Славяне. Ужин с Аттилой

Татьяна Алексеевна Щербакова
                СЛАВЯНЕ. УЖИН С АТТИЛОЙ

                1

         В соответствии с историческими документами, славяне в составе племени кимвров стали основоположниками эпохи варварства, в начале  2 века до н.э. «отметившись» под стенами Рима с целью разрушения империи и захвата лучших земель для жизни. То есть, скандинавы и славяне начали поход на древние языческие (античные) цивилизации. Поскольку они не только захватывали  чужие земли, но и сметали на них до основания все признаки чужой высокоразвитой цивилизации, можно сказать, что их движение носило  военный, экономический и политический характер. Оно заявило о себе в битве за Рим и не ушло, несмотря на тяжелое поражение. Из него развился стойкий многовековой процесс освобождения Европы от римской колонизации, а затем  образование современных европейских государств. И отсюда началось становление нации славян и русских. Идея которой заключалась прежде всего в поиске лучших земель для получения  соответствующего питания, в сохранении  собственного генофонда имеющихся физических данных (красивой «богатырской» внешности), традиций успешного существования этой внешности ( внутренний запрет на  неподходящие человеческие скрещивания, отрицание алкоголизма и санитария).
        С того времени, как кимвры и славяне впервые попытались разрушить Рим, их участие отмечено во всех важнейших европейских событиях. Рутены, русы, славяне, кривичи, руги, росы постоянно упоминаются в  различных исторических письменных документах. И это говорит о том, что  они активно участвовали во всех исторических процессах средневекового строительства Европы, оказывая на них свое влияние.
   Взять хотя бы борьбу Одоакра против Рима (ок. 433 — 15 марта 493, Равенна). В 470—476 гг он был начальником отряда наёмников-варваров в римской армии, а с сентября 476 по 15 марта 493 года — королем Италии. Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа, что традиционно считается её фактическим концом и вместе с тем концом истории Древнего мира. А между тем, существует документ, свидетельствующий о том, что этот полководец был  королем языческих племен, в том числе, рутенов (восточных славян). Хотя из современной политкорректности предполагается, что рутены – это племя кельтов (которое включало в себе не один десяток других племен, как и племя кимвров во время борьбы с Западным Римом).
    Это мраморная плита, сохранившаяся в катакомбах «монашеской Горы» при костеле Святого Петра города Ювавум — крепости в провинции Норик (ныне Зальцбург), содержит текст, в котором Одоакр называется «королём рутенов»: «Года Божьего 477 Одоакер, король рутенов а также гепидов, готов, унгар и герулов, выступая против церкви Божией. Благочестивый Максим с его 50 учениками, что молились с ним в этой пещере, за исповедание веры жестоко мучен и сброшен вниз, а провинция Норикум мечом и огнём опустошена».
         Запечатленный текст – в полной мере соответствует известным  идеям борьбы рутенов (славян) и против античного Рима, и против христианства. Здесь Одоакра можно было бы назвать и королем, и  национальным героем славян, который сверг последнего римского императора, ну а как он относился к христианству – это видно из текста на каменной плите. Однако не нужно спешить осуждать и Одоакра, и славян в варварском отношении к христианству и его представителям – у них на то были свои очень веские причины. Мы к ним перейдем позже. Сформулировать эти причины можно коротко: «Жизнь или смерть».
       Король рутенов был предательски убит на пиру своим соправителем королем Теодорихом, который одним ударом меча разрубил его от ключицы до бедра, сказав после этого: «У несчастного не было в теле костей». Брат Одоакра Гунульф был застрелен из лука, сына казнили, а жену бросили в тюрьму, где она умерла от голода.
        Теодорих Великий был христианин, но изо всех сил старался спасти  то, что осталось от древней античной цивилизации,  страстным поклонником которой он являлся. Как советовал ему его друг  философ  Кассиодор, он  пытался мирным путем встроить  античность(язычество) в рамки  христианства. Ему это не удалось.
