Куда исчезали народы Европы в раннем средневековье

Татьяна Алексеевна Щербакова
КУДА ИСЧЕЗАЛИ НАРОДЫ ЕВРОПЫ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?
                1


             В пятом веке, как говорит историческая наука,  в кровавых войнах скандинавское племя данов победило на Ютландском полуострове жившие там другие племена, и они ушли – кто куда. Саксы, например, в Англию.   А Видевут привел кимвров на полуостров Самбия (нынешний Калининград), расселяясь, они прихватили и соседние земли в нынешней Литве и северной Польше.   Вообще принято считать, что кривичи-славяне каким-то образом «образовались» в северной Польше и оттуда пришли в Старую Ладогу через Смоленск.  И как-то упускается тот факт, что  привел  на эти земли король Видевут  племя кимвров (перемешанное с праславянами и другими племенами еще по  средневековым войнам в Европе, начиная с 1 века до н.э.)  Под именем кривичей мы это племя не знаем, но зато непонятно, куда пропало  племя кимвров и откуда взялись кривичи. А, может, все-таки «пропали» и «появились» в одном и том же дремучем лесу в одно и то же время, у одного и того же «священного дерева» где-то в округе Самбии?
       Как бы там ни было, но  Видевут и его брат Брутен поселили свой народ на полуострове Самбия, дали ему триаду богов, среди которых были и сами, дали все религиозные атрибуты, необходимые народу для  их опознания, поклонения, ритуалов  и подчинения. Но главное - определили права наследования занятыми землями  для своих сыновей и затем самоустранились  путем самосожжения. Эта легенда напоминает нам  основание Рима братьями Ромулом и Ремом, правда, затем Ромул убил Рема и стал править сам. Тут же оба брата-близнеца убили себя сами.
         Польский историк и географ эпохи Ренессанса Матвей Меховский во второй книге «Трактата о двух Сарматиях, азиатской и европейской, и о находящемся в них» (1517 года) сообщает: «Этот четвероязычный народ (имеются в виду литовцы, поскольку о кимврах и кривичах речи в исторических хрониках того времени  не шло) во времена идолопоклонства имел одного великого жреца, которого звали Криве. Жил он в городе Ромове (Romouae), названном так по имени Рима, так как этот народ гордится своим происхождением из Италии, и действительно в его языке есть некоторые италийские слова. Об этом Криве и городе Ромове можно прочесть в легенде о святом епископе и мученике Адальберте».
          Из этого источника мы получаем очень важную информацию: пруссы времен идолопоклонства гордились своим … «происхождением из Италии» и имели в своем языке италийские (латинские) слова. Значит, Видевут и Брутен заложили в основу идеологии своего племени «римскую национальность». И не случайно: ведь собираясь  создавать на северных землях «Второй Рим», они должны были как-то объяснить соплеменникам права на такой «проект»? А чем еще они могли их объяснить, как  ни тем, что их народ «вышел»  из Рима и с именем  античного бога на знамени, их «северного» покровителя – Криоса, супруга  которого «сила моря», чье имя взял этот народ – кривес?
        Интересно и то, что Видевутом и его братом выбрана была земля в «междуречье» - как древняя плодородная земля Месопотамии, имевшая такое же название  три тысячи лет назад и давшая миру новую цивилизацию.
        Симон Грунау (1470-1530), прусский хронист, монах-доминиканец, автор «Прусской хроники» — первого всеобъемлющего сочинения по истории Пруссии, составитель прусско-немецкого словаря, писал, что  Видевут и Брутен основали святилище Ромува между двух рек,  на месте при впадении реки Ауксине ( ныне река Голубая) в реку Преголю.
