Бич божий, Ужас Аттилы и Язва христианства

Татьяна Алексеевна Щербакова
БИЧ БОЖИЙ», «КОРОЛЬ РУТЕНОВ», «УЖАС АТТИЛЫ- ПОСЛЕДНИЙ РИМЛЯНИН», «ЯЗВА ХРИСТИАНСТВА»
                1

           Окончательная римская оккупация греческого мира была установлена после битвы при Акциуме (31 г. до н.э.), в которой Август победил Клеопатру VII, греческую царицу Египта Птолемея, и римского полководца Марка Антония, а затем завоевал Александрию (30 г. до н.э.). последний великий город эллинистической Греции. А в это время в Греции, как мы видим,  уже плотно была встроена многочисленная еврейская диаспора, облюбовавшая себе эти земли. Поскольку греки их сильно притесняли и старались изгнать со своей земли, а оккупанты- римляне им потакали,  евреи, пользуясь отличным знанием греческого языка, стали на нем проповедывать  философию новой, христианской, религии среди народов, создав многочисленные секты. Можно сказать, это была их месть Римской Империи, которую они решили разрушить. И разрушили – как руками язычников, так и руками самих христиан. Правда, в раннем средневековье Европа исповедовала двойные религиозные стандарты, как, к примеру,  король готов Теодорих. Он завоевал Италию с помощью  своего наемника Одоакра (арианина, который терзал христиан, судя по надписи на мраморной плите,хранящейся в катакомбах при церкви Святого Петра в городе Зальцбурге около  останков святого Максима и его 50 учеников, погибших мученической смертью. Надпись на плите гласит: «Anno Domini CCCCLXXVII Odoacer Rex Rhutenorun Geppidi Gothi Ungari Et Heruli contra Ecclesiam Dei Sevientes Beatum Maxidu(m) Cum Sociis Suis Quinquaginta in Hoc Speleo latitantibus ob Confessionem Fidei Trucidatos Precipitarunt Noricorum Quoque Provinciam Ferre Et Igne Demoliti Sunt». В переводе это будет: «Лета Господня 477 князь рутенов (русинов) Одоакр, Геппиды, Готы, Унгары (Венгры) и Герулы, свирепствуя против Церкви Божией, блаженного Максима с его 50 товарищами, спасавшихся в этой пещере, из-за исповедания веры, сбросили со скалы, а провинцию Нориков опустошили мечом и огнем».
          Этот Одоа;кр  (ок. 433 — 15 марта 493, Равенна) был родом, как предполагается, из гуннов, начальник отряда наёмников-варваров в римской армии,  а с сентября 476 по 15 марта 493 года — он король Италии. Вот он и сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа, что традиционно считается её фактическим концом и вместе с тем концом истории Древнего мира. Правил вместе с Теодорихом, который безжалостно убил своего соперника прямо  на приеме, на глазах у всех. Подошел и разрубил его мечом пополам. Потом истязал его семью ( сыновей убил, жена погибла от голода). Так вот этот Теодорих (Великий), христианин, очень любил все, что принадлежало искусству и религии  Древнего Рима, и изо всех сил пытался это сохранить и восстановить. При нем служил советником Кассиодор, создавший свою философскую школу у себя в имении Виварий, где он принимал посольство прусских язычников в 573 году. Запись, оставленная им в своей книге,- очень важный  исторический документ. Если бы Кассиодор еще  сказал, о чем он говорил с пруссами и чего они хотели от этого посольства, мы бы  поняли очень многое о предках  тех, кто правил Россией триста лет – о потомках короля Видевута Романовых. И о рождении русской нации в раннем  средневековье.
