Ведьмак Александра Первого

Татьяна Алексеевна Щербакова
                ВЕДЬМАК АЛЕКСАНДРА ПЕРВОГО


         1

           А при дворе Александра Первого в это время происходило нечто странное. Говорили, что император после победы над Наполеоном  впал в мистику. Но возможно, это была лишь «игра» Александра «на публику», чтобы скрыть свои истинные намерения? Не сумев внести в российское общество  планируемых им социально-экономических обновлений, он решил глубже изучить историю страны и ее народа, чтобы увидеть скрытые пути к своей цели? И если при нем тайно разыскивались какие-то древние документы, то в этих поисках могли участвовать вот эти люди. (Еще раз напомню:  по существующей современной версии  русская народная игрушка  появилась в начале 19 века, как и стеклянные бусины под Москвой).
           Виктор Павлович Кочубей (очень привлекательной, изысканной внешности) (1768 — 1834) — русский государственный деятель, первый в Российской империи министр внутренних дел (1802—1807, 1819—1821), председатель Государственного совета (1827—1834) и Комитета министров (1827—1832), канцлер Российской империи (1834). Во время Отечественной войны и в Заграничном походе состоял при императоре. Содействовал назначению Кутузова главнокомандующим. В 1813 году возглавлял Центральный совет по управлению германскими землями. Ему была предложена должность посла в Англии, от которой он отказался, ибо не желал покидать Россию в такое сложное время (любил повторять, что долгое пребывание вне отечества против его правил). Поданная императору «Записка гр. В. П. Кочубея о положении империи и мерах к прекращению беспорядков и введении лучшего устройства в разные отрасли, правительство составляющие», в которой Кочубей предлагал объединить Министерство полиции с Министерством внутренних дел, а также создать Министерство духовных дел и народного просвещения, побудила Александра назначить его в 1816 году председателем Департамента гражданских и духовных дел Государственного совета (до 1819 года).
          В 1817—1818 годах граф Виктор Павлович Кочубей жил в Париже. Напомним – через год после публикации  очерка Буркхардта в Европе о древних хеттах и во время Ахенского конгресса.
         Вторично назначен министром внутренних дел 4 ноября 1819 года.
        28 июля (9 августа) 1821 года российским императором Александром I был учреждён Сибирский комитет, и В. П. Кочубей стал его первым председателем. Сибирский комитет — высший законосовещательный и распорядительный орган Российской империи по делам восточных окраин страны для рассмотрения отчета графа Михаила Михайловича Сперанского по обозрению Сибири. В состав его вошли сам Сперанский, графы А. А. Аракчеев, Д. А. Гурьев (министр финансов, его дочь была женой министра иностранных дел Нессельроде –Т.Щ,) и В. П. Кочубей, князь А. Н. Голицын и государственный контролер барон Б. Б. Кампенгаузен. В Сибирском комитете было рассмотрено новое устройство всех частей управления Сибирью, выработанное Сперанским и Высочайше утвержденное 22 июля 1822 года. Одновременно продолжено было и существование самого Комитета, получившего название сибирского, но лишь на время, пока не закончено будет переустройство Сибири. Фактически сибирский комитет стал специальным установлением для рассмотрения законопроектов, по сибирским вопросам; в прямые отношения к нему поставлены были и генерал-губернаторы Сибири, которые вносили в Комитет и свои всеподданнейшие отчеты.
