Путешествие в российскую глубинку

Надежда Мазанкина Красникова
Перебирая книги на полках, руки Надежды дотронулись до альбома, в котором хранились фотографии студенческих лет. Альбом долгие годы никем не открывался и лежал на самой верхней полке книжного стеллажа. Надежда взяла альбом, ласково погладив рукой синий переплет, и открыла его.
Воспоминания нахлынули теплой и радостной волной…. Перед ней лежала фотография, на которой запечатлен отъезд из студенческого стройотряда, который базировался в поселке Караванный Оренбургской области. Вспомнилось лето тысяча девятьсот семьдесят седьмого года, когда Надежда со своими однокурсниками по Бузулукскому строительному техникуму шумной и веселой ватагой ехала в поселок строить жилые дома. До поселка добирались на разном транспорте: до Оренбурга ехали по железной дороге в среднеазиатском направлении, туда, где проходят граница Европы и Азии. Поезд Куйбышев-Оренбург, останавливаясь на всех станциях и полустанках, стуча колесами по рельсам, ехал всю ночь и только утром дошел в пункт своего назначения. Из Оренбурга пришлось ехать дальше в степную глубинку по бескрайним степям в направлении горизонта, который просматривался во всех направлениях, куда не бросишь свой взгляд.
Поселок находился в широких и жарких степях Оренбургской области, на берегу полноводной и самой крупной реки Оренбуржья -Урал. Название поселка Караванный говорит само за себя. В древности в этих местах проходил Шелковый путь, который брал свое начало в Китае. Караваны один за другим доставляли в Россию свои товары: шелковую ткань, расписанную яркими цветами, изображениями драконов, павлинов, веера,а также тюки с пряностями и сушеными фруктами. Караваны доходили до города Бузулука.
Дед Надежды Андреев Андрей Егорович житель села Кретовка Курманаевского района рассказывал, о том, что китаянки, пришедшие с караваном, ходили по дорогам деревни, предлагая жителям свои товары, передвигаясь маленькими шагами, на очень неустойчивых, по-детски крошечных стопах, порой не удерживаясь и падая на землю.
В древности китайцы полагали, что детская стопа у взрослой китаянки, предает изящество, и сознательно начиная с четырех или пятилетнего возраста бинтовали стопы девочек и заковывали их в специальные колодки. В результате чего стопы ног прекращали свой рост. Это была традиция общей китайской культуры в целом.
В поселке Караванный студенты, называемые стройотрядовцами, трудились в местной строительной организации на строительстве двухэтажных жилых домов. Бригада девушек, в которую была зачислена Надежда, вела отделочные работы: оштукатуривание стен, облицовочные работы, покраска панелей, лестничных клеток. Мужская часть стройотрядовцев, работала на общестроительных работах и занималась благоустройством территории по всему периметру построенных жилых домов, укладывая щебень, делая вручную бетон для отмостки.
Проживали стройотрядовцы в таком же двухэтажном доме, где в квартирах по бригадам были расставлены кровати. В одной из комнат стройотрядовского общежития располагался штаб строительного отряда и медицинский пункт. В медпункте работала студентка пятого курса Оренбургского медицинского института.
Лето того года было знойным. Степное солнце нещадно палило тела и головы стройотрядовцев. Пыльные бури, которые частые гости в тех краях, изрядно припорашивали загорелые тела ребят.
После работы весь строительный отряд ходил на реку Урал, где в водах полноводной реки, смывалась усталость и строительная пыль.
Ребята, которые умели плавать, заплывали до середины реки и возвращались обратно. А те, кто плавать не умел, довольствовались прибрежными водами щедрой реки. Надежда плавать не умела. Она заходила в воду с опаской до уровня пояса, а затем по-пластунски, пытаясь грести руками, добиралась до берега.
Берега Урала около поселка Караванный не одинаковы. Один берег, на котором расположен поселок, очень крутой и обрывистый. Противоположный берег, пологий с золотистым прибрежным песком, постепенно переходящий в степную ширь. За несколько ежедневных водных процедур Надежда научилась кое-как удерживаться на воде и старалась проплыть вдоль берега против течения, что ей удавалось с большим трудом.
 В стройотряде были несколько студентов, которые отслужили в рядах Советской армии и вернулись учиться в строительный техникум. Армейцы держались одной своей группой и, поглядывая на девчат, старались оказать им внимание, предлагая научить плавать, шутя брызгая на девчат речной водой, которые, смеясь и повизгивая, убегали от воды к берегу. Из этой группы выделялся высокий загорелый зеленоглазый парень правильного телосложения. Звали его Николаем. Николай по-особенному был расположен к Надежде. Он не навязчиво оказывал знаки внимания, которые не оставались не замеченными: просушивал ей кеды над костром, который разводили на берегу реки, накрывал ее полотенцем, для того чтобы она могла согреться, выходя из воды на берег. В один из выходных дней, когда стройотряд отдыхал от работы в общежитии, Николай пригласил Надежду сходить к реке. Надежда согласилась пойти. Вдвоем они дошли до берега Урала. Когда подошли ближе, то Николай обратил ее внимание на то, что от крутого берега через проточную воду была видна узкая песчаная полоска. Дорожка из песка тянулась до другого берега. С высоты крутого берега реки было видно, как вода, переливаясь через эту песчаную дорожку, быстро движется переходя в затемненные воды. Николай вдруг предложил Надежде перейти Урал в брод, поскольку дорожка действительно просматривалась с высоты левобережья.