        Как говорят древние документы, в 582 году Афины были разграблены славянами при византийском императоре Тиберии, который в тот год был отравлен. Тогда окончательно погибла знаменитая языческая Платоновская академия (бывшая «костью в горле» у христианской Византии) и закончилась история Древнего мира. Странно, что язычники так беспощадно губили языческий же мир. Если, конечно, не предположить, что Афины славянам «заказали».
                2

                Но все же становление славянской и русской нации в средние века проходило на высокой волне антихристианства. Чтобы добиться признания и независимости , славяне вступали в своей борьбе в самые различные коалиции.  Одна из них – сотрудничество с гуннами. Это был весьма опасный демарш, который мог стоить славянам  полного уничтожения, если не физического, то исторического. Но они выжили, и за два века сосуществования с диким чуждым племенем сохранили полностью свою самоидентичность – и питание, и генофонд красоты и мужественности, и главные  национальные навыки мастерства строителей. Самое удивительное, что  сумели они это сделать с помощью  простых вещей: питания, нескрещиваемости с чужой расой, отрицания алкоголизма и личной гигиены. И тому подтверждение –   существующие письменные документы. Один из них оставил дипломат и историк  Прииск.
          Император Феодосий Второй в 488 году отправил византийское посольство к вождю гуннов Аттиле, в составе которого находился  Приск. Вот как он описывает это путешествие: «По отъезде Вигилы мы пробыли на месте один день; а в следующий пустились в путь за Аттилою далее къ северу . До некоторого места, мы продолжали ехать одною с ним дорогою ; потом поворотили по другой, как велели нам Скифы, наши проводники; потому что Аттила хотел поехать в одно селение, в котором намеревался сочетаться браком с дочерью Эскамою . Аттила имел много жен, но хотел жениться и на этой особе, согласно с законом Скифским. Мы шли далее дорогою гладкою, пролегавшею по равнине, и дошли до рек судоходных, из коих самые большие после Истра (Дунай) суть: Дрикон, Тига и Тифиса . Мы переправились через  эти реки на однодеревках, употребляемых береговыми жителями тех рек. Другие реки мы переезжали на плотах, которые варвары возят на телегах, по той причине, что те места покрываются водою. В селениях отпускали нам в пищу — вместо пшеницы — просо, вместо вина, так называемый у туземцев медос . Следующие за нами служители получали просо и добываемое из ячменя питье, которое варвары называют камос . Прошед много дороги, раскинули мы под вечер свою палатку близ озера, имеющего годную к питью воду, употребляемую жителями ближнего селения. Вдруг поднялась страшная буря с громом, частыми молниями и проливным дождем. Бурею не только опрокинуло нашу палатку, но и все пожитки унесло в озеро. Этим случаем, и сильною тревогою, господствовавшею в воздухе, мы были до того устрашены, что покинули то место, отделились друг от друга, и среди мрака, под ливнем, каждый из нас пошел по дороге, которая представилась ему удобнейшею. Однако мы  все пришли к хижинам селения, где и сошлись, — ибо различными дорогами мы обратились к одному месту. Мы с криком отыскивали отставших от нас товарищей. Скифы, выбежали на шум и стали зажигать камыши, которые они употребляют для разведения огня. При свете этих камышей они спрашивали нас: что нам нужно, что мы так громко кричим? Когда бывшие с нами варвары дали им знать, что нас встретила непогода, то жители звали нас к себе, приняли нас в свои домы, и подкладывая много камышу, согрели нас. Начальница того селения — она была одна из жен Влиды (брат Аттилы –Т.Щ.) — прислала к нам кушанье и красивых женщин к удовлетворению нашему. Это по-Скифски знак уважения. Мы благодарили женщин за кушанье, но отказались от дальнейшего с ними обхождения. Мы провели ночь в хижинах и на рассвете пошли искать наших вещей. Мы нашли их частию на месте, где накануне остановились, частию на берегу озера, или в самом озере, откуда их и достали. Тот день провели мы в селении, обсушивая наши пожитки. Непогода миновалась и солнце ярко засияло. Позаботившись о своих лошадях и о других животных, пошли мы к царице, приветствовали ее и принесли ей взаимно в подарок три серебряные чаши, красных кож , перцу из Индии, финиковых  плодов и других сластей, которые ценятся варварами, потому что там их не водится. Мы вышли от нее, пожелав ей всех благ за ее гостеприимство… Переехав чрез некоторые реки, мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы. Он был, как уверяли нас, великолепнее всех дворцов, какие имел Аттила в других местах. Он был построен из бревен и досок, искусно вытесанных, и обнесен деревянною оградою, более служащею к украшению – нежели к защите. После дома царского, самый отличный был дом Онигисиев, также с деревянною оградою; но ограда эта не была украшена башнями, как Аттилина… После песней, какой-то скиф, юродивый, выступив вперед, говорил речи странные, вздорные, не имеющие смысла, и рассмешил всех".