          За те четыре года, пока Кочубей управлял министерством, из его состава был исключён департамент торговли и мануфактур, которым он более всего интересовался, затем отошло управление путями сообщения. С другой стороны, присоединению функций бывшего министерства полиции Кочубей был вовсе не рад, так как дела сыска его не занимали. Разумеется, стекольное и гончарное производство, а также промыслы национальных меньшинств и даже рисовальные школы (Строгановское училище) входили в круг интересов департамента торговли и мануфактур. До 1819 года  входил в Министерство внутренних дел, затем – в Министерство финансов. Значит, ценитель театра и высокого искусства министр  внутренних дел Кочубей весь был погружен в работу российских производителей всех отраслей. Таким образом разыскивать  ценные артефакты и поручать кому-то работать с ними  император  мог без привлечения к себе  внимания со стороны. Все это могло проходить под видом  естественного процесса  организации  производственных работ в той или иной отрасли – от машиностроения до рисования. А сыск мог оказывать серьезную поддержку не только в розыске  секретных  документов и  древних артефактов, но и людей, которые их хранили или воспроизводили, положим, для культовых обрядов или тайной пропаганды.
         С 1816 года Кочубей был председателем Департамента гражданских и духовных дел Государственного совета (до 1819 года).  Министерство духовных дел и народного просвещения — центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее духовными делами всех исповеданий в России и учреждениями народного просвещения и науки. Существовало в 1817—1824 годах также при Министерстве внутренних дел. Оно было образовано путём объединения: Министерства народного просвещения, Главного управления духовных дел православного исповедания Святейшего Синода, Главного управления духовных дел иностранных исповеданий.


                2

            Как видим, в Сибирский комитет входил князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844)  - государственный деятель Российской империи, в 1803—1816 годах обер-прокурор Святейшего синода в 1816—1824 годах занимал пост министра народного просвещения. Действительный тайный советник 1-го класса (1841), статс-секретарь (1803—1842). Доверенное лицо Александра I, который до конца жизни дорожил его «близостью и советами».
       Он - единственный сын капитана гвардии князя Николая Сергеевича Голицына (линия «Алексеевичей») от третьего брака его с Александрой Александровной Хитрово (1736—1796), внук московского губернатора Сергея Алексеевича Голицына (1695—1758). Овдовев через две недели после рождения сына, мать в 1776 году вышла замуж за майора в отставке М. А. Кологривова. Она относилась к сыну строго и холодно, зато влиятельная придворная дама М. С. Перекусихина полюбила «веселёнького и остренького» мальчика и по приказу Екатерины II в 1783 году он был зачислен в Пажеский корпус, переехав из Москвы в Санкт-Петербург. Основное внимание уделялось обучению светскому общению, французскому языку, фехтованию, танцам и верховой езде. Таким образом, князь Голицын с младенчества имел доступ ко двору, где сначала ценился как участник детских игр великих князей — Александра и Константина, а потом — как остроумный и ловкий кавалер. Его брат (по отцу) М. Н. Голицын, ярославский губернатор, выстроил под городом усадьбу Карабиха (ныне музей-заповедник).
          Вместе с другим братом (по матери), Д. М. Кологривовым, низкорослый князь Голицын занимался шутовством при дворе - оба  весьма искусно подражали манерам и выговору других. Граф Ф. П. Толстой ( русский медальер, скульптор, художник, участвовал в оформлении храма Христа Спасителя, автор рисунков к поэме И. Ф. Богдановича “Душенька”. Один из руководителей Петербургской Академии художеств.  Был одним из известнейших деятелей русского искусства) писал: «Князь Голицын, воспитанный при дворе и только для двора. Имея от природы острый ум, он в особенности отличался способностью передразнивать и подражать голосам других до того верно, что в другой комнате нельзя было не обмануться и не принять его за того, кого он передразнивал». Окончив Пажеский корпус в 1794 году, был принят поручиком в Преображенский полк. Но уже через год вернулся ко двору и стал камер-юнкером малого двора великого князя Александра Павловича, а в 1796 году был переведен в большой императорский двор. В 1799 году получил чин камергера и в этом же году стал командором ордена святого Иоанна Иерусалимского. Был выслан из Петербурга императором Павлом I в том же году по неизвестной причине.