       Вся же их «земля обетованная»  начиналась с севера Польши, занимала всю нынешнюю Калининградскую область, а затем юг Литвы. Приблизительная площадь  – 40 тысяч кв. километров, такая же, как и принадлежавшая им ранее земля на Ютландском полуострове, выйдя с которого во втором веке до нашей эры и добравшись  до Рима, они   исчезли. Вообще исчезнувших в средневековье народов Европы   очень много. А вот те, которые нас интересуют – народы с Севера - кимвры, тевтоны, лангобарды, вандалы, герулы. Все – в числе исчезнувших. Кто они? Начиная с IV века нашей эры эти союзы племён, вероятно, вследствие ухудшения климатических условий участвовали в Великом переселении народов, направившись с побережья Балтийского моря на юг. Позднее обезлюдевшие земли, в том числе, в района Старой Ладоги, в VI—VII веках стали заселяться перемещавшимися с востока славянами – в частности, кривичами. Об «острове Скандинавия»  пишет Лев Диакон, по его свидетельству, когда-то давно лангобарды из-за перенаселения были вынуждены тянуть жребий, после чего третья часть племени покинула родные места и уплыла.
           Византийский историк Прокопий Кесарийский по службе лично общался с разными варварами, участвуя в 530-х годах в войнах против них. Он не заметил особого отличия, к примеру, между вандалами и готами, относя их к единой группе готских племён: «В прежнее время готских племён было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всём же остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями».
          Зародившись, если верить преданиям, на юге Скандинавии, лангобарды мигрировали на юг, в низовья Эльбы, где жили в соседстве с другими многочисленными древнегерманскими племенами и вступали в военные конфликты с римлянами на рубежах их империи. Затем свидетельства о лангобардах исчезают на несколько веков, пока они снова не начинают мигрировать на юг, теперь входе Великого переселения народов. Вторгнувшись в Италию в 568 году, лангобарды захватили весь полуостров и создали там Лангобардское королевство, состоявшее из нескольких княжеств или герцогств. Как и большая часть государств, созданных варварами на обломках Западной Римской империи, государства лангобардов оказались недолговечны. В 774 году королевство было завоевано франкским королем Карлом Великим и включено в состав Франкской империи.
        В 508 году между восточными герулами и лангобардами вспыхивает вторая война, в которой герулы терпят сокрушительное поражение, вследствие чего начинается переселение лангобардов из Норика на равнину, которую они называли «Фельд» (то есть «поле»). Герулы Моравии поддерживали связи с южной Скандинавией, куда, согласно византийскому историку Прокопию Кесарийскому, и отправилась часть герулов после поражения от лангобардов, пройдя через земли «всех славян» и поселившись рядом с племенем гётов ( предположительно земля Гёталанд в южной Швеции и шведский остров Готланд в Балтийском море). Впоследствии племя играло второстепенную роль; по-видимому, было ассимилировано другими народами. Часть исследователей относят их к скандинавам. К. Марстрандер считал их готами. З. Гутенбруннер считал их смешанным образованием скандинавов и западногерманских племён.
           Этноним герулы совершенно не встречается в раннескандинавской и древнеанглийской литературе. Это наводило некоторых исследователей (например, Г. Г. Чедвика) на мысль, что в Скандинавии герулы были известны под другим названием. Не исключена возможность, что название «герулы» на юге Европы носило скорее социальный характер, чем этнический, и обозначало или своего рода предшественников норманнов, или представителей военной прослойки. На это может указывать и сопоставление названия «герулы» и скандинавского социального термина «эрл». Мобильность герулов, их воинственность, описанная у Аммиана Марцелина, Иордана и Прокопия Кесарийского, их связь со Скандинавией дают повод для подобных сопоставлений
           Герулы в 476—491 году оказали помощь Одоакру, «военному магистру», которого почитают в Германии и сегодня как спасителя нации от римлян, в разгроме Западной Римской империи, позднее — Юстиниану в борьбе против персов, вандалов, остготов. Потерпев поражение от гепидов и лангобардов (512), герулы из Среднего Подунавья ушли в Ютландию, оставшихся же в этих местах герулов в VI веке покорили лангобарды, которые и сами затем исчезли.
