Славяне в Риме - боги

Татьяна Алексеевна Щербакова
               

                СЛАВЯНЕ В РИМЕ - БОГИ

                1

      
          Все-таки Михаил Ломоносов увидел более поздние корни кимвров (кривичей-пруссов-русов) и славян. А когда на самом деле произошло  объединение этих двух племен? И почему мы должны  стоять на стороне древних авторов, которые утверждают, что славяне служили русам? А возможно, это славяне водили  за собой кимвров-кривичей в поисках лучшей земли? Ведь это они были опытные земледельцы и лучше других могли определить, где правильнее сеять зерно.
      Давным-давно в России пытаются понять, откуда вышли славяне, кто они? До сих пор ответ так и не найден. Версий множество. Но одна привлекает более других, и ее как бы негласно предложили сами Романовы,  сделав главным символом в гербе царской России двуглавого орла. А самое первое изображение этой непонятной сказочной птицы запечатлено у древнейшего народа – хеттов. Некоторые специалисты считают даже, что это и есть  символ  государства Хеттии, существовавшего на территориях современных Ирака, Сирии и Турции. Кроме того, изучен язык хеттов, который очень похож на русский. Множество совпадений слов, обозначающих одни и те же понятия.
      Хетты — индоевропейский народ бронзового века, живший в Малой Азии, где он основал Хеттское царство (около 1800 до н. э.). Считается, что хетты пришли в Малую Азию с Балкан, гонимые переселенцами, и отбили землю у хаттов и завладели их железоделательным промыслом. В частности, изготовлением колесниц, продававшихся в Грецию и Египет и сделавших эту страну богатейшей империей в мире в 12 веке до н.э. Название первой столицы Хеттии – Пурусханда – тоже дает ассоциацию со словом русы. И, возможно, не случайно.
         В последние века своего существования хетты создали могущественное Новохеттское государство, при Суппилулиуме I существенно распространившее своё влияние на Ближнем Востоке и вступившее в военную конфронтацию с региональным гегемоном — Египтом. При Тутмосе III хетты ещё присылали египтянам богатые дары, но в период от правления фараона Хоремхеба до Рамсеса II (XIV—XIII век до н. э.) две конкурирующие державы вели войны за контроль над Сирией. После уничтожения Хеттского царства под ударами «народов моря» (во время так называемой «катастрофы бронзового века») народ хеттов пришёл в упадок. Отдельные неохеттские государства продолжали существовать на периферии Хеттского царства в Сирии и на юге Анатолии (современная Турция), пока не были разгромлены ассирийцами.
         История изучения хеттов начинается с XIX века, когда учёные заинтересовались могущественным народом, упомянутым в Библии и жившим к северу от «земли обетованной». Однако масштабное исследование хеттской истории стало возможно только после открытия в 1906 году Богазкёйского архива царей Хатти и расшифровки в 1915—1916 годах чешским лингвистом Бедржихом Грозным хеттской письменности. Сегодня переводы Б. Грозного доступны, и их очень интересно читать. Уже с ознакомлением имен хеттских богов любой русский с изумлением видит, насколько  близки языки русский и хеттский.
         Сын бога грозы у хеттов – Телепинус (метатель копья, стрел, молний). А в просторечии у русского народа есть слово телепаться – шевелиться, медленно и неуклюже идти. Как «божественное» хеттское у русских  стало насмешливым? Также, как и многое из языческой культуры, беспощадно  истребляемое при христианстве. Тешуб – бог грозы у хеттов «оставил» русским слово бушевать. Еще один бог грозы у хеттов – Тархунт, у русских в просторечье  закрепился словами трахать, тара-рам.
          Кубаба – мать богов у хеттов. Она прототип фригийской Кибебы, Кибелы. От хеттов «перешла» к согнавшим их с земли фригийцам, затем к лидийцам, затем – к римлянам. А у русских «осталась»  «народным» словом "дебелая женщина" – белокожая, полная, крупная, вальяжная, ленивая. Ну первоисточник – кубаба – это  вечное русское полупрезрительное слово баба. Тоже из разряда борьбы христиан с язычеством.
