Вечерняя беседа 28. 04. 2022

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Чувства какие-нибудь есть после вчерашнего? А? Никаких нет чувств?!.. (Алеся: «Она еще переваривает…») То есть ездил, не ездил – всё равно? М? Никакого вообще следа не осталось в душе? А? Чего?! Чего там, вздыхаешь? (Алеся: «Смиряемся, смиряемся мы…») Бедолажка… Плохо себя чувствуешь?.. (Алеся: «Плохо себя чувствуешь, да? Плохо… А когда плохо стало?.. После Евангелия?») Ну, лекарства эту проблему не решат. Только купируют. Надо учиться молитве. (Наташа: «Мам, откроешь потом окно?») Бог помогает. И Церковь – почему мы обращаемся к ней с такой настойчивостью? Потому что мы точно знаем, по опыту, это. Дошли – что в Церкви есть ключи ко всем нашим проблемам и бедам. Подходящие к любой человеческой душе. К любой. И насколько то, что там происходит, смиряет человека, любого, настолько же оно может утешить, когда человек дозреет до этого утешения. Никакой другой надежды в этой жизни, кроме Церкви, у нас, пожалуй, нет. Но течение судьбы… Человеку везёт, как правило, если он в союзе с Богом живёт. Союз этот выражается в его участии в церковной жизни. Я тебе сказал, что шесть лет. Если шесть лет ты неправильно жила, соответственно, шесть лет, по справедливости, нужно усиленно восстанавливать, усиленно! Не просто так, абы как, а усиленно. Причем к моменту восстановления своей внутренней жизни, ну, сколько ты вот?.. Полгода у тебя где-то?.. Тебе пришлось поменять направление своей жизни… Полгода? Значит, ещё лет пять с половиной. К моменту восстановления ты уже не сможешь по-другому жить. Потому что ты поймёшь, что никакая другая жизнь невозможна. Немыслима. Можно жить только так. То есть в очень активном прибегании к вере, к Церкви, к Святости, к причастию… Так теперь надо жить до конца своих дней. И ты должна поблагодарить Бога, что Он тебя таким вот образом удержал при Себе. Значит, всё-таки Он нашел тебя лучше, чем Настя, чем Коля…
В тебе тоже очень сильно развито безсмысленное начало, мрачное, нехорошее… Которое ты сама в себе не понимаешь. Ну, крысиное… Это в общем говоря. Не к тому, что я хочу обидеть… Я и о себе тоже приблизительно так же… (Алеся, с усмешкой: «Ничего личного…») Да. А это просто вот – есть люди добрые, они как-то по-другому называются. Есть кошачьи – кошачки. Есть такие крыски… Есть и… может быть, и на каких-то других животных похожие. Микушевич, например, говорил, что его всю жизнь сравнивали с лосем. Он считал это для себя комплиментом… Есть мишки, допустим. Есть переходные всякие стадии. Вот. Но гордость и злоба – это что-то такое крысиное в человеке. Но этим всё не исчерпывается в тебе. И судя по тому, что ты по-прежнему остаёшься в доме родительском, тебя Господь удерживает, так или иначе, в том числе и болезнью твоей души, которая глубже в тебе, чем ты сама об этом думаешь. Твоя душа глубже. И добрее. Ты глубже… Ну, что ты сделала во время этих своих занятий? Я, конечно, всегда чувствовал, что что-то не так, но я же не полиция, и не кто-то там, не человек с дубинкой, который будет ходить и всё время по голове бить. Должна быть свобода! Ты сама должна была понять!.. Что чтение Вирджинии Вульф и всякого такого, просмотр пусть даже и классического кинематографа, но глубоко растленного – глубоко растленного – всё это не обернётся добром. Ты должна была это сама понять. Что они там в тебе развивали? Индивидуализм? Сухой ум, оторванный от традиции, от глубины? Ну? Гордость, эстетизм… Во многом, демоническая духовность. Демоническая. Ну и что, тебе от этого хорошо? Возможно, когда-нибудь тебе пригодятся накопленные знания, если ты сумеешь их осмыслить в православном ключе. Тебе нужно наверстывать опыт общения со Святостью. Нужно покаяться в том, в чем ты могла огорчить Бога, в эти последние годы. И после того, как ты снова к Богу вернёшься, - пройдёт несколько лет, может быть, много лет – ты обернешься и увидишь, что было хорошего. В том, что ты узнала. Вот.