         В отличие от  посольства росов в составе византийского посольства ко двору франков в 839 году, гостей с Янтарного берега древней Пруссии не бросили в Виварии в темницу как шпионов. Хотя именно в это время в Италии шли войны римлян с лангобардами, которые боролись за создание на этих землях последнего варварского корорлевств. В 568 году лангобарды под предводительством Альбоина вторглись в северо-восточную Италию. Там они основали первое на Апеннинском полуострове лангобардское княжество — Фриульское герцогство, которому предстояло играть роль буфера между Италией и альпийскими славянами. В 572 году при Клефе, преемнике Альбоина на лангобардском троне, после трёхлетней осады была завоёвана Павия, ставшая столицей королевства. Покорив северную Италию, лангобарды начали продвижение на юг. Расселившись почти по всему Апеннинскому полуострову, они раскололи итальянские владения Византии на несколько обособленных областей. Быстрому завоеванию Италии лангобардами способствовало то, что после войн Империи с остготами византийцы ещё не успели в должной мере наладить административное управление итальянскими территориями. Местное население Италии (за исключением знати и церкви), истощенное налогами, не оказывало значительного сопротивления пришельцам. В отличие от прочих германских племён, расселившихся на территории Римской империи, лангобарды не только не смешивались с местным населением, но даже вели жёсткую (вплоть до физического уничтожения) политику по отношению к нему. Вторжение лангобардов в Италию и завоевание ими бо;льшей части полуострова перечеркнуло усилия императора Юстиниана I по восстановлению Римской империи.
           Вот при каких важных исторических событиях  были в Италии послы древних прусов. А послы росов, по рекомендации  императора Византии, прибыли ко двору Людовика Благочестивого накануне распада франкской империи  на будущие государства Германию, Италию, Францию в 839 году. И это тоже важный исторический документ, который, к сожалению, не носит для нас исчерпывающей информации о намерениях росов при дворе Людовика Первого. Но мы знаем, что в это время ему служил Рорик Ютландский, король язычников и законный (по правилам тех древних времен) наследник земель Гардарики (по торговому пути из варяг в греки) из рода Скьёлдунгов, потомков самого бога Одина.
          Но возникает  версия визитов этих двух посольств в Европу. Если росы могли посетить франкский двор, чтобы  найти себе здесь князя из законных наследников их земель, то с целью установления  законного наследования земель на Янтарном берегу могли прибыть и послы Прутении, потомки короля Видевута (сам он и его брат в это время уже роздали земли своего королевства наследникам и совершили акт самосожжения). А о каком наследовании могла идти речь у главного «библиотекаря» и держателя древних архивов Кассиодора? Конечно же, о божественном. Поскольку  другого права на  королевскую власть ни при античных богах, ни при христианстве, не признавалось. Мы не знаем, на чем сошлись посланцы северной земли и Кассиодор, но поскольку они  представлялись потомками римлян, исходя из свидетельств древних историков, то какого-то языческого бога они себе в покровители выбрали. И возможно, это был Крий, Кри;ос (др.-греч. ;;;;;, ;;;;; или ;;;;;; «баран») — в древнегреческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи, супруг дочери Понта Еврибии (силы моря), который был повержен во время титаномахии и сброшен в Тартар «далеко на севере». И, возможно, приехав сюда прутенами, древние воинственные кимвры, первыми из варваров напавшими на Рим, уехали  кривесами, кривичами.

                2

             С падением Римской империи связаны несколько громких имен.  Это повелитель гуннов Аттила – «бич божий» христианства, король рутенов и Италии Одоакр, в 476 году свергнувший последнего римского императора Фла;вия Ро;мула А;вгуста, прозванного Ромул Августул ( буквально — Ромул «мелкий Август») и Момиллус ( буквально — «мелкий позор»), более известный в римской историографии как Ро;мул Авгу;ст, последний император Западной Римской империи, правивший в 475—476 годах. Ромул, отличавшийся своей красотой, был возведён на престол в юношеском возрасте  отцом, военачальником Орестом, который сверг императора Юлия Непота. Однако его притязания на престол не были признаны ни галльским наместником Сиагрием, ни правителем Восточной Римской империи, ни отправившимся править в Далмацию Непотом. За малолетнего императора правил его отец. В итоге, после десятимесячного правления Ромул был свергнут вождём герулов ( и рутенов) Одоакром и отправлен в изгнание в Кампанию, где и жил, по всей видимости, до самой своей смерти.
      Другой герой - Флавий Аэций, (умер 21 сентября 454) — «ужас Аттилы», полководец Западной Римской империи, трёхкратный консул, удостоившийся от историков эпитета «последний из римлян».