        После вступления на престол Александра I князь Голицын как близкий ему человек был назначен сначала обер-прокурором I а позже III департаментов Сената, а затем 21 октября 1803 года по настоянию императора взял на себя должность обер-прокурора Святейшего Синода. В 1810 году стал, при сохранении прежней должности, главноуправляющим иностранными исповеданиями, в 1816 году — министром народного просвещения.
      Отчасти под влиянием Р. А. Кошелева этот эпикуреец и вольтерьянец екатерининской выучки, в 1806 году избранный в члены Российской академии, обратился к благочестию с резко выраженной сентиментально-мистической окраской. Он с лёгкостью брался разъяснять императору самые сложные богословские вопросы, хотя историю религии знал поверхностно и считал истинным христианством «туманный сентиментальный пиетизм с примесью православных догматов, разнообразных еретических и сектантских учений». Составил для императрицы Елизаветы Алексеевны «Мнение о разности между Восточной и Западной церковью, с историей разделения их», которое было напечатано только в 1870 году. Московский митрополит Филарет вспоминал: «Когда император назначил кн. А. Н. Голицына обер-прокурором, он сказал: „Какой я обер-прокурор Синода? Вы знаете, что я не имею веры“. — „Ну полно, шалун, образумишься“. — „Когда же, — говорил после Голицын, — я увидел, что члены Синода делали дела серьезно … и сам стал серьезнее, почтительнее относиться к делам веры и Церкви; когда через год или два спросил себя: верую ли я? — то увидел, что верую, как веровал в детстве“.
         Но кто же такой его наставник Р.А. Кошелев? Родион (Иродион) Александрович Кошелев (1749—1827) — русский государственный деятель, дипломат, действительный тайный советник. Приближённый Александра I, влиятельный мистик и масон, вице-президент Российского библейского общества. Член Государственного совета (с 1 января 1810 года), председатель комиссии Государственного совета, обер-гофмейстер (1809). Действительный тайный советник (1808), камергер. Он приходится правнуком воспитателю Екатерины I (Марты Скавронской), основателю первой гимназии в Москве, пастору Иоганну-Эрнсту Глюку (1652—1705). Естественно, в семье Кошелевых могли храниться и документы, и артефакты, касающиеся истории древней Пруссии, откуда родом Глюк и Марта, а Голицын мог их заполучить для императора. Или тот так думал.
          Голицын взялся рьяно исполнять назначенную ему роль. На свою истинную деятельность при императоре он напустил такого тумана, что было и не разобрать его истинное лицо. Этот циник провозгласил благочестие основанием истинного просвещения, Голицын взял курс на клерикализацию образования, который под его руководством ревностно проводили М. Л. Магницкий и Д. П. Рунич. К современной ему литературе  относился с подозрением, что выражалось в крайней придирчивости цензуры. «Этого «младенца» в деле веры постоянно морочили разные ханжи и изуверы; он искал «излияния Св. Духа» и откровений, вечно гонялся за пророками и пророчицами, за знамениями и чудесами: то «слушал пророческое слово» у хлыстовки Татариновой, то жаждал возложения руки нового Златоуста — Фотия, то исцелял бесноватых, то удостаивался в мистическом экстазе испытать подобие страданий Спасителя от игл тернового листа», - писал великий князь Николай Михайлович.
          После того как в 1817 году ведомства духовных дел и народного просвещения были объединены в одно министерство — Министерство духовных дел и народного просвещения, — Голицын стал во главе последнего, но был освобождён от должности обер-прокурора. С 1810 года он состоял членом Государственного совета, а в течение 1839—1841 годов — председателем общих собраний. Он был одним из немногих, кому была доверена тайна отречения Константина Павловича. Возглавлял Человеколюбивое общество, принимал участие в организации Попечительного о тюрьмах общества и других филантропических начинаниях.
