Конец или начало, цикл

Оскар Хуторянский
То, что гусеница считает концом света, для всех остальных это бабочка.
      - Лао Цзы.

Всё относительно, мы знаем.
Зависит всё от точки зрения.
С неё и мира понимание,
И все об этом мире мнения.

Как смотрим мы на мир из детства
Или из староти глубин -
Другие применяем средства
И вывод разный, не один.

И оптимист и пессимист
Другой найдут ответ к проблеме.
И жрец, и физик, и артист
Ответа ищут в своём деле.

В религии смерть не есть конец -
Душе есть новое начало.
А есть познания венец,
Коль нам известно всё бы стало?

Как география - сегодня
Нет белых пятен на Земле.
“Теория Всего” - есть сводня
Причин и следствий вам и мне.

Возможно ли весь мир познать?
На это разум дал Творец?
Иль горизонт отступе вспять
И где начало, что конец?




УРОБОРОС

Уроборос — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству.


Дракон, кусающий за хвост;
Кольцо змеи, круговоротом.
Древнейший символ тем и прост -
Конец - начало там чего-то.

Понятие древнее нём - вечность,
Циклический природы ход.
В нём жизни-смерти бесконечность,
Закат, с надеждой на восход.

Древнейший у Египта символ,
Известен в Индии, в Китае.
В Месопотамии был признан,
И в Греции он почитаем.

Он Инь и Яна повторение,
А центр внутри его кольца -
Был “дао” - олицетворение,
Как путь указом от Творца.

Он был печатью на гробницах,
Обозначал и рай и ад,
Он Еву соблазнил девицу,
Забравшись в Эдем, её сад.

Змей есть в легендах скандинавов,
Хоть он не житель их лесов.
С богами бился он кроваво,
И смертью им грозить готов.

Он у ацтеков - знак Вселенной,
Нашёл в алхимии почёт -
Так, этот символ сокровенный,
Как Философский Камень счёт.

Он для алхимии явление
И цикла жидкости манер,
Как нагревание, испарение
И конденсации пример.

Был символ общества Блаватской,
Он у масонов был в ходу,
В татуировках виден часто -
Он свет, входящий в темноту.




ВЕЧНОСТЬ

Вечность – это утомительно. Особенно под конец.
          - Вуди Аллен

Раньше и вечность была долговечнее.
          - Станислав Ежи Лец


У древних греков мифология
Жила совместно, не стесняясь,
С их утонченной философией,
Друг дружку править не стараясь. 

Их боги были не святые
И не пример для молодёжи,
Но жертвы в храмы приносили -
Им угождать старались всё же. 

Не удивляюсь парадоксу,
Как строгий логик Аристотель
Не углублялся в те вопросы -
В те, что могли и жизни стоить? 

Вот например, понятие “Вечность”,
Что без конца и без начала,
А как же быть с бессмертным Зевсом?
Рождение началом стало!

Не бесконечна значит вечность,
Христос ведь тоже был рождённый!
А у Кащея было детство?
Всегда ль Яга - старухой злою?

Последних двое из России,
Для них там "русским духом" пахло.
Философы там не грешили
Им было и тогда не сладко.

Но грекам я простить не в силах -
Читаю мифы их запоем,
И философия их мила...
Но в логике у них пробои.



ВСЕГДА

Вечно ново лишь то, что вечно старо.
           - Ш. Рамю

Мы знаем, что Остапа кредо
Было великое "Всегда",
Когда мы думаем о вечном,
Что вспоминаем мы тогда?

"Всегда готов" мы говорили
Был пионерский наш салют...
Но нет страны, салют забыли,
"Всегда" не долго там живут.

Что знаем мы о том "всегда"?
В то время, как "ничто не вечно",
Что было до того тогда?
До взрыва? Был же Бог конечно.

Вселенная жива уже
По разным меркам - миллиарды.
Не мало это, но вполне
Считается как метры, ярды.

А до того как мир не знал
Ни времени и ни пространства
Что делал Бог, чем убивал
Досуг, молитв не слыша паствы?

Создал проблему он себе -
Нас много, каждый что-то просит.
"Ты помоги то там, то здесь..."
Вот страшный суд вы все дождётесь.

"Всегда" бывает без конца,
Я как-то это понимаю...
Как вот бессмертие у Христа,
Но было у него зачатие.

Итак, начало без конца
Не это ли "всегда" значение?
А может Мёбиуса петля *
Нам прояснит это явление?


* .Ле;нта Мёбиуса (лист Мёбиуса, петля; Мёбиуса) — топологическийобъект, простейшая неориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное Евклидово пространство.

Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края




БЕССМЕРТИЕ

В бессмертие отправляются с небольшим багажом.
       - Вольтер

Я убеждён в посмертном существовании, независимо от теологии. Если мир сконструирован разумно, должно быть посмертное существование.
        - Курт Гёдель


Бессмертие - о нём мечтали -
Боги Олимпа и Кащей. 
И иногда так называли
Незаменимых средь людей. 

