Хроника см вр ч2 Конец застоя

Василий Костенко
 20.02.1990г.

Первый удар по эпохе “застоя” был в ноябре 1982 года нанесён смертью его лидера Брежнева Леонида Ильича. Эти дни запомнились масштабной организацией трёхдневного общегосударственного траура.

По телевизору транслировали портрет с черной лентой, под звуки нескончаемых симфоний. Приспущенные флаги и усиленные милицейскими патрулями пустынные улицы, все кинотеатры и дома культуры были закрыты.

Вскоре, после объявления о целом ряде переименований -  города, площадей, улиц, парохода и т.д., политбюро выдвинуло из своих рядов нового лидера Андропова, бывшего председателя КГБ СССР
А через некоторое время до провинциальной Тюмени стали долетать слухи о том, что в Москве закручивают гайки.

Поднимать экономику начали с повышение производственной дисциплины, путём тотального контроля, нахождения на рабочих местах граждан Советского Союза. Это было наступление на тщательно скрываемый официальной пропагандой, уже начавшийся экономический кризис.

Наиболее заевшихся чиновников вытаскивали в рабочее время из бань в Сандунах и снимали с работы.
Позже об этом периоде, со слов жителей Москвы, мне стало известно о крахе директора елисеевского магазина и других торговых работников города Москвы.

В общем, это была попытка, после Брежневского благодушного отношения к негативу в верхнем эшелоне власти и соответственно разложения снизу, навести порядок жесткими методами. Эти меры не принесли должного результата, однако были сформированы условия для будущей работы по Узбекистану и затем выходу на московских больших чиновников, группы следователей Гдляна и Иванова.

Тем не менее производительность труда оставалась низкой, как и качество потребительских товаров. Да и как заставить работать людей только  принуждением ?Ведь за  предыдущие 15 лет их постепенно отучили, работать хорошо, устранив материальный стимул для качественного труда. Пока сам человек не захочет вложить свои знания, силы, способности в труд, заставить его это сделать невозможно.

А как заставить чиновников не злоупотреблять своим положением, не устранив саму систему номенклатуры, которая способствует всем этим злоупотреблением? Без серьезных преобразований, привести страну к порядку невозможно, даже жесткими методами, это впоследствии учтет нынешний лидер Горбачев, но к сожалению, учтет не до конца, так как сегодняшняя обстановка в стране очень ясно показывает, что серьезные преобразования нашей системы невозможно осуществить полумерами, что бесконечно соединять старые административные конструкции с новыми демократическими элементами просто опасно весь наш дом может рухнуть.
 
Признаки надвигающегося национального кризиса, в поле моего зрения, появились на отдыхе, в Молдове, в 1983 году. Это сейчас она так называется, а тогда, просто, Молдавская советская социалистическая республика. А туристическая путевка, «По молдавским Кодрам» стоила совершенные копейки.

О политике тогда, конечно, я не вспоминал среди лесов, покрывших молдавские холмы и равнины, где бродили толпы туристов в поисках отдыха и развлечений, хотя с точки зрения горячего лета 90 года, в отдыхе семилетней давности, можно без труда найти множество признаков надвигающегося национального кризиса.

В то прекрасное лето, в районе населённого пункта Вадул луй Воде на Днестре, мы посетили несколько украинских и молдавских сёл, никто из отдыхающих, конечно, не делал далеко идущих выводов, почему в молдавских селах и вино дороже, и отношение к туристам хуже.

Молдавская молодежь на турбазе «Дойна» под Кишиневом танцевала национальные танцы, крайне неодобрительно относясь к попыткам туристов, их имитировать.  Также ещё не очень сильно настораживал факт нежелания некоторых молдавских продавцов говорить на русском.

Пейзаж Кишинева уныло портили череда серых недостроенных 16-тиэтажных домов, как бы предвосхищая крах грядущего перестроечного лозунга «каждой советской семье отдельную квартиру», перечислять можно долго, но вот отдых кончился, и пора ехать на службу, которая от советского офицера никогда не убегала.

К Вам 31.07.22г.