          Но самый «первый» бог у хеттов был Пирва, тоже бог грозы, бог всех богов. Ну как тут не заподозрить, что имена богов из триады  в прусском святилище Ромове были заимствованы у хеттов? Перед идолом Перкунаса горел «вечный», поддерживаемый жрецами огонь, считавшийся святым. В нем сжигались жертвы. Для поддержания огня использовали только дубовые дрова. Символом Патримпаса была змея (скорее всего — уж), которая жила в корзинке и питалась приносимым жрецами молоком. Рядом с идолом Патоласа лежали черепа человека, лошади и коровы. И кривичи пришли на  Старую Ладогу с богом Перуном.
      

                2

        Иван Грозный говорил, что  он родом от римских императоров. Один из которых – племянник  Юлия Цезаря – распорядился  поселиться римлянам на Янтарном берегу Самбии (Калининграда). Это могли быть, как мы говорили выше, римские легионеры, потеснившие эстиев, промышлявших янтарем и торговавших им с Римом. Но, возможно, это были другие люди, которые в своей истории уже успешно  отвоевывали и осваивали чужой промысел – выплавку железа и изготовление  боевых колесниц? И этот народ был  хетты, которых с их земли в Малой Азии прогнал  голод и переселенцы – фракийцы. А ведь хетты были искусными земледельцами, но  многолетняя засуха  разорила страну и вынудила ее народ искать другие пристанища. Они нашли не только другие земли, но и потеряли свое  историческое имя. Но поскольку были народом трудолюбивым и умелым, то на всех осваиваемых ими землях  поднимали  культуру земледелия и промыслы еще выше. Так была образована страна Лидия, а из нее (как утверждает Геродот) на Аппеннинский полуостров пришли этруски и назвали свою страну Этрурией.
           Этруски  (самоназвание Rasenna, Rasna) — древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибром и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Основой процветания Этрурии было земледелие, которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией — был получен этрусский сорт полбы, впервые они начали возделывать культурный овёс. Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов. Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI века до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение, дренаж, регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи, в районе Коды.
        В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы — всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII века до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками — приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII веке до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.
        Археологическое изучение этрусских погребений выявило социальное расслоение населения. Низшие слои этрусков образовывали домашние рабы и пенесты — зависимые землевладельцы. Античная традиция донесла сведения о том, что пенесты — аборигенное население Тосканы, обслуживающее земледельческую отрасль экономики, пенесты — коренное население, покоренное тирренами и, вполне вероятно, обложенное повинностями, однако, не рабской зависимости.
          Рабы присутствуют в домах знатных родов. Возможно, эти рабы — пленные и выкупленные чужеземцы, представшие в погребальной стенописи слугами — музыкантами, танцовщиками. Сюжеты фресок позволяют предполагать существование ритуальных убийств рабов и травлю их зверями.
                3

         Значит, из Лидии (на территории современной Турции) народ, когда-то носивший имя хетты, мигрировал на территорию современной Италии. Рим был образован в 8 веке до н.э. на границе с Этрурией. Кто и как создал «вечный город на семи холмах» и сегодня  остается неизвестным, кроме легенды о братьях Ромуле и Реме.
