Граф Оксфорд. Фильм Аноним. Конспирология

Ирина Воропаева
Иллюстрация: Генри Ризли 3-й граф Саутгемптон. Легендарного золотоволосого «Fair Youth» сонетов Шекспира в фильме режиссёра Роланда Эммериха «Аноним» («Anonymous», 2011г.), посвящённого шекспировскому вопросу, воплотил актер Ксавьер Сэмюэл.

Сюжет «Анонима» построен на одной из версий: Шекспир – это маска Эдварда де Вера, 17-того графа Оксфорда (1550 – 1604).

          Если говорить о версии, то среди англичан много ее поклонников. Если говорить о фильме, созданном на волне внимания этих поклонников, то тут все сложнее.

Граф Оксфорд, как он выведен в «Анониме», – гениальный идеалист, терпящий крах перед неприглядной действительностью, которую воплощают эгоистичная порочная королева Елизавета и ограниченный пуританин Уильям Сесил барон Бёрли с сыном-горбуном Робертом, являющиеся опорой ее трона.

В киноповествование удачно вплетена фигура драматурга Бена Джонсона. Он соперничает с Оксфордом-Шекспиром (скрывающимся за ничтожным корыстолюбцем, актером Уиллом Шакспером из Стратфорда), но, осознав, какой космической величины перед ним талант, становится наконец его душеприказчиком. Реальный Бен Джонсон помимо прочего известен тем, что сделал стихотворное посвящение (пророческое, можно сказать) к первому изданию произведений Шекспира (Первое или Великое фолио, т.е. фолиант, книга), так что тут все сходится.    

Однако по ходу пьесы сценаристы срывают маски, что называется, вместе с кожей, в связи с чем лимит правдоподобия оказывается исчерпан практически полностью.

Согласно сценарию, Генри Ризли, которому Оксфорд посвящает свои сонеты, – его сын от королевы Елизаветы. Вопрос Смуглой леди, из-за которой в таком случае должен возникнуть конфликт между отцом и сыном, не поднимается вообще. Эпизод, когда в жены Саутгемптону сватали дочь Оксфорда (то есть брату - сестру), пропущен. Граф Эссекс, фаворит, также сын королевы, и, что самое ужасное, не только он один.

Обобщая отзывы критиков, постановщики фильма «Аноним» превратили относительно стройную версию Шекспировского вопроса «в абсурд с красивой картинкой». (В оправдание творческой киногруппы можно сказать, что они не сами все это придумали, использовав «сенсационные данные известного американского историка и писателя Пола Стрейтса.)   

Тем не менее экранный образ Саутгемптона по крайней мере внешне соответствует своему реальному очаровательному прототипу, только в более зрелом возрасте, когда его уже нельзя было упрекнуть в излишней женственности.   

          В заключение можно задаться вопросом, стоит ли смотреть фильм «Аноним». Почему бы нет. Качественно, атмосферно. Отчасти познавательно, отчасти красиво, местами душещипательно. К тому же по поводу абсурда есть и более абсурдистские вещи среди около-шекспировских течений (которые порой начинают напоминать безбрежное море, то и дело пополняемое новыми притоками): например, книга «Шекспир. Тайная история», написанная от имени неких отца Козминиуса и отца Мелехция, священников из Ватикана, вдохновленная «конспирологической направленностью Шекспировского проекта». Издано в России в 2003 году. Под коротким предисловием скромно значатся инициалы «А.Т.». Видимо, за ними и скрывается настоящий автор.
(И если «Аноним» расцветил небосвод шекспирознания в английском секторе, то псевдо-ватиканские Козми-Мелехции украсили российский, и кто еще кого перещеголял.)

Данный детектив настолько фантастичен (куда до него «Анониму»), что возникает подозрение о намеренной мистификации, призванной без удержу иронизировать над альтернативными шекспироведами всех мастей.   

Хотя авторам (автору), уж кем бы они все ни были на поверку, ежели захватывающий рассказ о литературной диверсионной сети подается на полном серьезе, следовало бы проявить большее знание предмета. Все-таки называть Оксфордов и Тюдоров Йорками – это уж слишком скребет по уху. Тоньше следовало действовать, одним словом, изящнее. Сама же идея книги до такой степени неправдоподобна, что в этом своем качестве даже великолепна.

В заключении цитата: «Сонеты [Шекспира], как уверены о. Козминиус и о. Мелехций, явились поэтической перепиской Филипа Сидни, Мэри Сидни-Пэмбрук и Эдуарда де Вера». No comment, как говорится.
20.07.2022
***

Материалы:

https://gladkeeh.livejournal.com/157378.html
Рецензия на книгу, 2003г.:
О. Козминиус, о. Мелехций. Шекспир: Тайная история. – СПб.: Изд. Дом “Нева”, 2003. – 576 с., 8 л. ил. – (Тайны Великих).
***
http://stihi.ru/2022/07/27/4018