Шекспир, Мэри Пембрук и Уилтонский круг

Ирина Воропаева
Иллюстрация: Мэри Герберт графиня Пембрук (Mary Herbert, Countess of Pembroke; 1561 – 1621). Портрет-миниатюра создан около 1590 года (модель в возрасте 29 лет). Акварельные краски, пергамент. Художник Николас Хиллиард. Национальная портретная галерея, Лондон.

«Уилтон-Хаус [поместье Пембруков] был подобием колледжа, так много там было искусных в остроумии лиц. Она [графиня Пембрук] была величайшей покровительницей остроумия и умнее любой дамы своего времени». Джон Обри.

Версия: эта умнейшая дама своего времени – создательница Шекспира.

          Мысль о том, что сонеты Шекспира являются плодом творческих усилий коллектива авторов, некоего  ЛИТЕРАТУРНОГО  КРУЖКА,  возникает по мере их чтения еще до того, как узнаешь, что подобные соображения уже неоднократно приходили и в другие головы. Данному обстоятельству способствует сюжетная группировка сонетов, словно была поставлена тема, и несколько человек добросовестно обыграли ее с разных ракурсов. Особенно большой группой является та, в которой прекрасного юношу настоятельно просят подумать о своем увековечивании в потомках, - 17 сонетов, перекликающихся друг с другом и друг друга дополняющих.

В 1867 году «некая Дэлия Бэкон опубликовала книгу, в которой выдвигала предположение о том, что за псевдонимом «Шекспир» скрывалась группа авторов под руководством Фрэнсиса Бэкона», после чего встретилась с дружной обструкцией со стороны академических кругов (но вода камень точит).

В 1923 году некто Х.Т.Х.Форест, разнообразивший свои будни служащего британской администрации в Индии чтением Шекспира и о Шекспире, написал книгу «Пять авторов «шекспировских сонетов», рассказав на ее страницах «о поэтическом турнире, устроенном графом Саутгемптоном. За объявленную графом награду в искусстве сочинения сонетов, по мнению Форреста, соревновались сразу пять крупных поэтов елизаветинской эпохи: Сэмюэль Дэниэл, Барнаби Барнс, Уильям Уорнер, Джон Донн и Уильям Шекспир. Соответственно, все пятеро и являются авторами сонетов, которые, полагал Форрест, с тех пор ошибочно приписывали одному Шекспиру». И это неважно, что кое-кто из этих сочинителей ни до турнира, ни после сонетов не писал. Конкурс известного покровителя искусств - дело благородное, можно было ради него нарушить привычки и обыкновения.

          Среди знатных богатых людей всегда было принято окружать себя талантливыми художниками и поэтами, что служило к вящей славе меценатов. В шекспировские времена в Англии существовало немало поэтических объединений, часто их организовывали утонченные знатные дамы:
          Мэри Герберт графиня Пембрук (сестра поэта Филипа Сидни и сама поэтесса) собирала в своем поместье Уилтон-Хаус т.н. «Уилтонский круг» (он же «рай для поэтов», согласно отзывам современников);
          Элизабет Меннерс графиня Рэтленд (дочь Филипа Сидни, племянница Мэри Пембрук и супруга Роджера Меннерса 5-ого графа Рэтленда, также одного из претендентов на подлинного Шекспира) приглашала к себе известных поэтов своего времени, которые по вечерам при поощрении хозяйки «до хрипоты спорили об искусстве»;
          Люси Харрингтон, в замужестве Рассел графиня Бедфорд, покровительствовала людям искусства, окружив себя творческими личностями.

При более детальном рассмотрении всплывают знакомые знаковые имена, круговорот связей наводит на различные размышления. «Это был тесный клубок персонажей, не просто знавших друг друга, но и связанных семейными, клановыми и финансовыми узами».

Джон Донн, к примеру, появлялся и у Рэтлендов, и у Бедфордов; драматург Бен Джонсон, участвовавший в издании Первого фолио Шекспира, был хорошо знаком с Рэтлендами и с Пембруками; сын Мэри Пембрук, Уильям Герберт 3-й граф Пембрук, – это двоюродный брат Элизабет Рэтленд и возможный кандидат в мистеры «W. H.» из посвящения к первому изданию Сонетов Шекспира 1609 года. Et cetera.

          В русле  «КОЛЛЕКТИВНОЙ  ТЕОРИИ»  решения Шекспировского вопроса мнения относительно того, кто из вышеперечисленных великосветских Муз был инициатором литературной мистификации, разделяются: одни стоят за графиню Рэтленд, другие за графиню Пембрук. Первая была талантлива, вторая – талантлива и знаменита, так что пальму первенства отдают ей.

«Шекспир» — это коллективный псевдоним группы авторов под общим руководством Мэри Сидни Герберт, графини Пемброк. Это она выбрала такое имя — Shake–Speare, буквально «потрясающий копьём». Дабы дать понять, что это псевдоним, его поначалу писали через дефис. Обычные имена тогда в Англии так не писались.
Вот только «потрясающий» или «потрясающая»? Практически все исследователи согласны с тем, что тогдашнему образованному читателю потрясателем копья представлялась покровительница искусств Афина Паллада. А ведь она была женщиной!»
          Процитировано по: Виталий Мацарский, «Тайна Элизабет Сидни. Документальное расследование».

           Впрочем, знатоки вопроса, отдавая должное литературным кружкам и конкурсам, берутся утверждать, что сонеты Шекспира были сочинены именно Шекспиром, то есть одним человеком, о чем свидетельствуют некоторые их особенности. Хотя в массив 14-ти-строчных шедевров все же затесалось несколько ремесленных поделок: либо незаконченные, неотшлифованные стихотворения, либо в самом деле принадлежащие другому, не столь искусному перу. Кто знает.
24.06.2022
***
http://stihi.ru/2022/07/27/4288