           Однако есть признаки, по которым можно предположить, что основателями Рима были этруски, а, значит, потомки хеттов-славян. Этруски были смелые моряки и опасные пираты. Значит, они строили корабли. Отдельный вопрос – о железоделательном промысле.  В каком состоянии культуры и общего развития находилась Тоскана между 2000-м и 1000 гг. до н. э., когда здесь появились этруски? Сохранились свидетельства, что здесь, как и по всей Италии, существовала цивилизация бронзового века. Около 1000 г. до н. э. по полуострову пронеслась новая волна захватчиков. Они принесли с собой технологию обработки железа, с помощью которого коренное население было обращено в рабство. В течение этого первого железного века важнейшие обитаемые центры находились либо к северу от Апеннин на Паданской равнине, либо в обширном районе по соседству с Лацием – в нынешних Тоскане и Умбрии. Там возникла чрезвычайно активная цивилизация, которую принято называть вилланованской, по названию Виллановы, деревушки под Болоньей, где в ходе раскопок были обнаружены первые следы её существования. Этой вилланованской цивилизации присущи некоторые весьма характерные черты.
        Исследуя гробницы, можно найти множество следов этой цивилизации. В основном, по крайней мере до 750 г. до н. э., вилланованцы кремировали покойников и пепел помещали в урны обычно биконической формы, которая появляется еще до 1000 г. до н. э. в керамике бронзового века, а теперь становится общепринятой и широко распространенной. Урны эти довольно грубые и представляют собой то, что итальянцы называют impasto – керамика из нечистой, плохо обожженной глины. Именно такие «горшки» находят археологи при раскопках на Старой Ладоге и в Новгороде. А люди, очень далекие от истории и искусства  и промыслов древних цивилизаций, спешат в современных публикациях  доказать по этим признакам  отсталость и дикость славян, проживавших на севере  Древней Руси. Якобы они были способны создавать только такие вот  горшки – даже без обжига. Какие именно изделия создавали  староладожские и новгородские язычники, мы едва ли когда-то узнаем – поскольку  наступившая христианская эра начисто смела все, что было связано с язычеством в здешних местах. То есть,  серебряные изделия были переплавлены, пергаменты отмыты и вычищены добела.
          Однако остались многочисленные слова языка, родственного хеттскому, сказки о языческих богах и изделия из глины и стекла, истинную научную национальную цену которых  до сих пор никто не оценил. Хуже того, в наше время и эти – последние - «документы»  дорюриковского времени древней Руси безжалостно уничтожаются  даже на уровне законов о культуре.
      Важные признаки участия в  создании Рима и Римской империи славян – это боги. Точнее, богини Кибела и Церера.
           Количество храмов республиканского Рима доказывает глубокую религиозность римского народа; в каждой части города можно, на основании далеко неполного предания, насчитать несколько крупных святилищ. Также в городе находился храм древней триады Ceres, Liber, Libera, построенный, по преданию, в 496 году до н. э.
        Храм Кибелы или Храм Великой Матери - первый и наиболее значительный храм Рима, посвящённый Великой Матери, которая также была известна  как Кибела. Был построен для размещения определённого изображения или формы богини, метеорного камня, привезённого из Малой Азии в Рим в 204 году до нашей эры по воле оракула и временно размещенного в храме богини Виктории на Палатинском холме. Новый храм был освящён 11 апреля 191 г. до н.э., и первый праздник в честь богини мегалесия прошёл на площадке перед святилищем.
     Храм Кибелы был расположен на высоком западном склоне Палатинского холма, где открывался вид на долину Большого Цирка. Прямо напротив храма Кибелы, на склонах Авентина, находился храм Цереры. С подножия холма к его вершине, где находился храм, вела лестница. Перед началом ступеней находилась площадка, где проходили игры и празднества, ставились пьесы. Алтарь богини был виден как с этой площадки, так и с внутренней стороны храма. Первоначальный храм сгорел в 111 г. до н.э. и был восстановлен одним из рода Метеллов, возможно, Гаем Цецилием Метеллом Капрарием. Он сгорел ещё два раза в начале имперской эпохи и каждый раз восстанавливался Октавианом Августом. После второй реставрации он, вероятно, обрёл наиболее роскошный вид. Храм оставался в эксплуатации до конца IV века. Он был разрушен в 394 году н.э. по приказу императора Феодосия I во время гонений на язычников.