                3

          Этот древний текст дает нам, я бы сказала, исчерпывающую информацию о славянах, проживавших  на территориях, захваченных Аттилой. И он похож на русскую сказку. Прежде всего, описанием места, где жили неизвестные византийцу Прииску люди (на реке Дунай, предположительно где-то на границе современных Румынии и Украины –Т.Щ.). В болотистых местах, на берегу озера, где ненастная погода могла в один миг разметать караван путешественников, направив их  по разным путям, заставив кружить вокруг одного и того же места. А потом оказаться  там,  откуда бежали. Прямо, как у А.С. Пушкина: «То ли лешего хоронят, то ли ведьму замуж выдают». Но все успокаивается гостеприимством, когда путешественников «скифы» ведут в свои «домы» и обогревают там и кормят. Прииск называет этих людей то скифами, то варварами. Но, как наш поэт Александр Блок («Да, скифы мы, да, азиаты мы…»),  он видит перед собой то гуннов, то славян, и решает поначалу, что это одно и то же племя. Но как только  подают еду, Прииск понимает, это готовили не кочевники. Путешественникам подали пшенную кашу (из проса) – «кулеш, пшенка». Вместо вина – медос (мед) и еще напиток камос (квас). Эту же пищу им подавали и в других селениях по пути следования в лагерь Аттилы.
     Сделаем маленький экскурс в историю проса. Это культура очень распространенная. Однако одной из ее интересных особенностей является то, что в дикой природе она не встречается. Растение это можно видеть только на обработанных искусственным образом полях. Конечно же, в природе есть представители флоры из того же семейства, что и просо. Возможно, какое-нибудь из этих растений и было использовано человеком когда-то для окультуривания. Выращивать просо люди начали очень и очень давно — примерно в III тысячелетии до нашей эры. Упоминания о пользе пшена встречаются в древних китайских книгах. В Египте же просо считалось растением священным. Мастера этой древней страны часто изображали пшено на фресках, к примеру, с грифонами. Не удивительно, что до наших дней (!) в  глухих деревнях сохранилась традиция колдунов «заговаривать» на пшене.
       Относительно того, в какой именно стране впервые начали выращивать эту культуру, мнения у исследователей расходятся. Некоторые считают, что просо — это растение, пришедшее к нам из Индии. Другие полагают, что впервые эту разновидность зерновых начали возделывать в Китае. Совершенно ясно лишь одно — родиной проса является Азия. Именно отсюда оно когда-то попало в Европу. Позднее просо завезли в Америку и Африку. В России эту культуру выращивают в основном только в засушливых районах черноземной полосы и в Поволжье. Выращивают это растение реже, чем пшеницу. Просо, однако, наравне с последней, является одной из самых распространенных зерновых культур. По популярности оно занимает четвертое место после пшеницы, ржи и овса. Одним из безусловных достоинств проса, в сравнении со многими другими сельскохозяйственными растениями, является его засухоустойчивость. Стабильные урожаи эта культура дает при любой погоде. Риска потерь при возделывании этой культуры практически не существует. А мы, когда  сегодня получаем на завтрак или обед «обыкновенную» пшенную кашу,  «получаем приглашение» на ужин к византийским послам «бича божьего» Аттиле?