           Все перечисленные выше народы сыграли  значительную роль в истории Европы и Римской Империи, но каким-то странным образом  исчезли из состава европейского населения и из самой истории. Но всех их  -документально - объединяет «малая родина» -  Скандинавия — (историко-культурный регион на севере Европы, охватывающий Скандинавский полуостров, полуостров Ютландия и прилегающие острова (Готланд, Зеландию и др.). Традиционно Скандинавия включает в себя три страны — Данию, Норвегию и Швецию.
         Из этих земель пришел в середине 6 века на полуостров  Самбия   неизвестный народ под предводительством короля кимвров Видевута и его брата Брутено, а к обитателям земли росов в Старую Ладогу в середине 9 века из этих же земель пришел  Рорик Ютландский. От Брутено неизвестному народу осталось имя страны –Пруссия - и имя  нации – пруссы. От Рорика Ютландского славяно-балтско-норманским племенам  осталось имя династии  Рюриковичи, правившей Россией до 17 века.
        Людьми Видевута и Брутено управляли жрецы кривесы, а на Старой Ладоге  призвали к себе на управление Рюрика кривичи. И можно предположить, что это был один и тот же народ – смешение многочисленных племен, утративших свои древние племенные имена  за полтысячи лет бесконечных скитаний,  войн, ассимиляции с более сильными племенами (гуннов, готов, франков) в поисках «земли обетованной».
      До определенного времени они носили имя кривичей ( не случайно же историки  политкорректно  называют их племенным союзом, но только восточных славян, хотя на самом деле в этой  человеческой мешанине раннего средневековья кто, где и с кем только не  соединялся, чтобы выжить!), но уже к 8 веку народ Видевута был известен как пруссы, а народ Рюрика как  росы и русы. Хотя «титульная нация»  у обоих были, вероятнее всего, «союзные» кривичи.
       Едиными народы на полуострове Самбия и на Старой Ладоге сделали не только ассимилировавшие друг друга древние европейские племена, обжитая ими земля, но и религия.

                2
     Очень актуален тут «национальный вопрос» – какой народ «дал» русских? Заметим – не просто славян, а именно русских. Можно предположить, что русских «создали» на северных европейских землях славяне с древнегерманскими и балтскими племенами. Сейчас, когда историческая информация о самых древних временах стала общедоступной, а народ образованным, он и сам понимает, что  поэт Александр Блок погорячился, когда написал  свои пламенные строки о русских в предсмертном стихотворении «Скифы»:

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

       Он хотел возвысить перед немцами, принуждавшими  советскую делегацию подписать унизительный Брестский мир в 1918 году, нацию русских, совершивших Великую Октябрьскую Социалистическую революцию 1917 года, а по незнанию древней истории и иезуитской политики большевиков просто незаслуженно унизил ее. Вот что точно в этом стихотворении, так это: «Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений…» «Острый галльский смысл» - это, видимо, война кимвров  против Рима во втором веке до н.э. Первое  нападение на великий Рим, начавшее эпоху варварства в Европе. Про сумрачный германский гений – тоже понятно – это о продвинутой европейской нации, давшей, в отличие от русских, великих ученых, художников, поэтов еще в середине первого тысячелетия н.э. Но ведь кимвры - кривесы-кривичи и присоединившиеся к ним другие древние племена в войнах против Рима, вставшие в 6 веке н.э. под знамена кимврского короля Видевута (предка представителей династии Романовых в Российской империи), не были ни скифами, ни азиатами. Тем более – с «раскосыми и жадными очами»! Хотя и воевали в составе  гуннской армии Аттилы. Но даже несмотря на все победы гуннов и их превосходство на европейской территории, где они еще и построили свою империю, кимврские славяно-скандинаво-балто-древнегерманские народы в течение  нескольких сот лет так и не захотели  ассимилироваться в этой непонятной монгольской среде и сохранили свою  европейскую внешность, которая отличалась особенной красотой. О чем есть многочисленные документальные – письменные – свидетельства очевидцев того времени. Хотя, вероятно, сохранить себя в подобных условиях