          Кто мог добиться строительства этого храма, если не люди, которые поклонялись богине Кибеле с незапамятных времен и когда женщины царствовали наравне с мужчинами? Не исторические ли хетты, ставшие законными римлянами?
         Но еще большее значение для исторического понимания предполагаемого существования славян в Риме имеет храм богини земледелия Цереры, который был построен напротив храма Кибелы. Все, что связано с этой богиней в Риме, указывает на высокую политизированность  определенной части населения «вечного города» и его высшего общества, влияющего на законодательные процессы и  развитие римского общества в целом.

                4
       Вспомним:  основой процветания Этрурии было земледелие, которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. А главная причина утраты хеттов, также искусных земледельцев, своей страны был голод из-за природных катаклизмов и нашествия чужестранцев. Поэтому  у них и затем у римлян был культ земледелия, с которым тесно связан культ тела. Они  должны были постоянно совершенствовать свои тела, чтобы по красоте и совершенству сравниться с богами и «иметь доступ» к управлению природой и «гарантий» высоких урожаев.  Вот в чем неразгаданная пока что тайна славян, сохранивших через тысячелетия свой генофонд, несмотря ни на какие испытания и ни на какие названия этого народа в разные времена. Эту «птицу» всегда было видно по «полету».
       Святилище Цереры, Либеро и Либеры (утраченное древнеримское культовое сооружение, посвящённое авентинской триаде: Либеру, Либере и Церере) имело особенное значение для определенной части римского населения. По легенде, диктатор Авл Постумий Альб Региллен, обратившись к Книгам Сивилл, в 496 году до н.э. дал обет построить храм накануне важной битвы на озере Регилло, стремясь подтолкнуть плебеев выступить в войне против иноземцев. В 493 году храм был освящён консулом Спурием Кассием Вецеллином. Святилище быстро стало популярным духовным центром плебеев. Постройка святилища авентинской триады было плебейским ответом на «аристократический» храм Капитолийской триады Юпитера, Юноны и Минервы. В 31 году до н. э., когда состоялась битва при Акциуме, святилище сгорело и было вновь освящено только в 17 году н. э. императором Тиберием.
         Церера — древнеримская богиня урожая и плодородия, ответственная за произрастание и созревание злаков и других растений. Также была связана с подземным миром и могла насылать на людей безумие; покровительствовала материнству.  Её храм стал центром борьбы плебеев за свои права, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых лиц из низших сословий, а также местом раздачи им хлеба.
       В III веке до н. э. культ Цереры эллинизируется и сближается с таковым Деметры. С этим связан перенос древнегреческого мифа в римскую религию. Когда бог подземного царства Плутон похитил дочь Цереры Прозерпину, безутешная мать после долгих поисков поселилась у входа в Тартар. Из-за этого возник риск того, что природа погибнет и на земле перестанут произрастать злаки и другие растения. Поэтому Юпитер распорядился отпускать Прозерпину к матери, но в то же время она должна была проводить часть времени с супругом в Царстве мёртвых. Возвращение дочери к Церере и сопутствующее оживление природы вошли в римскую традицию в виде весеннего праздника цереалий.
        Согласно современным представлениям, латинское слово «Ceres» происходит от протоиндоевропейского корня cer-(кер), обозначающего «расти», «заставлять расти», «питать». Ясно, что и здесь мы имеем  русский народный «аналог», неприличное, но точное  в этом смысле  слово. В свою очередь, имя богини плодородия перешло в такие слова, как англ. create «создавать, творить», англ. increase «расти», «возрастать», которые, в свою очередь, стали основой для формирования термина «креативность».
        Казнимые за ряд тяжких, по мнению древних римлян, преступлений лица как бы «передавались Церере», а их имущество переходило в ведение жрецов храма богини. Несомненно, что именно отсюда пришло наше русское, народное, хотя и очень неприличное, но точное выражение: «кер тебе!»
