К Армении с любовью

Юрий Сенин 2
   В Ереване был я один раз, еще при Союзе и довольно случайно: была такая форма повышения квалификации преподавателей, связанных с вычислительной техникой, собирали нас в неких центрах, обычно в столицах республик, и чему-то там якобы обучали. В 85 году мы с товарищем по работе Юрием Тыриным (условно) отправились в Ереван на неделю, как раз в конце июля. А что, дорога, командировочные, отгулы, поощрения, сели в самолет, да и полетели. Рейс был ночной, прилетели рано утром, в самолете за рюмкой чая познакомились с двумя армянами, они предложили до города подбросить. Показали им адрес, О!, говорят, это от нас через двор.  В машине они сказали, что через центр проедут, чтобы мы поняли, какой он, Ереван.
    Действительно, центр Еревана – сказочный, солнце только вставало, здания были из розового армянского туфа, да еще розовое солнце, полнейшая красота. В общем, доехали быстро, поблагодарили ребят, обменялись телефонами, и все это было тогда в порядке вещей, народ был добрее, проще и локотки наши были поближе друг к другу, нежели сейчас. Это у молодежи образы империи зла и животного милитаризма, да ничего подобного, нормальное общество, получше уж чем сейчас.
     Ичителка наша нас уже ждала, раздала нам планы занятий, документы в общежитие и талоны в столовую. На словах получалось, что завтра в 9:00 – начало занятий, в субботу: зачеты и торжественное расставание. Получилось так, что мы в субботу только и явились на вручение дипломов. Но удостоверения о курсах нам выдали.
    После размещения позавтракали, надо сказать очень по-армейски, манная каша, яйца, хлеб с куском масла, чай или компот. В фойе в киоске купили карту и пошли в город прогуляться. У Юры была цель купить что-нибудь жене в подарок, или полезное, типа обуви. Так мы всю неделю иногда все бросали и шли по лавкам и магазинам. Было жарко и мы пили пиво. Погуляли по городу, у Еревана есть явная особенность, люди ходят по проезжей части, абсолютно на обращая внимание на транспорт, явно свободные люди – идут, куда хотят, даже по диагонали могут улицу пересечь, если нужно какое-то место или магазин на противоположной стороне. В Москве я такое помню в детстве, но в принципе, москвичи часто переходят улице не по знаку светофора и в неположенном месте, в этом пункте меня удивил Минск, там все стоят, пока зеленый свет не зажжется, а если переходишь – сразу же говорят, во, москвич идет. Вечером позвонили из корпуса ребятам, решили, что нужно посидеть за встречу, они пригласили в какой-то ресторан, название не упомню. Юрка по дороге расхваливал армянские сигареты, тогда лучшее, что было в Москве – это «Ява» Явская, но возможно появились уже «Кэмел» и «Мальборо», точно не могу сказать, потому что сам не курю. Армянские сигареты, я запомнил только Ахтамар, стоили 40 коп (как и Ява в твердой коробке), сейчас посмотрел в Интернет, Ахтамар стоит 1700 руб., чувствуется, жить стали лучше и веселее.
      Ресторан был очень уютный, но не в центре, пили армянский коньяк, ели тоже что-то армянское, кофе был замечательный, сейчас такой называют «по-восточному», приготовлен на песке. Что-то в Москве этот способ приготовления, недавно повсеместный, исчез совсем. Говорили о жизни, изменениях, и мне показалось, что Армения опережает в экономическом смысле: какие-то кафешки, мастерские, ателье – причём сплошняком, в этом смысле Москва ещё спала. Я спросил ребят, могут ли они помочь с билетами в театр оперы и балета? Я тогда считал, что знакомиться с городом нужно начинать с театра, желательно с оперы или балета, вся интеллигенция на лицо! Сейчас я бы этого не сказал, вообще мне не понятно, кто и как ходит в Большой, к примеру? Я в театр позвонил еще из общаги, билеты были, но в течение месяца, а вот так просто взял и купил, не получалось.  Договорились, что я позвоню в понедельник насчет билетов.