       Очень важно разобраться с винным напитком «медосом». Многие считают, что в древности славяне и русские просто упивались этим самым пьянящим «медосом», но это совсем не так. Винный мед – это был очень дорогой напиток, который готовили и выдерживали на травах и корешках  более 14 лет. И он предназначался для праздников и дорогих гостей. А обычно славяне пили «компоты» - разведенный в воде мед с настойками из трав и «камос» - квас из хмеля. Это  были не алкогольные напитки, но очень полезные для здоровья из-за обилия в них витаминов и целебных веществ. Этот факт тоже надо учитывать, когда говорим о богатырском сложении и здоровье славян. Если бы они постоянно пили алкогольный медовый напиток, то едва ли бы сохранили себя в сказочном облике богатырей.
       Начальницей селения,  где путешественников из Византии застала непогода, была одна из жен брата Аттилы – Влиды. Разобравшись, кто прибыл, она поспешила создать гостям лучшие условия и прислала еду и красивых женщин для забавы. Жаль, что Прииск не описывает, какую еду прислала им  начальница селения (думается, не кулеш, конечно же, и не «компот»). Но для возниц там мог быть кумыс, ценный слабоалкогольный напиток гуннов, который они пили постоянно как вино. Здесь нужно отметить: славяне жили в селении под управлением «оккупантов» - азиатов, но им не возбранялось жить по своим обычаям и питаться по-своему. И если они подносили гостям  «медос» и «камос», а не кумыс, то  у них его не было, они его не пили. И не только потому, что этот напиток не пришелся по нраву организму славян, а еще, возможно, и потому, что они не хотели спиваться, поскольку это отбило бы им руки от работы. А им нужно было, в отличие, от гуннов, и поля пахать, и дома, и корабли, и княжеские дворцы строить. Гунны этого ничего не делали – их вечный удел был конь, с которого они не сходили всю свою сознательную жизнь, прирастая к его спине, словно фавны. Возможно, они и сами не спаивали славян, предпочитая иметь в их лице хороших работников и мастеровых, а не жалких алкоголиков.
         Известно, что у язычников был культ коня. Его сопровождали различные обряды – коню приносили жертвы,  коня приносили в жертву, ели конское мясо, пили конскую кровь и  кобылье молоко (кумыс).  Древние историки неоднократно описывали то, как славяне едят конину, пьют конскую кровь и кумыс, от которого постоянно  пьяны. Но мы знаем, что русские  не едят конину, на нее у них вечное негласное табу. И уж тем более они не пьют конскую кровь и кумыс. И хотелось бы это доказать.
        Есть один интересный документ. В 732 году Папы Римские Григорий III и Захарий наставляли в письме миссионеру Святому Бонифацию запретить конину германцам-христианам из-за ассоциаций с языческими обрядами. Из-за этого запрета исландцы неохотно принимали христианство.  Исландцы – это выходцы из Норвегии, откуда в это время викинги совершали разбойничьи нападения на Европу. Разграблению подвергались и земли на Старой Ладоге, что, как известно, стало причиной призыва варяга Рюрика на княжение. Как видим,  история с кониной стала причиной конфликта  в процессе христианизации у северного народа. Этот факт зафиксирован в документе. Был ли такой конфликт с христианизацией у пруссов- кривичей? Нигде не отмечено, что они так дорожили поеданием конины и питьем кумыса, что ради этого отвергли христианство. У них для этого была совсем иная причина, куда более серьезная – с принятием христианства они могли утратить божественное право (от древних  античных богов) на владение землями, на которых жили  с середины 6 века. Именно это делало пруссов непримиримыми врагами христианства  в Прутении ( древней Пруссии), а  кривичей и балтские племена на землях Старой Ладоги на протяжении всего торгового пути из варяг в греки. А для исландцев конина стала национальной едой, необходимой для организма настолько, что они готовы были ради нее воевать с христианами. Но это уже вопрос «национальной физиологии». Организм же славян и русских в конине и в тонизирующем кумысе не нуждается. Тем более, в конской крови.