      При соблюдении соответствующих обрядов она помогала умершим стать маннами (манить, возомнить? –Т.Щ.) — блаженными душами, которые помогали своему роду. В противном случае они могли стать лярвами, приносящими несчастья. Для обеспечения нормальной жизни состоятельные римляне периодически приносили в жертву этой богине свиней, а бедные — бескровные жертвы: пшеницу, цветы и либации (вино, мед, воду). Одновременно Церера покровительствовала переходу девочек в женщин, незамужних в замужние, а также материнству. Впоследствии её функции сузились до божества урожая и злаков.
        Во многом функции Цереры перекликались с таковыми Матери-земли Теллус. Персонификация земли Теллус давала место для произрастания семян и плодов, а Церера в свою очередь вдыхала в них жизнь. Эти богини покровительствовали миру, так как война несёт разорение землепашцам, в то время как в условиях мира возникали условия для развития земледелия. Близкими к Церере были Либер и Либера, боги виноградарства, которых могли представлять в качестве детей богини плодородия. Впоследствии, по мере эллинизации древнеримской религии, Либера стали отождествлять, наравне с Вакхом, с Дионисом, а Либеру, как уже упоминалось, — с Персефоной, получившей римское имя Прозерпины.
        На определённом этапе истории Древнего Рима, в период противостояния патрициев и плебеев, одновременно существовали культы как для знати, так и для низших классов]. Церера, как богиня земледелия, была наиболее почитаема среди плебеев, но после примирения с патрициями Цереру стали почитать как общую богиню римского народа. Впоследствии, когда противоречия между знатью и народом вновь обострились, Церере противопоставили Кибелу. Их функции в целом были схожими, но знать почитала Кибелу, в то время как народ отдавал предпочтение Церере. За соблюдением правильного исполнения жертвоприношений и празднеств в честь богини плодородия на государственном уровне следил один из двенадцати младших фламинов.
      Как минимум с III века до н. э. официальный культ Цереры и Прозерпины стали связывать с традиционными добродетелями римлянки. Этому способствовало усиление плебса, увеличение рождаемости среди простолюдинов при одновременном её падении в патрицианских семьях. В конце существования Римской республики Цереру начинают именовать «Мать Церера», подчёркивая её значения прародительницы. В позднюю императорскую эпоху культ Цереры начинают «забывать». Последние монеты с изображением этой богини относятся ко времени правления Клавдию Готскому (268—270)[. Последние сведения о мистерии в честь Цереры относятся к V столетию н. э., когда все нехристианские культы были уже запрещены.

                5
      Изначально римляне поклонялись тем или иным богам, используя различные места и предметы в качестве их символов. Для Цереры таковыми были колосья пшеницы. Впоследствии римляне заимствовали у греков и этрусков человекоподобные образы богов и богинь, которым стали строить их собственные дома, то есть храмы.
        Мундус (лат. Mundus «мир») Цереры представлял собой полусферическую яму, которая, согласно Плутарху, располагалась в области Комиция. Весь год она была закрыта каменной крышкой. Три раза в год — 24 августа, 5 октября и 8 ноября — камень снимали, после чего объявляли: «Mundus patet» («Мундус открыт»). После этого совершали жертвоприношения богам плодородия и подземного мира, в том числе и Церере, как богине плодородия и стража врат подземного мира. В эти дни, согласно верованиям древних римлян, души мёртвых получали возможность пребывать среди живых. Согласно Плутарху, мундус был заложен ещё основателем Рима Ромулом. Эту яму объявили центром города, а каждый из первых римлян бросил в неё горсть земли, которую принёс из своих родных краёв. Согласно современным представлениям, мундус являлся первым зернохранилищем, которое впоследствии приобрело символический и религиозный контекст.
        Праздники в честь Цереры отмечались в особо важные для сельского хозяйства дни. При жертвоприношениях богине плодородия жертвами в основном служили свиньи, которые уничтожают посевы и чья смерть, соответственно, по мнению древних римлян, была наиболее приятной для Цереры.
