Вот сорок лет почти спустя...

Валерий Анатольевич 2
На  фото  Автор  у  павильона  «Нефть»  на  ВДНХ  в  г. Москва (июль 2022 г.)

                В сентябре 2019 года на ВДНХ,  в  отреставрированном павильоне  №25  (справа  от  павильона  «Космос»),    открылась просветительская   интерактивная   экспозиция  под названием      - Павильон «Нефть» -  своеобразный  «Музей нефти», посвящённый истории российской нефти,   развитию отечественной науки и технологий,  состоящая из  четырёх залов и множества тематических стендов и инсталляций.    Это самая большая   мультимедийная   экспозиция  о  нефти в России.   Проект был реализован петербургской   компанией Ascreen,  а   конкретный заказчик —  компания «ЛУКОЙЛ».
        В самом начале  экспозиции   начинается очень классный   интерактив.  Здесь   проекции    служащих-нефтянников   разных эпох.  И   начинается все с  Петра I,  который   не только "прорубил окно  в  Европу", но и   дал старт  нефтяной промышленности  в  России…
         Но  в  80-е  годы  прошлого  века  этот  павильон  имел  название  — «Нефтяная промышленность»,  и  мне  приходилось  по  своей  работе  иметь  с  ним  дело  неоднократно.  Об  этом  сейчас  и  поговорим.
            К  70-м   годам   Советский Союз   приступил к   реализации   беспрецедентного углеводородного мегапроекта - освоению уникальных  нефтяных   и    газовых месторождений Западной Сибири. Природные богатства Сибири были   запечатаны   в   непроходимых болотах   глухой тайги   и   суровой тундры.   На сотни километров - никакой инфраструктуры.   Беспощадный   климат - экстремальные температуры  и   ветра.  Но  если в 1970 году выручка СССР составляла 1,05 млрд   нефтедолларов, то в  1980 году возросла до 15,74 млрд долларов. Почти в 15 раз!...
               Руководство   строительством предприятий   по   добыче  нефти   и   газа,   переработке  и  хранению  газа  и  газового   конденсата,  их  транспортировке   по  магистральным  и   промысловым   трубопроводам,  создание объектов жилищного и социально-бытового назначения  было  поручено  Министерству   строительства   предприятий   нефтяной   и   газовой   промышленности   CCCP, на одном из предприятий  которого работал и  я. 
                Всего за   несколько лет из Уренгоя в центр страны и далее на запад пролегли мощные  газотранспортные магистрали нового поколения. Особое место среди них  занял трансконтинентальный экспортный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, по достижении проектной производительности которого, СССР вышел на первое место в мире по добыче газа. Подземные нефтяные и    газовые магистрали на   значительном протяжении приходилось прокладывать в   заболоченной тундре и   вечномерзлых грунтах. Строительно-монтажные    работы  велись только в   зимнее время.   Суровый климат, слаборазвитые дорожно-транспортная сеть и производственная база, отсутствие социальной инфраструктуры – все это осложняло организацию строительства и   требовало принципиально нового подхода к   решению комплекса производственно-технических   вопросов.  За основу организации строительного производства  были приняты   максимальная  индустриализация,  поточная технология, комплектно-блочный  метод,   с  использованием  новейших  технологий.
               И я   активно  участвовал в  индустриализации Сибири. На  базе  моих  изобретений  было  создано  ряд  машин  и  механизмов  для   строительства  на  объектах  «Главзапсибжилстроя»  в  городах: Уренгой,  Надым,  Сургут,  Нефтеюганск  и  др.  Начинал  за  кульманом  сам,  а  затем  под  моим  началом было  создано  небольшое  конструкторское  бюро.  В  специальном  цехе  шло  изготовление  опытных  моделей,   и затем  их испытание  на  строительных  объектах   при  температуре  до  минус  40  градусов,   а  затем  многие  модели  (по  решении тех. совета  Министерства)  шли  в  серийное  производство.
                Так   часть   экспозиций  на демонстрационной площадке павильона «Нефтяная промышленность» от  Миннефтегазстроя  занимали  мои  машины  и  механизмы,  которые  обновлялись  примерно  раз  в  квартал.  С  1983  по  1986  годы  мои  разработки  были  отмечены  12-ю  медалями  ВДНХ  СССР  (золотой,  серебряными  и  бронзовыми)  и  Дипломом  Почета  ВДНХ  с  натуральной  премией -  легковым  автомобилем.
                В  экспозиции  представлялись,  как  серийно  выпущенное  оборудование,  так   и   действующие  модели-макеты. Я  со  своими  ребятами  монтировали  оборудование  на  стендах,  подключали,  настраивали  технологические  линии,  а поиском   формы для отражения   сюжета,  вписанного   в   общий  нарратив,  занимались  специалисты  из  министерства,    Для  визуализации  оформления  макетов  был  задействован  профессиональный  фотокорреспондент  «Литературной  газеты»  -  Тимофей  Баженов.  Он  часто  выезжал  на  сибирские  объекты  и  подготавливал  фотоматериалы  и  альбомы   для  экспозиции  (используя  высококлассное  финское  оборудование  и  фотоматериалы).  И  мне  самому  приходилось  выезжать  к  нему,  то  на  Костянский  переулок  13,  то  на  Цветной  бульвар  -  где  и  находились  отделы  редакции  «Литературной  газеты»,   для  отбора  материалов.
              И  вот  теперь,  почти  40  лет  спустя,  я  снова  нахожусь  у  этого  Павильона,  оставшегося  в  моей  памяти  на  всю  Жизнь…