         Что касается культа, то конь быстро занял вторую жертвенную позицию, уступал только человеку, потеснив быков, баранов и козлов. Жертвоприношение коня сопровождало важнейшие церемонии, в частности, совершалось в честь какого-либо верховного божества того или иного народа. У некоторых народов в определенных случаях в жертву приносили не коня, а только его голову или изображение. Для жертвоприношения богам выбирались особые дни, например, день солнечного равноденствия. Убийству коня мог предшествовать обряд выпускания его на свободу на какой-то заранее определенный срок. По истечении этого срока коня приводили на особое «священное» место, где и закалывали после соответствующих ритуалов, среди которых могли быть и жертвоприношения других животных.
        Ритуал похорон царя (вождя) у разных народов, почитающих коня, имел разные ответвления, продолжения. Например, главная жена покойного царя (вождя) посредством определенных ритуалов вступала с животным в мистический брак, дабы доставить царю духовную энергию; другая жена ритуально отделяла туловище коня, дабы обеспечить царю физическую силу, третья жена отделяла хвост коня, дабы обеспечить царя богатством. Кровь коня использовали для ритуальных омовений и возлияние масла в честь верховного божества. Ритуал практически у всех народов заканчивается грандиозным пиршеством. В результате ритуала покойный царь (вождь) должен был перевоплотиться, получить новое рождение, а также приобрести могущество и бессмертие.
           И тут на память приходят две исторические ассоциации, два анекдота о великих правителях. Первый – о римском императоре Калигуле, который привел коня в сенат. Возможно, он до того совершил какой-то ритуал  по передачи себе силы коня и пришел  с животным в сенат, чтобы продемонстрировать связи с темным миром? Второй анекдот – о русской императрице Екатерине Второй и коне.  Вполне возможно, что и она совершила ритуал вступления в мистический брак с конем ради получения мистической энергии? Скорее всего, так и было, и она допустила «утечку информации» специально, чтобы  сведущие в колдовских делах люди поняли, что она имеет дело с темными силами для борьбы со своими соперниками.

                4

      
          Еще один факт интересен – наутро, когда развиднелось и буря утихла, путешественники нашли все свои вещи, которые разметал ветер. Ничего не пропало, в том числе, и ценные подарки, которые послы везли с собой из Византии. Это тоже говорит о характере древних славян в лагере Аттилы – они не крали, проявляя благородные черты характера.
        Прииск сообщает вроде бы неприглядный факт: « Начальница того селения — она была одна из жен Влиды (брат Аттилы –Т.Щ.) — прислала к нам кушанье и красивых женщин к удовлетворению нашему. Это по-Скифски знак уважения. Мы благодарили женщин за кушанье, но отказались от дальнейшего с ними обхождения». Да, нехорошо так поступать с девушками по нынешним моральным меркам. Однако это событие не выходит за рамки традиций в русских деревнях в любые времена, в том числе, и при Романовых, и в СССР и сегодня, когда  приехавших в село гостей всегда встречали и встречают красивые девушки, которые и поют, и танцуют, и веселят. Так что тот вечер среди славян в лагере Аттилы где-то на берегу Дуная с бурей на озере,  гостеприимством хозяев,  кашей-пшенкой,  медовым напитком и квасом и красивыми девушками абсолютно ничем не отличается от любого сегодняшнего вечера в  отдаленной русской деревне,  рядом с которой заблудились приезжие из города. Вот что удивительно!