        Паганалии не имели чётко определённого дня и зависели от посева. Их введение приписывали полулегендарному шестому римскому царю Сервию Туллию. Древние римляне считали, что в этот день поле готово к будущему посеву, но ему надо дать возможность отдохнуть и не наносить плугом ран. Для крестьянина день был выходным; вечером устраивали скромный пир. Фламин совершал жертвоприношение Теллус и Церере. Одновременно он перечислял 12 то ли эпитетов этих богинь, то ли младших богов, ответственных за те или иные элементы посевных работ.
К ним относятся:
1. Vervactor — «тот, кто первым начинает заниматься паровым полем»;
2. Redarator — «тот, кто готовит землю»];
3. Inporcitor — «тот, кто пашет с широкой бороздой»;
4. Insitor — «тот, кто сажает семена»;
5. Obarator — «тот, кто проводит первую вспашку»[;
6. Occator — «тот, кто боронит»];
7. Serritor — «тот, кто копает»;
8. Subruncinator — «тот, кто пропалывает»;
9. Messor — «тот, кто пожинает»];
10. Convector — «тот, кто несёт зерно»];
11. Conditor — «тот, кто хранит зерно»];
12. Promitor — «тот, кто разбрасывает зерно»].

    Таким образом, в Древнем Риме  работа земледельцев отождествлялась с работой богов, а сами земледельцы считались богами, хотя и из разряда младших. И это была уже высокая политика, направленная на установление главенствующей роли в римском обществе земледельцев – народных кормильцев. Что справедливо и сегодня. Хотя  на протяжение тысячелетий мы наблюдаем повсеместное историческое притеснение  крестьян. Вплоть до их  закабаления во всех странах. Ни к чему хорошему это не приводило. Непогода, неурожаи и голод убивали целые государства. Даже самые богатые и большие, какой была в свое время Хеттия.
          Основным праздником в честь богини плодородия в Риме являлись цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и затем справлявшиеся 8 дней. В эти дни люди наряжались в праздничные одежды. В цирке проводили скачки и сценические игры, включая травлю лисиц, к хвостам которым привязывали факелы. По полям разбрасывали орехи, что должно было защитить их от зноя и стимулировать рост урожая. Богине совершали жертвоприношения. Люд устраивал пышные трапезы, приглашая к столу в честь дающей сытную пищу богини чуть ли не всех проходящих мимо их дома. Особо праздник почитался среди низших классов римского общества, непосредственно связанных с сельскохозяйственными работами.

                6
              Пользуясь наибольшим почётом среди плебса, Церера стала покровительницей и защитницей прав, законов и представителей низшего класса древнеримского общества. Основание храма Авентинской триаде совпало с принятием Lex Sacrata, который не только установил должности плебейских трибунов и эдилов, но и сделал их неприкасаемыми и неподсудными. Карой нарушившему запрет становилась казнь, которая рассматривалась в качестве жертвы Юпитеру, в то время как имущество распродавалось в пользу храма Цереры, Либера и Либеры. Закон Гортензия 287 года до н. э. сделал законы, принимаемые плебеями, обязательными для всех граждан Рима, включая патрициев. Официальные законы сената несли и помещали в храм Цереры, где они находились под охраной эдилов и богини, а консулы потеряли возможность изменять их в пользу патрициев. В храме находили убежище плебеи, которым угрожали патрицианские магистраты. Таким образом, Церера получила также эпитет «дающей законы».
             В 131 году до н. э., после того как был убит народный трибун Тиберий Гракх по обвинению в намерении восстановить царскую власть, для искупления греха перед Церерой, согласно Цицерону, жрецы из коллегии децемвиров отправилась в Энну. Эта область благодаря своему плодородию считалась местом пребывания Цереры. В той же речи древнеримский оратор клеймит губернатора Сицилии Гая Верреса за ненадлежащее отношение к фермерам, находящимся под особой защитой богини плодородия в месте её «земного дома», а также краже из местного храма Цереры.