            Помимо реформы духовных школ, при князе Голицыне состоялось учреждение Русского библейского общества, которое под президентством князя перевело на русский язык Библию и распространило более 400 000 её экземпляров. Сотрудники этого общества Попов, Магницкий, Рунич, Кавелин были поставлены Голицыным руководить высшим образованием, где насаждали клерикализм; множество профессоров были уволены за недостаточную набожность. Магницкий требовал вовсе закрыть подопечный ему Казанский университет. Но хотя с нахождением Голицына у руля министерства принято ассоциировать торжество реакции, именно при нём были учреждены Санкт-Петербургский университет и Ришельевский лицей.

                3

         Как видим, именно в то время, когда в отдаленных деревнях начали лепить из глины вместе с горшками игрушки и, возможно, как копии раннесредневековых артефактов, языческих идолов, отливать из темного стекла бусины-деньги (и отвозить их мешками в Сибирь, где в это же время Александр Первый осуществлял управленческие перемены), князь Голицын вел в России двойную циничную игру: насаждал в обществе клерикализм, а при дворце мистику. Современники вспоминают:  "В домовой церкви Александра Николаевича стояло подобие гроба, приставленное к подножию огромного деревянного креста; на гробе положена плащаница, на этой плащанице укладены различных видов кресты, подаренные в разное время князю. Пред гробом вместо люстры сделано из пунцового стекла изображение человеческого сердца, и в этом-то сердце теплится неугасимый огонь. В этой уединённой каморке маливался вместе с князем и блаженной памяти император Александр». То есть, прямо в царском дворце православного императора было создано что-то наподобие двевнего языческого капища?
         Другой  приближенный к Александру человек – А.А. Аракчеев – не мог спокойно наблюдать за странным поведением государя. Видя, как тот скатывается в мистику и еще неизвестно во что, Аракчеев начал исподволь противоборствовать его увлечениям и старался опередить ненужные и небезопасные события. Его усадьба Грузино, где любил бывать государь, находилась  под Новгородом, в 25 километрах от  урочища Перынь, бывшего языческого капища – святилища Перуна. Это там, где Волхов вытекает из озера Ильмень. Перынский холм, окольцованный по склонам сосновой рощей, величественно и живописно господствует над северными низменными и безлесыми берегами Ильменя. Очевидно, здесь находилось не рядовое, а центральное святилище словен новгородских. Во время языческих празднеств на холме могло собираться большое количество людей.
        Центральную часть святилища составляла приподнятая над окружающей поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженная кольцевым рвом шириной до 7 м и глубиной более 1 м. Точно в центре круга раскопками выявлена яма от столба диаметром 0,6 м. Здесь стояла деревянная статуя Перуна, которая, как сообщает летопись, в 988 году была срублена и сброшена в Волхов. Перед идолом находился жертвенник — круг, сложенный из булыжных камней. Ров, окружавший культовую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а ободок в виде громадного цветка с восемью лепестками. Такую форму придавали ему восемь дугообразных выступов, расположенных правильно и симметрично. В каждом таком выступе на дне рва во время языческих празднеств разжигали ритуальный костер, а в одном нз них, восточном, обращенном к Волхову, судя по количеству углей и прокаленности материка, горел «неугасимый» огонь .
      В планировке святилища можно видеть геометризированное изображение одного из цветков, посвященных Перуну. Известно, что славяне-язычники любили посвящать громовержцу цветковые растения. Окружавший площадку с идолом ров, подобно курганным ровикам, имел ритуальное значение. Что касается костров, зафиксированных во рву, то имеются непосредственные свидетельства письменных источников об огне как священной принадлежности богослужения Перуну. Новгородские летописи сообщают, что в 980 году в верховьях Волхова воеводой киевского князя Владимира (во время проводимой им реформы славянского язычества) Добрыней был установлен идол Перуна. Спустя 8 лет, в связи с принятием христианства, князь Владимир приказал привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Добрыня вместе с Иоакимом Корсунянином разорил требища, а идол Перуна срубил и сбросил в Волхов.