      Тут есть один важный факт – красивые девушки были посланы к именитым византийским гостям. Если подробнее разобраться, то это – настоящая «ловушка» для послов, которые после одной такой ночи могли оставить здесь свое высокородное потомство от этих замечательных славянских девушек. А оно дорогого стоило! В любые времена при любых дворах из такого потомства формировались службы ответственных придворных чиновников и полководцев. Они затем  создавали  целые роды, которые были происхождением связаны с каким-либо правящим  двором. Это вечер мог бы стать невероятной удачей для поселения, приютившего послов. Но, как пишет Прииск, те воздержались…
       Показателен один похожий исторический случай, который произошел в Петербурге, во времена  царствования Николай Первого, когда сюда в 1829 году с визитом прибыл персидский принц Хосрев-Мирза, чтобы  щедрыми шахскими дарами  компенсировать  мученическую смерть русского посланника Александра Грибоедова в Тегеране. Он среди прочих сокровищ привез знаменитый алмаз «Шах». Неожиданно принц сам стал своего рода «алмазом» для  петербургского общества, поразив его своей восточной красотой, особенно красотой карих глаз. Народ собирался толпами у кареты  принца, чтобы насладиться его красотой. А он, переодевшись в мундир русского генерала, отправился прямо в публичный дом. Но оттуда его  увел  настоящий русский генерал, адъютант царя, вежливо предупредив, что во дворце для этих целей есть специальные женщины… Неизвестно, оставил ли после  этого визита Хосрев-Мирза свое потомство в петербургском дворце, но дома его ждала ужасная участь: его брат, не перенесший ревности к его красоте и популярности в народе, велел выколоть его прекрасные глаза. Остаток жизни принц провел в жалком состоянии просящего нищего. Николай первый, принявший из рук этого человека алмаз «Шах», никак не помешал расправе. Может быть, русский царь и сам не перенес ревности к красоте глаз персидского принца?
       К сожалению, Приск не показал, как выглядели жилища славян, приютивших путешественников, но зато он  описал дворец Аттилы, который конечно же построили славяне, поскольку это был типично  славянский княжеский дворец: «Переехав чрез некоторые реки, мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы. Он был, как уверяли нас, великолепнее всех дворцов, какие имел Аттила в других местах. Он был построен из бревен и досок, искусно вытесанных, и обнесен деревянною оградою, более служащею к украшению – нежели к защите. После дома царского, самый отличный был дом Онигисиев – (военачальника –Т.Щ.), также с деревянною оградою; но ограда эта не была украшена башнями, как Аттилина…» Великолепный дворец из бревен – свидетельство высокого мастерства славян-строителей. И можно быть уверенными: если бы не постоянные войны и кочевье в стане диких гуннов в поисках лучшей земли и доли, славяне еще в раннем средневековье выстроили для себя красивые села и города, и древние историки не путали бы их бани с  жилыми домами, а современные горе-историки не говорили о дикости славян.


5
         Историки говорят, что уход на запад готов и аланов, а затем и распад империи Аттилы позволил славянам в V веке н.э. начать широкую колонизацию Северного Подунавья, низовьев Днестра и среднего течения Днепра. Но до сих пор неизвестны точные маршруты и время их передвижения на те или иные территории. Даже древние историки не могли определить точное место на Севере будущей Древней Руси, как исходное место расселения здесь славян. Да и распознавали они их с трудом. К примеру, считается, что  на берегу Ладоги вместе с кривичами жили словене – славяне. Однако теперь выясняется, что это название местному народу дало озеро Ильмень. И кто был этот народ, остается загадкой. Много описаний славян и русов находится у древних восточных авторов.
          Вот что пишут различные восточные авторы IX–XI веков о руссах. Ибн Русте: «Русы проживают на острове, размер которого три дня пути в длину и ширину. На острове — чащи, заросли, земля — сырая. Царя русов называют каган. Русы — народ многочисленный. Русы нападают на славян, продают их в качестве рабов в Хазаране и Булгаре, грабят припасы славян, чтобы этими припасами кормиться самим. У русов — обычай оставлять в наследство имущество только дочери; если у руса рождается сын, отец вручает ребёнку меч, заявляя: это — твоё наследство, отец приобрёл мечём своё достояние, так и ты должен поступать. У русов нет недвижимого имущества, деревень, пахотных полей, их занятие — меховая торговля; за меха они берут чеканные монеты, которые прикрепляют к своим поясам. Русы опрятны, заботятся о своей одежде, так как занимаются торговлей; мужи их носят золотые браслеты. Русы оказывают почёт гостям и хорошо обращаются с чужеземцами, которые ищут у них приюта, они не позволяют никому обидеть гостя или чужеземца, защищают их. Русы мужественны и смелы, походы совершают не на конях, а на кораблях». К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу — река Рута, к западу — славяне, к северу — безлюдные земли севера».