Надо вернуться к детским чувствам беззлобия, простоты, смирения и такой молчаливой глубины. Молчаливой глубины. Вот это то, что от Бога. И то, что доброе. Ты такой в детстве и была… Вроде, ты никогда не казалась особенно умной, девочкой... Ты была доброй. И глубокой. Неслучайно я тебя называл Владимиром Владимировичем Путиным. Почему я тебя так называл? (Алеся: «Почему ты так называл?») Потому что из тебя выглядывало нечто даже совер-шен-но-е. Совершенное! Что потом проглянулось и в Марусе. И в Марусе тоже это выглянуло, где-то в возрасте семи лет, вот эти первые ваши фотографии из 1-го класса – и в тебе, и в Марусе это начало выглядывало. Значит, оно в вас живет. И оно вас вырулит. Я надеюсь на это. И в Насте тоже, Настя тоже была хорошей девочкой. У нее были ангельские детские фотографии. Прям, очень чистые, светлые…
Ну вот как-то так человек развивается, что он теряет эту детскую мудрость. Из-за того, что у него ум развивается в неправильном направлении. Ум должен быть на службе, на службе сердца, глубокого и доброго сердца. Ум – тоже хорошая вещь. Но он не должен вперед лезть, он должен быть на службе сердечной глубины. Тогда он способен на чудеса. Ум, вообще-то, - это такой феномен, который может вместить всё… Самого Бога может вместить в себя ум. Если только он на службе у правильного сердца. Ум может всё понять! Всё! Это мой опыт. Любой вопрос задаешь, чуть-чуть подумаешь – так, честно – раз! – и приходит ответ. Откуда? Как? Но ты чувствуешь, что это правда. Так что, Сонечка, надо с Богом дружить… Если тяжело – это не должно быть поводом для того, чтобы огорчать своих близких. Чтобы быть недоброй. Это повод молчаливо погрустить. Опять же, по-доброму. Если сердце сокрушается, с добром, всё, что мы переживаем, оно идёт… оно на Божию мельницу. Всё нам на пользу. Поэтому сама не смущайся этими своими состояниями… Нужно знать, чего ты хочешь. Хотеть надо Божиего. «Хочу быть с Богом». Всё. Тогда всё на пользу пойдёт. Всё. Решительно всё. Пойдёт на пользу. (Дальше читаю Евангелие от Луки.)
(«Прииде бо Сын Человечь взыскать и спасти погибшаго».) Опять. Этот мотив – о взыскании погибшего. Даже икона такая есть Богородицы. Которую попросила написать Матушка Матрона. «Взыскание Погибших». Все мы погибшие. Пока ты не понимаешь, что ты погибающий, ты не можешь и спастись. Ты начинаешь спасаться по-настоящему только тогда, когда ты понимаешь, что ты погибаешь, что ты почти уже совсем погиб. И из этого состояния сознания своей погибели не стоит выходить. Потому что мы пока не спасены. «Спасены в надежде», - как апостол Павел говорит… А пока этого спасения нет, нужно понимать, что ты погибаешь. Если бы мы с мамой по-другому бы думали, мы бы не смогли жить так, как мы живём. Не смогли бы в храм ходить, не смогли бы столько деток рожать, не смогли бы трудиться столько… Не смогли бы столько терпеть. Прощать. Если бы мы думали как-то по-другому, о себе. Видите как, хорошие люди – опять же, я не считаю себя хорошим – хорошие люди считают себя плохими, и погибающими… А плохие люди считают себя хорошими. И практически спасенными. Вот так вот. Себя - хорошими, а других – плохими. И всегда ищут вину в ком-то другом, только не в себе. Хороший человек всегда ищет вину только в себе. Больше ни в ком. Это трудно. Но только это отношение имеет смысл. И показывает выход, из различных жизненных затруднений. И я, Соня, когда говорю тебе, в чем-то тебя обвиняю, я на самом деле не обвиняю тебя, а я показываю тебе выход… В какую сторону нужно двигаться, чтобы исправить ситуацию.
