводы,   многие  согласятся,  что  версия  имеет  право   на  существование:
То,  что  это   какая-либо  дама  высшего  сословия – полностью  исключено.  Кто  бы   из  княгинь  и  графинь  согласился  быть  неизвестной?   
Может  просто  натурщица?   
Кто  мог   пойти  в  натурщицы,   пусть  даже  к  знаменитому  художнику,  с  таким
надменно -  чарующим  взглядом.   Это  взгляд  женщины,  которая  знает  себе  цену,
которая  привыкла  покорять  сердца  мужчин.  Она  смотрит  на художника   так, словно  говорит:  «  И  ты    будешь  рабом  моей  красоты!»    Хотя  бы   для  самой  себя,  она  королева!  И ей  вряд  ли   бы  захотела   стать  неизвестной  натурой   Крамского.   Вернее  всего, художник,  просто    встречал  её  на  улице,  был  восхищён  и   нарисовал  по  памяти.    Встречал,   возможно,  не  один  раз.    Но  он  просто   не мог,  как  истинный  ценитель  красоты,  пройти  мимо.
О  любви  художника  не  могла  идти  речь.  Он  всю  жизнь  любил  только  одну  женщину - Софью  Николаевну   Крамскую,  свою  жену.
И  почему-то  не  верится,  что    он  не  знал  имя   этой   очаровательной  дамы.  Рисовать  портрет  и  не   интересоваться  чей?   Наверняка  навёл  справки.  Что  же   узнал   он?      Иван  Николаевич   никогда  не  стеснялся  рисовать  людей  даже  из  самых   низших  сословий.  Вспомним  хотя  бы   «Крестьянин   с  уздечкой.  Мина  Моисеев»  /1883  год./    И  всегда   указывал  имена  своих  натур  или  их  род  занятий / «Полесовщик»  /1874  год/.  Но  все  эти  люди    были  людьми, по – своему,  уважаемыми.
Почему  же    прекрасная  дама     живёт  в   истории  живописи,  как    «Неизвестная»?
Крамской - портретист   был  исключительно  востребован.   Свои  портреты  у  него  заказывали  высочайшие  особы.   За   год  до  этого  он   нарисовал  портрет  императрицы  Марии  Фёдоровны.    Мог  ли  он  под    портретом,  созданным в  1883  году,  поставить  имя  прекрасной,  но,  возможно,   не  очень  уважаемой  женщины?  Возможно,  оставив  главное   во  взгляде,  он  внёс  и  какие-то  изменения  в  чертах лица   чаровницы.
Кем  была  эта  женщина?   
Мне,  кажется,  что  моё    стихотворение,    не  слишком  далеко  от  истины.

2013 год