     Действительно, билеты как-то достали, и привезли, денег не взяли, говорят – это подарок, и объяснили, что тоже ничего не заплатили, и что это тоже подарок. Ну, ок, пошли с Тыриным (условно) слушать оперу. Здание театра очень величественное, на мой вкус тяжеловато, но видно, что архитектор сделал замечательную работу. Вся информация была на армянском, и опера была на армянском, сюжет исторический, названия я не помню, возможно, давали «Ануш», но я не уверен, да и посмотрели мы только первое действие, Тырин заныл и сказал, что пива хочется. Вообще, в Большом шел «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича, и я смотрел его несколько раз. На премьере четыре главные партии исполняли Владимир Васильев (Спартак), Марис Лиепа (Красс), Екатерина Максимова (Фригия), Нина Тимофеева (Эгина). В других составах участвовали Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка (Фригия), Майя Плисецкая (Эгина). Этот балет стал визитной карточкой Большого театра. На минуточку, один из самых известных балетов Большого поставлен на музыку Хачатуряна, армянского композитора, думаю, это не случайно.
      Однажды Тырину приспичело позвонить в Москву, с этим была проблема, в переговорном пункте полно народу, монеты по 15 копеек на размене закончились, Тырин (условно) заказал разговор, сказали, что ждать примерно час. Я пошёл на улицу, чтобы не сидеть в жаре, долго бродил без цели и набрел на старинную церковь. Очень красивая и маленькая церковь. Я зашел, никого не было, только одна старушка сидела на скамейке и молилась. Кстати, это меня поразило тогда, в наших церквях никаких скамеек не предусмотрено было, падай и бей лбом об пол. А зря, старому человеку нужно и посидеть в святом месте, пообщаться с Христом, подумать, помолиться. Подошла какая-то женщина, спросила, турист или помолиться? Я говорю, не турист, в командировке, просто знакомлюсь. Она мне в двух словах объяснила, что за церковь. Но я дома в Ленинке прочитал про церковь эту, а сейчас там все изменилось. Это церковь Катогике. Самые старые надписи, высеченные на одной из стен церкви Катогике, датированы 1264 годом. После землетрясения 1679 года, к западной части церкви была пристроена большая базилика Святой Богородицы. Новый храм был построен из традиционного армянского туфа и не имел купола. Это была трёхнефная базилика, построенная в стиле армянской церковной архитектуры. Это была одна из самых из самых вместительных церквей Еревана. Вообще, Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии, задолго до Византии и Грузии. Это произошло в 301 году, в период правления царя Трдата III, благодаря деятельности Григория I Просветителя. В 302 году Григорий I Просветитель стал Первым Патриархом и Католикосом всех армян.
     В 1936 году базилика Святой Богородицы была снесена, чтобы освободить место для жилых зданий и лингвистического института на проспекте Саят-Нова. Во время сноса была обнаружена старинная церковь Катогике, заключённая в структуре большой базилики. После протестов со стороны археологов церковь была сохранена. В стенах разрушенной церкви было найдено множество старых хачкаров XV—XVII веков.
    Нынешняя церковь Святой Богородицы, которая продолжает носить имя Катогике, совсем маленькая, и используется только в качестве часовни-молельни. К северу от старинной церкви был построен новый религиозный комплекс. Он включает в себя большую церковь Святой Анны и здание ереванской резиденции Католикоса. Церковь открыли в 2014 году. (На фото)
    Очень хотелось посмотреть Эчмиадзинский кафедральный собор, но не получилось, это нужен минимум день и деньги на дорогу, да и далековато, Армавирская область. Но вот то посещение церкви Катогике я надолго запомнил, на следующий день пошли смотреть вместе с Тыриным (условно), да и вообще, я туда каждый день до отъезда приходил. Чудесная часовня.
      Ну вот о той поездке собственно всё, я очень жалел, что к тому времени потерял записную книжку с армянскими сослуживцами, это действительно большая утрата, а ведь всю учебку в Остре (недалеко от Киева, ККВО) полвзвода у нас были москвичи, а полвзвода -  армяне, в основном из Еревана, но еще несколько человек из Воронежа (там тоже кафедры не было), а армейская служба – это на всю жизнь. Но вот вышло так. А о нашей жизни в учебке я писал на своей странице неоднократно, и про уснувшего на посту Хачикяна в том числе.