            В 440-е годы гунны вели большие войны на территории Восточной Римской империи (Византии), но Аэцию успешной дипломатией, частичными уступками земель в Паннонии и щедрыми подарками удавалось удерживать их от набегов на Италию. Он посылает Аттиле грамотного секретаря Константия, а после его казни — другого секретаря, отправляет вождю гуннов сына Карпилиона в качестве заложника, а в ответ сам получает подарки от Аттилы. Однако все равно в 451 году Аттила решил атаковать Галлию. Перед лицом общего врага Аэций сумел создать коалицию с бывшим противником, королём вестготов Теодорихом I, и привлечь к войне против гуннов ряд варварских племён. В грандиозном сражении на Каталаунских полях Аттила если и не потерпел разгром, то понёс настолько тяжёлые потери, что был вынужден отступить из Галлии. По мнению Приска Панийского в изложении Иордана, Аэций имел возможность добить ослабленного Аттилу, который в окружении уже приготовился к ритуальному самоубийству, но посчитал более выгодным сохранить (разгромленных, по его мнению) гуннов в качестве противовеса усилившимся везеготам. Тем не менее, исход генерального сражения прославил полководца Аэция в поздней историографии как победителя Аттилы и спасителя христианской Европы.
            А они, между тем, были друзьями с детства и ровесниками. К власти пришли  примерно одновременно - Аэций в 432 году, а Аттила в 434 - и обоим пришлось пережить ожесточенную борьбу за власть. И наконец, последнее совпадение - они оба погибли в 454 году и оба были убиты в результате предательства.
           Атилла сумел объединить гуннов и подчинить себе практически всю Восточную Европу и множество славянских, германских, тюркских и венгерских племен оказались накрепко спаяны в единую структуру во главе с гуннами. В его правление гуннский союз племен достиг максимума своего могущества. Аттила вверг Европу в ужас и получил прозвище Бич Божий. Задача Аэция была сложнее, Рим был на грани полного краха, но ему удалось выправить ситуацию и, более того, восстановить западную империю в прежних границах, за исключением Британии, от которой он кстати сам отказался, хотя британцы и просили Рим вернуться. Фактически в Европе остались две больших силы - Рим и Гунны. Однако, как ни странно, они долго всячески избегали прямых столкновений. Объяснить это можно только личными отношениями их лидеров - Флавия Аэция и Аттилы. И все-таки кровопролитная война между ними началась в 451 году. Весной гунны вторглись в Галлию. Кзалось бы силы неравны и исход очевиден. Однако Аэций был другого мнения. Ему удалось объединить множество враждующих германских племен в единое целое и выставить вполне конкурентоспособную армию под римским флагом. Решающая битва произошла в июне 451 года на Каталаунских полях, в районе современной провинции Шампань. Столкнулись две огромные по тем временам армии, которыми лично командовали Флавий Аэций и Атилла Бич Божий. Два друга  были вынуждены стремиться убить друг друга.Сражение было ожесточенным и длилось целый день и в итоге победил Рим. Аттила был окружен в своей ставке и уже готовился к ритуальному самоубийству. Однако тут произошло неожиданное. По приказу Флавия Аэция часть армии была отведена и остатки гуннов были беспрепятственно выпущены.
           Что это было? Грубая политическая ошибка или друг спасал жизнь друга? Мы уже никогда этого не узнаем. Кстати, многие современники сочли это чуть ли не предательством. Надо сказать, что скоро Аттила ответил встречным жестом. Война ведь продолжалась. В 452 году гунны вторглись непосредственно в Италию. Пала вся Северная Италия, гунны концентрировали силы для решающего удара по Риму. Флавий Аэций строил оборону по реке По, но шансов устоять конечно было немного. И вновь неожиданность - гунны просто развернулись и ушли. В дальнейшем историки придумали множество объективных причин этого отступления, но все они кажутся несколько натянутыми. Может все гораздо проще. Ведь для того чтобы взять Рим Аттиле надо было сломить сопротивления Аэция и это скорее всего закончилось бы гибелью римлянина, а вождь гуннов не хотел этого и спас Аэция так же как тот спас Аттилу на Каталаунских полях. Дружба, как и любовь,  толкает на непонятные поступки. На этом все и закончилось. Запад устоял. А в 454 году Аэций и Аттила были почти одновременно убиты в своих столицах. После их смерти распались очень быстро и Западная Римская империя и империя гуннов.