            Согласно верованиям древних римлян, когда первая борозда Цереры открыла для людей царство Теллус, то она же и определила переход к оседлой и цивилизованной жизни. Соответственно, преступления, направленные на уничтожение чужого урожая, в том числе путём порчи, присвоение части чужого поля перенесением межи, выпас собственной скотины на общественных землях, расценивались как преступления против Цереры и римского народа. Согласно законам двенадцати таблиц, любой совершеннолетний человек, который испортил или собрал не принадлежащий ему урожай, подлежал смертной казни (Cereri necari — «принесения в жертву Церере»), а несовершеннолетнего следовало, по усмотрению претора, либо высечь, либо заставить вдвойне возместить нанесённый ущерб.
         До сегодняшних дней не дошло ни одного из самых ранних изображений Цереры, до постройки храма на Авентине. С III столетия до н. э. имеется явная связь Цереры с Деметрой. Она появляется с двумя факелами в поисках своей дочери Прозерпины; иногда она стоит в запряжённой змеями колеснице; сидит на священном сундуке. Иногда она держит в руках кадуцей. Со времени правления Октавиана Августа её могли изображать появляющейся из земли с обвитыми змеями руками. В руках она держит колосья и маки, а голову украшает венок из фруктов, виноградной лозы и других растений. На скульптурах Церера обычно носит пшеничный венок, а в руках держит колосья. В святилище Ромове  так изображался «младший» бог – плодородия - у пруссов Потримпс.
      Церера имела и имеет отношение к деньгам. Ее изображение появляется на декстансах, отчеканенных в италийских городах. Впоследствии её чеканят на римских монетах, как республиканского, так и императорского периодов. Как правило, на её голове венок из различных растений, а в руке — колосья, цветы мака. На монетах Цереру чеканили как сидя, так и стоя. Основными атрибутами служили пучок колосьев в одной руке и рог изобилия, змея, факел или посох. Достаточно часто Цереру изображают рядом с богиней, благословляющей жатву, Анноной.
         Почти через полторы тысячи лет после падения Римской империи Церера вновь появилась на деньгах. Во Франции в 1934—1940 годах печатали банкноту номиналом в десять франков с изображением Цереры на аверсе, а также в 1946 году десять франков с Церерой как на аверсе, так и на реверсе; в 1934—1940 годах — пятьдесят франков, в 1938—1939 годах — триста франков, в 1943—1944 годах — пятьсот франков, в 1937—1940 годах — тысячу франков..
       В 1848 году, после февральской революции, когда был свергнут Луи-Филипп I и установлена Вторая Французская республика, встал вопрос о чеканке новой серии монет. Среди множества вариантов победили предложения медальера Луи Мерлея с изображением Цереры на золотых монетах, а также Удине с Церерой на серебряных пяти франках. Кроме этого, древнеримская богиня плодородия эпизодически появлялась на монетах  Гибралтара и Чили. Кроме французских, Цереру эпизодически помещали на банкноты Германской империи, Гаити, Техаса, Бельгийского Конго, Бельгии, штата Конфедеративных штатов Америки Виргинии и Дании.
       Если  предположение о присутствии древних славян в Риме верно, то можно с уверенностью сказать, что мировое движение крестьян за свои права начали именно славяне за 700 лет до Рождества Христова. И добились невероятных успехов на идеологическом и законодательном уровнях. Но это была борьба язычников на основе языческой религии. С приходом христианства эта борьба и все ее достижения были оборваны  уже христианским Римом в борьбе с язычниками. Не это ли заставило славян объединиться с наступавшими на Рим варварами-кимврами и затем уйти вместе с ними в поисках  своей новой земли, чтобы создать страну в соответствии со своими верованиями и убеждениями, направленными на обожествление земледелия и земледельцев?