     Поэтому еще об одном фрагменте, который связан с Арменией. В 1988 году я был на годичной стажировке в Свободном Университете Брюсселя. Нас в Брюсселе было четверо стажёров, двое из Москвы, двое из Минска, и практически каждую субботу мы ходили в Посольство, собственно причин было две: мы там получали доплату к стипендии, которую нам платило министерство образования Бельгии, кроме того, в Посольстве был магазинчик, который назывался «Кооператив», и мы там закупали некоторые вещи, и из продуктов в том числе.
         И вот вначале декабря случилось страшное землетрясение в Армении, Спитак и Гюмри были разрушены, за минуту Армения потеряла 1% населения. Я видел всё по телеку, CNN и местные показывали, но в основном это были интервью, реальный кошмар я увидел на фото много позже. Я подумал, что армянская диаспора придумает как помочь в такой ситуации, фонд какой-нибудь откроет для пожертвований, или еще чего-нибудь. Получали мы собственно гроши, но тут, наверное, нужно посылать хоть что-то, с миру по нитке – голому рубаха. Я прикинул, сколько могу, но все-таки решил сходить в Посольство, может быть они что-то организованно придумают? На следующий день я нашел в газете, что действительно организован фонд некими выходцами из Армении (Советской Армении), я позвонил и переговорил с представителем, можно переводить, можно налом, адрес такой-то, часы работы, контактное лицо такое-то. 
       А в субботу мы потопали в Посольство, зашли в Кооператив, и я там спросил, а как у вас, на Армению собирают деньги? Народ засмущался, да нет, говорят, пока не слышно ничего. Ну и ладно, говорю, по-другому отошлю. Мы с ребятами так и сделали. Деньги отослали, потом мне конверт пришел с подтверждением перевода в ВЭБ СССР.
       В следующую субботу опять пошли в Посольство, на этот раз нужно было доплату получить, а это очень важно. В Кооперативе нам сказали, что после нашего последнего прихода началась паника, они просто не поняли, они подумали, что мы заплатили в какой-то фонд, организованный Посольством, побежали узнавать, ах, ах, я первый хочу заплатить, обычная советская схема. В общем в результате паники, Посольство само организовало сбор пожертвований для помощи Армении. Странная все-таки была эта машина, скрипела, но работала. Тут важно, что мы жили вне посольства, т.е. не за забором, всего в Бельгии тогда в таком режиме было только четыре человека, остальные, даже высокопоставленные, в супермаркет-то сходить не могли, иногда нас просили кого-нибудь сопроводить)). Поэтому возможно и такая реакция, посиди-ка за забором, хоть и в Брюсселе, хоть и в Посольстве.
     В свете последних и предпоследних событий в Армении, я искренне переживаю за эту страну и этот народ, хотя наше собственное положение не лучше, а может быть и хуже. Впрочем, я встречал разных армян, чего стоит Лаура, жена Н.В.Мицкевича (Светлая память!) Еще у меня был один знакомый, которому удалось предать и подставить меня дважды, но это только подтверждает, что в семье не без урода, больше ничего.
     Пожалуйста поймите, я человек глубоко неверующий, но любящий и ценящий культуру и историческую память, и в этом отношении Армения представляет совершенно поразительную страну и народ, с древним христианством, с массой исторических и церковных памятников, а уж если посмотреть на сам армянский народ, то даже его происхождение толком не понятно, существуют четыре независимых гипотезы об этногенезе армян. То есть это конечно сложный вопрос, но в школе мы проходили в курсе древней истории царство Урарту, которое находилось частично на месте современной Армении, в области вокруг озера Ван, и это государство боролось с Ассирией, и могло победить. Насколько древние жители Урарту близки к современным армянам – это вопрос не для краткого текста, но читайте, масса литературы.  В любом случае, они являются потомками урартов, сменивших свой язык, но также и хурритов, лувийцев, хаттов и носителей собственно протоармянского языка.
    Так и остались у меня на всю жизнь утренний розовый Ереван в лучах восходящего солнца и церковь Катогике как символ древности и мученичества свободного армянского народа.
Фото: церковь Святой Богородицы, которая продолжает носить имя Катогике, и новая церковь Святой Анны.
21.7.2022