        А возможно, «последний римлянин» и «Бич божий» обсуждали какие-то геополитические планы по устройству двух империй на территории европы – римской и азиатской? Они хотели мирного исхода и двух великих государств из различных цивилизаций? В случае успеха они бы оба имели мировое господство, весь европейский мир принадлежал бы им. Но за их спинами стояли и другие силы, которые заставили сначала их страшнро воевать между собою, а затем одновременно убили их обоих.
Вот такая вот история дружбы/вражды двух великих правителей и полководцев Аттилы по прозванию Бич Божий и Флавия Аэция, которого потомки назвали последним Великим Римлянином.
Прокопий и Иоанн Антиохийский, видимо, на основании единого источника передали следующую версию убийства Аэция. Римский сенатор Петроний Максим был унижен и оскорблён императором Валентинианом, который обманом завлёк во дворец и изнасиловал его жену[. Опасаясь верного Валентиниану Аэция, Максим в качестве первого шага к отмщению решил устранить его. С помощью доверенного евнуха императора Ираклия Максим постарался убедить Валентиниана в подготовке Аэцием переворота. Подозрительный император вызвал 21 сентября 454 года полководца во дворец для доклада о сборе налогов, а затем неожиданно напал на него с мечом в руках. После того, как Валентиниан с помощью Ираклия зарубил Аэция, он спросил у одного человека: «Не правда ли, смерть Аэция прекрасно исполнена?» Тот ответил: «Прекрасно или нет, я не знаю. Но я знаю, что вы левой рукой отрубили себе правую».

                3

         Через 1200 лет смертью, подобной смерти Аттилы, захлебнувшись кровью, умер  русский князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, но убил его, как предполагается, дядя, русский царь - последний Рюрикович на русском престоле – Висилий Шуйский - из ревности к народной любви, которую тот испытывал к молодому и талантливому военачальнику.
        Князь Михаи;л Васи;льевич Скопи;н-Шу;йский (8 [18] ноября 1586— 23 апреля [3 мая] 1610, Москва) — русский государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времён польско-литовской интервенции, организовавший освободительный поход на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия II. Он был сыном крупного военного и административного деятеля эпохи Ивана Грозного - боярина князя Василия Фёдоровича Скопина-Шуйского. Предполагают, что, юному Скопину-Шуйскому стал покровительствовать четвероюродный дядя, боярин Василий Иванович Шуйский, будущий царь. В 1604 году Скопин-Шуйский стал стольником при царе Борисе Годунове, в 1605 году, уже при Лжедмитрии I, ему был пожалован чин «великого мечника». Выполняя поручение Лжедмитрия, сопровождал Марию Нагую, признавшую Лжедмитрия I за своего сына.
         В 1606 году с приходом к царскому престолу Василия Ивановича Шуйского (Василия IV), Михаил Васильевич Скопин-Шуйский назначен воеводой. Активно участвовал в подавлении восстания Ивана Болотникова. Сначала отряд под его командованием разбил войско Болотникова в битве на Пахре, заставив последнего идти на Москву более длинной дорогой, что обеспечило городу и царским войскам дополнительное время для подготовки обороны. Своими успешными действиями и незаурядным умом 22-летний воевода снискал себе большое всеобщее уважение и был поставлен во главе войска. направляющегося к Туле. Именно туда отступил из Калуги Иван Болотников[18]. В июне 1607 года на речке
        В эти годы он много и успешно воевал, а 12 (22) марта 1610 года полки Скопина-Шуйского торжественно вступили в разблокированную Москву. В Повести о победах Московского государства говорится: «И была в Москве радость великая, и начали во всех церквах в колокола звонить и молитвы Богу воссылать, и все радости великой преисполнились. Люди же города Москвы все хвалили мудрый добрый разум, и благодеяния, и храбрость Михайла Васильевича Скопина-Шуйского».