было нелегко. Но и позже, в 13 веке, русские сохранили себя в национальной неприкосновенности от «жадной раскосости» при монгольском нашествии уже на Русь. Ну и как же мы обернулись бы к европейцам «своею азиатской рожей», которой у русских по определению никогда не было! Бредил, конечно, поэт перед смертью – это понятно. Потом сам же и заподозрил неладное и не любил свое творение. Но как могли повторять с упоением эти  дурно пахнущие строки наши знаменитости в фильме Сергея Герасимова «У озера»: писатель-«русовед» Шукшин и актриса Белохвостикова? Чем же их-то так «приятно» зацепили чьи-то «раскосые» глаза и «азиатские рожи»? И эти известные «людоведы» понесли еще раз в советские массы  несусветную чушь, а особенно «продвинутые» интеллигенты заката СССР  долго потом с упоением  декламировали: «Да, скифы мы, да, азиаты мы…»
        Это, конечно, политика, в данном случае, весьма некрасивая, а историческая правда – в чем? Давайте еще раз взглянем на свидетельства очевидцев.
      О кривичах знали и за границами Древнерусского государства. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. А вот что писал Ибн Фадлан, арабский путешественник и писатель первой половины Х века об этих русах: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (Волга). Я не видал людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, причем со всем этим он никогда не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них  до его шеи имеется собрание деревьев, изображений  и тому подобного». То есть, речь как раз идет  о кривичах. Они, к тому же, были прекрасными строителями не только кораблей, но и домов, которые строили из дерева, как только  сходили на берег со своих кораблей, двигаясь по торговым путям. А те же восточные авторы описывают дом кривичей как землянки с камнями внутри, которые они  накаливают и обливают затем водой, чтобы не замерзнуть. И иные досужие современные авторы  вставляют это в свои тексты, чтобы  доказать, что в Древней Руси  люди жили почти как лесные звери. То есть, перепутав русскую баню с русским добротным и всегда красивым бревенчатым домом, такие «знатоки» и делали и делают выводы о русской «отсталой» нации. Подобно тому, как и Александр Блок намалевал нам ее «раскосожадный» образ!
      Таким же, как и кривичей, современники характеризуют балтское племя голядь, жившее рядом с кривичами к востоку от Новгорода и частично сформировавшее население Центральной России: очень высокие,  светловолосые, голубоглазые и сказочно сильные «метатели топоров».


                3


       Современные искатели славянских истоков ищут их повсюду. Есть, к примеру, версия, что они – потомки этрусков, у которых  позаимствовали культурные традиции римляне. Но все-таки  предки русских – кривичи, голядь и  другие  подобные племена североевропейского происхождения, которые, конечно, воевали не только против Римской империи, но  кроваво дрались между собою за обладание землей для проживания, и в этих войнах исчезали навечно. Как исчезли кимвры, но вполне возможно, оставили после себя кривичей, предков русских.
        Вот еще один пример такого «исчезновения» - лангобарды, проживавшие на Скандинавском полуострове вместе с кимврами, тевтонами, ютами, данами и т.п.
Это древнегерманское племя, вероятно (по сообщениям античных авторов), родственное свевам (шведам) или происходящее от них. В анонимном произведении «Происхождение народа лангобардов», датированном VII веком, приводится раннее название винилы (вероятно, означавшее волки, от прагерманского wulfaz). Родиной винилов называется «остров Скадан» (то есть, юг Скандинавского полуострова). Затем, по легенде, винилы сменили название на лангобарды, что означало длиннобородые. Данный источник, несмотря на всю его ненадежность, является одним из основных при исследовании ранней истории лангобардов. Считается, что память о смене названия и о переселении на юг была мифологизирована и так сохранена в устном предании до VII и VIII века, когда была записана. Об «острове Скандинавия» также пишет Лев Диакон, это по его свидетельству когда-то давно винилы из-за перенаселения были вынуждены тянуть жребий, после чего третья часть племени покинула родные места и уплыла.