И Святые Отцы тоже говорят, что в значительной степени виноват диавол. Человеческая вина – небольшая. Ну, вопрос тогда: «Почему нам всё вот это терпеть?.. Зачем тогда нам все вот эти страдания, весь этот мрак? Который нам приходится на этой земле претерпевать…» Ну вот здесь всё упирается в вопрос терпения. Если есть терпение, если всё терпимо, то можно и потерпеть…А если есть ради чего терпеть, то даже и с радостью можно потерпеть. Если бы мы знали, как говорят нам Святые, какая радость нас ожидает, всё бы потерпели. А эта надежда на радость – она идет от доверия Богу. Что Бог есть Любовь. И в какое положение мы ни были бы поставлены, мы должны помнить эту истину, что Бог есть Любовь. И доверять Ему: значит, это лучшее, что для нас на данный момент может быть. Даже если это нам кажется очень трудным и горьким – вот именно это… А что нам даёт на это надежду? А то, что нас ничто не уничтожает. Каков бы ни был тяжёлый опыт, он всё равно конечен, он пройдёт. Перетерпел – и слава Богу. Но то, что ты это пережил – мы видим негатив, а есть и позитив. Есть. У каждого негатива есть свой позитив. Просто он нам пока не виден. Мы перетерпели – какая-то награда нас ожидает… И это всё подсказывает вера. Вера, правильной души. У правильной души – у неё есть вера. Она верная, и она верит. Она не отчаивается!.. Она с надеждой смотрит на то, что происходит с ней!.. И со смирением принимает всё, что Бог дает. Как Иов говорил: «Если Бог даёт нам сладкое, нам ли не принять горького?..» Если принимаем от Бога сладкое, должны и горькое принимать. Потому что горькое – оно тоже обернется сладким. Может быть, даже ещё более сладким. И это говорю вам сейчас я. Но я не всегда это буду вам говорить. Наступит такое время, когда вы это сами должны будете себе говорить, и своим близким… Те самые слова, которые говорю вас сейчас я. Вы должны будете их сами говорить. (Читаю далее.)
(«Понеже не разумел еси времени посещения твоего»…) Да не будет такого ни с кем из нас.
(Дальше читаю послание к Римлянам.) «Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется». Вот такие удивительные слова есть в Священном Писании. Это еще пророк древний сказал. «Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется». Вот обычно мало кто останавливается, это ещё Алексей Ильич Осипов говорил, что на таких местах Священного Писания мало кто останавливается. Обычно все вспоминают грозные всякие слова в Священном Писании. Со всякими угрозами – о вечных муках, о погибели, об адском озере, о геенне огненной… А вот такие вот скромные маленькие вкрапления – вот: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», - почему-то не вспоминается. Никем. Почему? А на самом деле в Священном Писании и у Святых Отцов настоящих присутствуют оба этих мотива. И про вечную муку, и про всеобщее спасение. И одно другому не противоречит. А как, почему – это большая тайна. Ну, Алексей Ильич объясняет это человеческой психологией. Что человеку нельзя сказать ни того, ни другого. Он тогда махнет рукой на своё спасение и будет жить как попало. Только если ему говорить и то, и другое, он действительно будет спасаться. Не будет расхолаживаться. Вот такое удивительное тоже объяснение. Но я думаю, что одно совместимо с другим. Бог есть Любовь, но мука – вечная… Она есть, существует. И каждому, кто грешил, а это имеется в виду каждый из нас, каждый из нас впадал в грехи, и далеко не все грехи наши раскаянны – каждому придется принести за это какой-то ответ. Какой ответ? Заплати – страданием… А чтобы этого избежать, нужно не ждать никаких страданий, а каяться просто каждый день. Уверовать в эту истину, что ты грешник, причем грешник такой – хреновый грешник, и каяться… А в чём проявляется покаяние? А что ты безропотно принимаешь всё, что тебе Бог даёт, всё, что жизнь на тебя накладывает. Потому что ты себя считаешь не принцем, не принцессой, не царем, не королем и не царицей, а ты считаешь себя грешником, или грешницей, достойной, не только вот этого всего, что с тобой происходит, а ада адского достойной. Надо себя считать. И это тоже истина. Что каждый из нас достоин ада. И по сравнению с адом, всё, что с нами происходит, - всё ерундовина!.. Какое счастье, что мы на этой земле живем!.. Что нас Господь не забирает в ад. Вот о чем надо думать. И с радостью эту жизнь всю нести, не претендуя ни на что.