        Царь Василий Шуйский принял своего племянника и других воевод с большими почестями и одарил ценными подарками. Однако рост популярности Скопина-Шуйского в условиях Смуты и нестабильности власти вызвал у царя и бояр зависть и опасение. В народе многие хотели видеть на царском троне именно энергичного Скопина-Шуйского, а не ненавистного Василия Шуйского, тем более что род Скопиных-Шуйских был более старшей ветвью Рюриковичей. Особенно недоброжелательным к Скопину-Шуйскому был наследник престола — бездарный брат царя Дмитрий Иванович Шуйский, проигравший все сражения против мятежников. Скопин-Шуйский готовился к началу весны выступить из Москвы на помощь осаждённому Смоленску. Шведский военачальник и приятель Скопина-Шусйского  Делагарди, подозревая неладное, советовал Скопину-Шуйскому поскорее это сделать, чтобы быть в окружении своего войска в большей безопасности. Однако предотвратить смерть Скопина-Шуйского не удалось. Молодой полководец был приглашён на пир по случаю крестин сына князя Ивана Михайловича Воротынского, который попросил Скопина-Шуйского стать для младенца крёстным отцом. Крёстной матерью стала жена князя Дмитрия Шуйского Екатерина (дочь опричника Малюты Скуратова). Из её рук Скопин-Шуйский принял на пиру чашу с вином. Выпив его, Скопин-Шуйский внезапно почувствовал себя плохо, из носа хлынула кровь. Слуги поспешно унесли его домой, где он после двухнедельных мучений скончался. Весть о смерти молодого героя-освободителя Москвы повергла горожан в шок. «Чёрные люди» при первых известиях о смерти полководца бросились громить дом князя Дмитрия Ивановича Шуйского, и лишь царские войска сумели предотвратить расправу. Многие современники и летописцы прямо обвиняли в смерти Василия Шуйского и «Скуратовну». Так описал кончину Скопина-Шуйского иноземец Мартин Бер, находившийся в Москве: «Храбрый же Скопин, спасший Россию, получил от Василия Шуйского в награду — яд. Царь приказал его отравить, досадуя, что московитяне уважали Скопина за ум и мужество более, чем его самого. Вся Москва погрузилась в печаль, узнав о кончине великого мужа».
         Царь Василий Шуйский сделал всё, чтобы отвести от себя подозрения. При захоронении полководца с почестями в Архангельском соборе Московского Кремляон громко рыдал над его роскошной гробницей, расположенной вблизи царских гробниц. Тем не менее, отвести от себя подозрения не удалось. Поход на помощь Смоленску возглавил бездарный брат царя Дмитрий Иванович, который разгромно проиграл Клушинскую битву. Поляки вошли в Москву и взяли династию Шуйских в плен.
         С положением Аттилы в  лагере во время его  битвы с Аэцием на  Каталаунских полях можнол сравнить положение русского царя Петра Первого, попавшего с армией в окружение во время Прутского похода —в Молдавию летом 1711 года  против Османской империи в ходе Русско-турецкой войны 1710—1713 годов. В этом походе царя спопровождала его жена, на которой он только что тайно женился, она была на позднем сроке беременности, но ребенок не появился. Датский посланник при Петре Первом  Юст Юль писал:"Как рассказывали мне, царь, будучи окружен турецкою армией, пришел в такое отчаяние, что как полоумный бегал взад и вперёд по лагерю, бил себя в грудь и не мог выговорить ни слова. Большинство думало, что с ним удар".Учитывая состояние, в котором находился Петр I, до сих пор не ясно, кто именно в русском лагере принял решение о назначении военного совета, на котором было принято решение о начале мирных переговоров: фельдмаршал Шереметьев, группа генералов, пришедший в себя Петр или даже Екатерина. Как известно,  этот поход закончился мирным соглашением. Всего за время Прутского похода русская армия в боях потеряла лишь 2 872 человек, но 24 413 погибли, даже не увидев ни одного неприятельского солдата — от болезней, голода и жажды.
         И, наконец, значительное  историческое лицо времен дохристианской Руси – Рюрик (и если это был Рорик Ютландский), то в Ватикане называли его: «язва христианства». Известный как король фризов-язычников.