      И этот текст, как записи византийского  дипломата Приска, требует  «расшифровки». Несмотря на то, что он написан полтысячи лет после Приска, мы видим  те же характеристики славян – опрятность, красоту, мужественность, гостеприимство, достоинство. Как и у Приска, который  видел в лагере Аттитилы варваров и скифов, мы видим в данном тексте обозначение двух народов – русов и славян. И русы обозначены врагами славян, нападают на них, отнимают плоды их труда для своего пропитания, сами же  земледелием и скотоводством не занимаются. Однако и походы совершают не на лошадях, как  степные племена, а на кораблях. Значит,  славяне занимались земледелием, в отличие от воинственных русов. Но кто тогда строил корабли? В древних документах  авторы указывают, что строительством кораблей и мореплаванием занимались кривичи. Вопрос: кто же были эти  народы: русы, кривичи, славяне? Интересно, что в современной истории остался  термин «русские славяне». Под ним подразумеваются восточные славяне. Но если его «перевести» на древнее понятие, то получится:  славяне, на которых нападали русы, рабы русов. А вот кто такие русы, так и остается загадкой.
       Здесь помогла бы география, сведения древних путешественников о местах проживания этих племен. Но понять и тут что-либо сложно. «К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу — река Рута, к западу — славяне, к северу — безлюдные земли севера». Никто не может найти эту гору печенегов.  Высокие  холмы можно найти и на Валдае, и  на острове  Самбия (Калининград –Т.Щ.). А река Рута – в Белоруссии. На Валдае проживали кривичи, на  Самбии пруссы, и в Белоруссии тоже кривичи. И везде сырость, болота, острова три дня ходу вдоль и поперек, рядом озера.
          Но есть одна деталь: одну из трех славянских стран восточные путешественники называют Артания или Артсания. Ал-Истархи пишет: «Их три группы. Одна группа ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И самая отдалённая из них группа, называемая ас-Славийа, и [третья] группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал её, так как там они (жители) убивают чужеземца, приходящего в их землю».
           Мы знаем, что особенной жестокостью к чужеземцам, особенно к христианам, отличались  древние пруссы. Они не терпели чужаков. Всего неделю в 10 веке ходил по таинственным языческим местам  Прутении  христианский проповедник Адальберт Пражский со своими спутниками и был пойман рядом со святилищем языческих идолов и убит.
           Следующая характеристика дополняет предыдущую. Вот что пишет Худад ал-'алам: «Страна (руссов). Это большая страна, и народ её плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа славян, которая им служит». Марвази: «Они (русы) многочисленны и рассматривают меч как средство существования. Они народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов, а так же плавают на кораблях в Хазарское море (Каспий –Т.Щ.), нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом человечества».
       Но если речь идет о древних пруссах, то это означает – кимвры, те самые, которые первыми напали на Рим. У них тогда была отличная конница, и они действительно стали «бичом человечества», открыв путь варварству в Европе. Кроме того, захватившие Янтарный берег  кимвры, подданные короля Видевута,  среди которых были и славяне, строили корабли и были мореплавателями и торговцами. Так, возможно, русы – это все же древние пруссы? Но тогда было бы интересно рассмотреть существование среди них славянского племени, которое проживало с кимврами  еще с тех пор, как они вместе воевали против Римской империи во 2 веке до н.э. Могло быть, что отношение славян было зависимым в связи с малочисленностью. Возможно, славяне оберегали свою самоидентичность, а  пруссам-русам платили дань за защиту от чужих племен и, в частности, от походов христиан.