        Вспомним «позорный» Тильзитский мир, когда русская армия была разгромлена на месте святилища Ромова предков Романовых  короля Видевута и верховного жреца Брутено на Самбии (Калиниград) и там же Наполеон заставил Александра Первого подписать этот мир. Это был 1807 год, а через пять лет началась страшнейшая Отечественная война 1812 года, в которой «Гор победил змея Сета» - Александр Первый  победил Наполеона.
        И вот, видимо, чтобы не было у императора искушения использовать это знаменитое место поклонения  идолам язычников под Новгородом, Аракчеев заложил здесь собор в честь апостола Андрея Первозванного, который, по преданию, посетил это место и водрузил на нем крест, отчего будто бы это место и называется Грузино, и предсказал, что здесь будет христианство процветать.
          Более того, чтобы нейтрализовать влияние А. Н. Голицына на императора, А. А. Аракчеев подвёл под него интригу с участием митрополита Серафима и архимандрита Фотия, которые убедили Александра I, что управление Голицына пагубно для церкви и государства. Его недруги торжествовали 15 мая (27 мая) 1824 года, когда князь Голицын должен был выйти в отставку по обоим ведомствам, сохранив за собой только звание главноначальствующего над почтовым департаментом. Последнюю должность занимал и при Николае I, ценившем в Голицыне «вернейшего друга своего семейства».
        Голицын провёл всю жизнь холостяком и был известен своими интимными связями с мужчинами. Н. М. Языков в письме 1824 года приводит анекдот, «будто бы государь призывал к себе известного содомита Бантыш-Каменского и приказал ему составить список всех ему знакомых по сей части, что Бантыш-Каменский представил ему таковой список, начав оный министром просвещения, потом стоял канцлер и так далее…. Он имел после этого аудиенцию у государя и удостоверил его клятвенно в истине своего донесения».  А. С. Пушкин высмеял Голицына в эпиграмме «Вот Хвостовой покровитель…» Знаменитый мемуарист и сам гомосексуал Ф. Ф. Вигель вспоминает о Голицыне ещё более пристрастно: «Не краснея, нельзя говорить об нем, более ничего не скажу: его глупостию, его низостию и пороками не стану пачкать сих страниц».
        Приближалось роковое число – 14 декабря 1825 года – восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Император и его жена, пережив тяжелые семейные драмы, болели и хотели покоя и уединения. Его приближенные снимались с должностей.  Сдав управление министерством 25 февраля 1823 года (официально снят с должности 28 июня 1823 года), Кочубей переключил внимание на лечение больной младшей дочери. Выслушав советы докторов, сановник решил везти её не на заграничные воды, а на юг России, в Феодосию, что было тогда в диковинку. Уж не очистить ли своего ребенка и себя  решил граф в местах, где Владимир Святославович  принял крещение? Зиму провёл он в Одессе, затем уехал за границу, где дочь его скончалась.
      Указом от 15 (27) мая 1824 года министерство было расформировано в связи со значительным дублированием его функций Синодом — в результате давления со стороны партии противников министра князя А. Н. Голицына во главе с А. А. Аракчеевым. «Сугубым министерством» также было крайне недовольно высшее духовенство во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским). Взамен расформированного министерства  Министерство духовных дел и народного просвещения были восстановлены три указанных выше ведомства с некоторым изменением их функций относительно 1817 года.
        В 1825 году император с больной  женой отправились  в Таганрог и побывали в Крыму по приглашению графа Воронцова. Оттуда Александр Первый вернулся, находясь при смерти. Возможно, как  утверждал, он подхватил в Крыму лихорадку, а, возможно, и был отравлен (подозрения возникли у императора еще в Таганроге, когда в хлебе нашли камушек). Александр умолял Аракчеева приехать к нему, но тот отсиживался дома, убитый горем : прислуга в октябре 1825 года зарезала его любимую Настасью Минкину. Через два месяца  в Петербурге разразился знаменитый бунт декабристов, едва не стоивший России государственности. К власти пришел император Николай Первый, брат Александра.
                1