        Зародившись, если верить преданиям, на юге Скандинавии, лангобарды мигрировали на юг, в низовья Эльбы, где жили в соседстве с другими многочисленными древнегерманскими племенами и вступали в военные конфликты с римлянами на рубежах их империи. Затем свидетельства о лангобардах исчезают на несколько веков, пока они снова не начинают мигрировать на юг, теперь в ходе великого переселения народов из-за резкого похолодания и нашествия гуннов. Вторгнувшись в Италию в 568 году, лангобарды захватили весь полуостров и создали там Лангобардское королевство, состоявшее из нескольких княжеств или герцогств. Как и большая часть государств, созданных варварами на обломках Западной Римской империи, государства лангобардов оказались недолговечны. В 774 году королевство было завоевано франкским королем Карлом Великим и включено в состав Франкской империи.
        Павел Диакон описывает племенную структуру своего народа во время миграции: «...освободили лангобарды многих рабов от их ярма и сделали их свободными, дабы увеличить число своих воинов; и чтобы они могли считаться свободнорожденными, подтвердили им посвящение посредством стрелы, шепча при этом какие-то слова на их языке, дабы придать делу прочность. При этом бывший раб оставался вассалом своего господина. Полная эмансипация, по-видимому, была дарована только франкам и лангобардам.
           К этому народу нам интересно обратиться потому, что  он  вышел из тех же мест обитания, откуда вышли и кимвры, он воевал с римлянами также и там же, где и кимвры, но ему повезло больше – он завоевал-таки себе землю и даже создал европейское королевство в Италии. Это был 568 год – когда Видевут, король кимвров, привел  свой народ  на полуостров  Самбия. И если они были соседями и вместе кочевали и воевали, то и устройство королевства Видевута, о котором мы вообще ничего не знаем, могло быть в чем-то таким же, как у лангобардов?
        Лангобардское общество было разделено на классы, напоминающие аналогичные слои общества в других германских государствах-преемниках Римском империи, Франкской Галлии и Испании при вестготах. Существовала знать, свободные люди, крепостные и, наконец, рабы. Аристократия при этом была более бедной и урбанизированной, чем где-либо еще. Не только самые богатые и могущественные герцоги и король, но и вообще практически все лангобардские дворяне, как правило, жили в городах (в отличие от своих франкских собратьев). Всем им принадлежало в общей сложности всего лишь вдвое больше земель, чем купечеству. Для сравнения — франкские аристократы владели обширными участками земли, в сотни раз превышающими по площади те, что принадлежали всем остальным. Аристократия лангобардов к VIII веку сильно зависела от короля. На дворян возлагался ряд государственных обязанностей. В частности, многие лангобардские дворяне, судя по сохранившимся документам, были вынуждены служить судьями даже в случаях, когда занимали должности, предполагающие выполнение важных военных и законодательных функций.
          Свободных людей в Лангобардском королевстве было гораздо больше, чем во франкских землях, особенно в VIII веке. В летописях фигурируют мелкие землевладельцы, собственники-земледельцы и рантье. Вероятно, как раз им и принадлежало более половины земель на территории современного севера Италии. Свободные люди были воинами или viri devoti («государевыми людьми»), то есть чиновниками. Они сформировали прослойку людей, подлежащих призыву на военную службу. Случалось такое, впрочем, нечасто, служба в армии не была основным родом деятельности вольного населения. Этим мелким землевладельцам все же не хватало влияния, чтобы контролировать действия короля и его сподвижников. Гораздо более могущественной в плане воздействия на политику и экономику была аристократия.