Не претендуешь, Соня? Вот и не претендуй. Не претендуй! А благодари почаще Бога за всё, что у тебя есть, - благодари, благодари и ещё раз благодари. И почувствуешь, что ты действительно счастлива. Какова ты и есть на самом деле. Действительно, счастливая… А это всё, знаешь, не обращай внимания на эти тяжёлые чувства. Не озвучивай их. Никак не проявляй. Веди себя так, как будто их и нет. (Алеся: «Не придавай им значения».) Да, не придавай им значения – в этом очень глубокая мудрость, очень глубокая, Соня! Потому что они действительно однажды отойдут безследно, все эти тяжёлые чувства. Безследно отойдут! А своим вниманием к этим состояниям ты их раздуваешь и поддерживаешь. Они так вот тебя потревожат-потревожат и уйдут безследно… И таблетки эти уйдут… Держись за отца с матерью. Господь поможет тебе, Соня. Поможет. Ради имени даже твоего. Удивительного имени. Я, в общем, никогда не считал себя достойным, чтобы в моей жизни было это имя. Такое, вообще, прекрасное. Но будь хоть немножко соответствующей этому имени. Не Сонькой какой-нибудь, а Софией… У!.. София!.. Вот кем надо быть!.. И никогда так себя не называй – Сонькой, никогда, и никому не позволяй никогда так себя называть. (Дальше читаю.)
Вот, евреи – они явили что? Из-за того, что они были в такой близости к Богу, Господь явил им столько чудес в их истории, и говорил, действительно, с ними, почти напрямую, через пророков – они о себе возомнили очень многое. И даже решили с Богом чуть ли не на равных разговаривать. Пререкаться… Ну, это черта, вообще, общечеловеческая. Когда… Это и по детям можно заметить. Если слишком либеральничать, с ребеночком, он начинает очень быстро дерзить. Выходит из всякого уважения, из всякого почтения. Так же и по отношению к Богу. Если Бог милостивый, человек быстро перестает это ценить. Начинает пререкаться, недовольство выражать… Это всё очень нехорошо, нехорошие качества. Потому что насколько родители превосходят своих детей – и опытом, и понесенными трудами, и умом, и сердцем, развитым, опять же, через страдания многие, через терпение… Годы – это очень непростая материя. Годы. Это не обходится и без смерти. Чтобы прожить какое-то количество лет, человек должен не раз и не два умереть. Настолько перемениться, что практически умереть. И вот это вот не уважать в своих родителях!.. Это просто верх неразумия. Но… А Бог безконечно более превосходит человека. Безконечно более! И по природе, и по возможностям, и по всему. Вот так вот… Но Он нас создал не на скорбь, не на печаль, а наоборот, на радость. И если мы дадим Ему сделать всё, что Он хочет с нами сделать, и смиримся на некоторое время, и покаемся, в течение всей этой жизни…- как говорят святые: «Время покаяния коротко, Царствию же Небесному несть конца…» - Господь сделает нас счастливыми. Навсегда. На-все-гда. Это единственное применение этого слова! Которое я вообще не люблю. И никогда не говорю. Но вот единственное достойное применение этого слова – «навсегда» - касается вечной радости, вечного блаженства. В которое я верю свято! И не перестану верить, опять же, ни-ког-да. Тоже не люблю этого слова. Но вот здесь оно уместно. (Алеся поет: «Навсегда!.. Навсегда!..») Навсегда. (Алеся: «Никогда!.. Никогда!..» Смеюсь.) «Никогда». Вот это мамин любимый мультфильм. Ты знаешь его, Соня, этот мультфильм? Да? А ты, Марусь, знаешь этот мультик? Маруська всё? Ну что, Ивана Александровича никак? (Алеся: «Ну зачем нам Иван Александрович, если у нас есть Эдуард Генрихович?») Ну, мамочка, ну я же всё по делу, это просто время занимает. (Алеся: «Да, конечно».)

http://proza.ru/2022/10/26/1058

https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/