Элитных воинов породу
Древнейшей Персии явление -  (1)
Не умирают они сроду!
Врагам на страх и удивление

Есть мнение -  ошибка вышла,
Ведь в фарси Геродот был слаб.   (2)
Но подошло оно по смыслу
И обессмертило солдат.         (3)

На смену павшим в тот же час
Вставал другой - его замена.
Число всё тоже каждый раз
Тех войск элитных бесомненно.

Взята идея Византией -
Создав элитные полки
Традиции древней вспомнив имя
В войне с дружинами Руси.  (4)

Потом, спасибо Ришелье,
Все сорок членов Академии  (5)
Пожизненно сидят там все,
Иначе говоря - до смерти.

Проходит всё.  И даже память
О том, кого считали вечным…
Поэмы, песни все слагали -
О самом мудром, человечном!

Ничто не вечно под луной
Ни жизнь, ни подвиг и ни память!
Могилы зарастут травой,
История в мифах вся растает...


(1)  Бессмертные — в древней Персии название элитных войск, совмещавших черты гвардии и регулярных войск.
Впервые появились в империи Ахеменидов в VI веке до нашей эры

(2) По одной из версий, такое название произошло в результате того, что Геродот перепутал персидские слова An;;iya (товарищи) и Anau;a (бессмертные).

(3) Другая версия объясняет происхождение названия тем, что, как только кто-то из «бессмертных» погибал, его заменяли другим, тем самым поддерживая число бессмертных постоянным (10 000 человек).

(4) Бессмертные (др.-греч.  атанаты или афанаты) — элитное подразделение византийской армии, сформированное по инициативе императора Иоанна Цимисхия во время войны с русами

(5) Французская академия — учреждена благодаря кардиналу Ришельё и его жалованной грамоте от 29 января 1635 года, 
Избрание в академию является пожизненным, академиков называют «бессмертными» (фр. les immortels) согласно девизу академии, введённому ещё при Ришельё — «Для бессмертия»


КОНЕЦ ВРЕМЕНИ

Мы не можем понять время, потому, что его не существует.
    - Джулиан Барбур


Есть книга Джулиан Барбура,
Которой двадцать с лишним лет.
Там есть Вселенной вся структура,
А времени, представьте - нет!

Весь мир представлен виде точек, -
Те точки он зовёт ”сейчас”.
Не исчезают, между прочим,
А остаются “про запас”.

Все жизни нашей варианты,
Все вариации других
Есть в той мозаике гаранты
Одновременность есть вся в них.

И хоть вневременны события
Для нас есть время, потому,
Что память держит из небытия
То, что минуло миг тому.

Барбур пример дал - скажем числа
Все существуют и всегда.
Я если “единицу” выбрал,
Не значит, что исчезло “два”.

Такая чудо ситуация,
Но с математикой ей мир
Все уравнения гравитации
Как у Эйнштейна получил.

Там расширению Вселенной,
Есть объяснение толково -
Энергии тёмной беспримерной
Не применяется приёмов.



Выпущенная в 1999 году книга Джулиана Барбура «Конец времени» отстаивает идею построения физической картины мира, отрицающей время

Д. Барбур отрицает не только течение времени, но само существование измерения времени как такового.

Мир состоит только из «сейчас», всё остальное не существует.
Даже если Вселенная состоит из вневременных мгновений у человека, может сложиться впечатление, что время течет.

Поток сознания и ощущение настоящего, держится у нас около секунды.
Барбур вывел гравитационные уравнения без использования пространства-времени и объяснил расширение Вселенной без тёмной энергии.

Согласно физику Дэвиду Уилтшаеру из университета Кентербери в Новой Зеландии, такой по-настоящему махистский или сходный с ним подход, может объяснить наблюдаемое ускоренное расширение Вселенной без вовлечения такого причинного фактора, как тёмная энергия. 



ДО И ПОСЛЕ

Я не боюсь исчезнуть. Прежде, чем я родился, меня не было миллиарды и миллиарды лет, и я нисколько от этого не страдал.
      - Марк Твен

Пока живём нам не дано
Остановить даже мгновение.
А «до» и «после» - нет его,
Того что называем «временем».

Прошла ли вечность или миг,
Цивилизации, столетия
Для нас начало - первый крик!
Отсчёт пошёл. Тебя заметили. 

Послушно выведет рука
Число в тетрадке. Годы мчатся.
Вдруг оглянешься, жизнь прошла
Не возвратить, не оправдаться. 

Но, как эпиграф наверху,
Живём мы в наше только время.
А «до и после» по всему
Чужое. Значит нет потери. 

Все при своих. Ни дать, ни взять.
Хотя пытался один - Фауст.
Хотел мгновение удержать,
Не удалось. Какая жалость. 

3-31-2020