          Процесс урбанизации в Лангобардском королевстве происходил по принципу образования так называемых «городов-островов». Находки археологов свидетельствуют о том, что крупные города ломбардской Италии — Павия, Лукка, Сиена, Ареццо, Милан — возникли на месте небольших городских центров внутри старых римских поселений. Города Римской империи были частично разрушены в ходе войн в V и VI веках. Ряд из них так и остались лежать в руинах, а древние памятники превратились в травяные поля, используемые в качестве пастбищ для животных. Так, Римский форум превратился в «Кампо Ваччино», пастбище коров. Уцелевшие части городов были небольшими, скромными. Там обычно был собор или большая церковь (часто роскошно украшенные), а также несколько общественных зданий и домов аристократии. Лишь важнейшие здания были каменными, остальные постройки — деревянными. В итоге обитаемые части городов отделили друг от друга участками пастбищ даже в пределах городских стен.
        Первоначально у лангобардов не было письменных законов. Они руководствовались традиционным правом и обычаями, характерными для родоплеменной структуры их общества. Однако после вторжения в Италию и создания собственного государства, у лангобардов возникла необходимость записать и систематизировать свои законы. Первым и главным памятником их законотворчества стал Эдикт Ротари — масштабный сборник законов, написанный на варварской латыни. Он был принят и утвержден после обсуждения его знатью, 22 ноября 643 г. в Павии — столице королевства. Эдикт короля Ротари состоит из 388 статей, пролога и эпилога. Статьи охватывают уголовное, имущественное и семейное право, разбиты на главы. Эдикт был дополнен в 668 году девятью статьями королём Гримоальдом; 153 статьями за 713—735 годы — Лиутпрандом; 14 статьями в 745—746 годах — Ратхисом; 9 статьями в 750 году и 13 в 755 году — Айстульфом. Законодатели стремились отразить как можно больше конкретных случаев, не делали абстрактных рассуждений или общих запретов и предписаний. Казуистический подход к законам в принципе характерен для других варварских «правд» того времени.
           Самым частым наказанием за различные преступления был фиксированный денежный штраф, уплачиваемый солидами (что тоже согласуется с другими варварскими законодательствами, например, Салической правдой франков). Вместе с тем, за ряд политических преступлений вводится смертная казнь с конфискацией имущества: за посягательство на жизнь короля, за укрывательство шпионов, за оставление соратника в бою (дезертирство?), мятеж и др. При этом даже за преступления, караемые смертью, иногда предусмотрена в качестве альтернативы огромная денежная компенсация («будет предан смертной казни или уплатит, по крайней мере, королю девятьсот солидов»).
          Женщина не считалась самостоятельным членом общества. Над каждой свободной женщиной существовал мундиум (лат. mundium) — средневековое понятие покровительства, силы, защиты. Мундиум принадлежал либо отцу, либо мужу, либо иному опекуну девушки или женщины. Он и считается господином этой женщины. Например, подарок, сделанный женщине, переходит по праву к тому, кто имеет над ней мундиум. Если кто-то соблазнит или похитит девушку или женщину, то должен уплатить компенсацию ее господину. Иногда, в спорных случаях, женщина сама могла выбрать, кому иметь над ней мундиум — родичам, мужу или же королю («перейдет под защиту королевской руки»).
         В лангобардском обществе существовала кровная месть. Файда — вражда между родами или членами одной семьи — рассматривалась как негативное явление, законодатели старались погасить ее компенсациями и штрафами, чтобы не доводить до убийств.
          Хотя составители не стали использовать в качестве основы законодательства развитое римское право, они все же использовали отдельные римские выражения и юридические формулы. В начале влияние христианства на законы практически не прослеживается — нет упоминаний Бога, Господа, роли церкви в регламентации и контроле за жизнью мирян, но в более поздних дополнениях роль христианской веры увеличивается. В законодательстве короля Лиутпранда уже преследуется язычество, поощряются действия по обеспечению спасения души. Под влиянием римского права Лиутпранд впервые вводит тюремное заключение (мера наказания обычно не применяемая у древних германцев). Но в целом и после дополнений и заимствований лангобардское законодательство скорее остается типично германским, больше похожим на законы баваров, саксов, франков, англосаксов, чем на римское или византийское право.