- Спустимся прямо здесь и пойдем по направлению прямо, - произнес он. Надежда, посмотрев на видневшуюся через воду желтую полосу дна, согласилась с его предложением. Николай своей заботой и вниманием уже заслужил ее расположение, и она доверчиво подала ему свою руку в ответ на протянутую его ладонь. Вдвоем они спустились к реке, преодолев крутой спуск. Надежда разделась, туфли и платье взяла в левую руку и, держась другой рукой за руку Николая, шагнула в воду. Так они прошли несколько метров. Первое время вода достигала им до пояса, затем вода стала подниматься им выше и выше. Когда вода дошла Надежде до плеч, она заволновалась и стала просить его вернуться. Николай уверенно сказал: «Ничего не бойся!» - и сделал еще несколько шагов. Сильное течение подхватило Надежду, оторвав ее ноги от дна реки. Судорожными движениями она схватилась за плечо Николая, почувствовав, как он начал плыть как-то боком, не выпуская ее из своей левой руки. Не совсем осознавая, что происходит, Надежда вдруг начала сильными рывками грести своей левой рукой, в ладони которой были крепко зажаты туфли со скомканным платьем.
Этими туфлями Надежда отталкивалась от водной глади реки. Они вдвоём, преодолевая силу течения, быстрыми маховыми движениями рук, поплыли к приближающему берегу. Через некоторое время Надежда почувствовала под своими ногами дно и, встав на ноги, вышла на берег. Оказавшись на суше, Надежда отдышалась и с опаской посмотрела на противоположную сторону. Песчаная дорожка, которую она видела с высоты крутого берега, пропала из вида. Урал нёс свои тёмно-зелёные воды вниз по течению.Николай,улыбаясь и смотря на неё, произнёс:
- Ты переплыла Урал!
Надежда, отжимая мокрое платье и выливая из туфель воду, проговорила ему в ответ:
- Это был первый и последний раз. Я здесь и останусь и ни за что на свете не поплыву обратно.
Николай, озадаченно посмотрев на неё, проговорил:
- Ты только успокойся. Мы отдохнём и поплывём также вместе, только ничего не бойся. Мы переплывём, - повторил он.
Она молча сидела на берегу, наблюдая как Урал несет свои темные воды. Вдруг из-за поворота реки показалась лодка, которая двигалась по течению. Лодочник легко управлял лодкой при помощи весел. Весла размеренно скользили по волнам реки. Надежда с радостным возгласом вскочила на ноги и стала громко кричать лодочнику с просьбой, чтобы тот перевез их на другую сторону. Кричала, боясь, что тот ее не услышит. Но лодка пошла к берегу, на котором они с Николаем стояли, и причалила. Николай помог Надежде пройти в носовую часть. Надежда впервые в жизни сидела в такой лодке. Николай попросил лодочника передать ему весла, намереваясь сам управлять движением лодки, переправляясь на другой берег, но, заглубляя весла в воду, он только тратил свои силы, лодка оставалась без движения. Надежда предложила передать ему весла лодочнику. Николай передал весла, пересев ближе к Надежде. Лодка легко заскользила по волнам реки и, наискось преодолевая течение, направилась к противоположному берегу, который нависая над рекой стал приближаться быстрее и быстрее. Сойдя на берег, поблагодарив лодочника, Надежда с Николаем, держась за руки, преодолев крутой подъем, поднялись на вершину. Надежда оглянулась на реку и не увидела лодки. Странно, подумала она, куда могла лодка уплыть так быстро!!?
Вдвоем с Николаем они пошли в общежитие. С тех пор Надежда с Николаем не разлучались.
Перелистав альбом, Надежда еще раз остановила свой взгляд на фотографии отъезда стройотряда из поселка.
Всмотрелась в светлые молодые лица своих друзей, на свое лицо и на лицо стоящего рядом с ней Николая. Закрыв альбом, положила его на книжную полку.
Много времени прошло с тех пор. Много воды пронес Урал с того момента, когда она переплыла его…
Только человеческая память способна хранить в себе все пережитые события, где-то глубоко в лабиринтах подсознания, по которым человек путешествует всю свою жизнь.
В этот раз память моей героини, повела ее в путешествие в глубину своего сознания, в котором хранится отрезок времени напоминающий о российской глубинке, где находится маленький поселок Караванный, восточный регион Оренбургской области, где на степных ветрах клонится седой ковыль, и не один век несет свои воды река Урал.