       Согласно «Происхождению народа лангобардов», до миграции лангобарды, как и их соседи, поклонялись древнегерманским языческим богам. По изложенной в этом источнике легенде, перед битвой вандалы молились Одину, а винилы (лангобарды) — его жене Фрейе, и та подсказала, как получить победу над вандалами. При этом из текста следует общность пантеона вандалов и винилов.
         В главе 40 своей книги «Германия» римский историк Тацит ( 2 век н.э.), обсуждая свевские племена Германии, пишет, что лангобарды поклонялись богине плодородия Нерте, которую иногда отождествляют со скандинавской богиней Фрейей (либо ее отцом Ньёрдом). Святой Барбат из Беневенто (VII век) описывал ряд языческих ритуалов и традиций лангобардов, разрешенных герцогом Ромуальдом, сыном короля Гримоальда: лангобарды, в частности, поклонялись золотой гадюке и падали перед ней ниц; они также воздавали почести дереву, на которое вешали шкуру дикого зверя, а завершались все эти церемонии публичными играми, причем шкура служила мишенью, в которую лучники пускали стрелы через плечо.
      Многие лангобарды приняли христианство еще во время пребывания в Паннонии, но их обращение в веру было скорее номинальным. Во время правления короля Вахо лангобарды причисляли себя к католикам, состоявшим в союзе с Византийском империей. Затем король Альбоин обратился в арианство как союзник остготов и вторгся на территорию современной Италии. Все эти религиозные перипетии коснулись в первую очередь аристократии, тогда как простолюдины так и оставались язычниками.
         В Италии под давлением католиков лангобарды более активно начали принимать христианство. При религиозной баварской королеве Таоделинде монархия попала под сильное католическое влияние. Теоделинда с самого начала поддерживала антиримскую коалицию в Расколе трех глав и осталась сторонником мятежного папы Григория I. В 603 году наследник престола Аделоальд принял католическое крещение. В течение следующего столетия арианство и язычество продолжали существовать в северо-восточной части королевства и в герцогстве Беневенто. Династия арианских королей проявляла военную агрессию и представляла угрозу для папства в Риме. В VII веке номинально христианская аристократия Беневенто все еще практиковала языческие ритуалы, такие как жертвоприношения в священных лесах. Однако к концу правления Куниперта практически все лангобарды приняли католицизм. При Лиутпранде католицизм стал уже не номинальной, а реально практикуемой религией, поскольку король стремился оправдать свой титул правителя всей Италии, объединив юг полуострова с севером, а итало-римских и германских подданных — в представителей единого католического государства.
            
              Как и другие древнегерманские народы в период Великого переселения, лангобарды в основном создавали произведения декоративно-прикладного искусства — то, что можно носить с собой и на себе. Например, украшения, оружие, детали конской упряжи. Артефакты, созданные лангобардами до контакта с византийцами в VI веке, мало отличаются от аналогичных изделий других древнегерманских племен. Но в VII—VIII веках наблюдается очень сильное влияние византийского стиля: появляется крест как символ христианства (сами византийцы начали использовать его не ранее VI века), изделия из стекла, скульптуры, выполненные по византийскому образцу.
            Главным материалом при изготовлении украшений было золото. Использовалась также перегородчатая эмаль, вставки из стекла и не огранённых драгоценных камней. Звериный стиль встречается, но не так часто, как у более северных германских племен — скандинавов, англосаксов.
                Принятие в VII веке веры никейского обряда (католичества) способствовало появлению христианской архитектуры — каменных храмов, украшенных рельефами снаружи и фресками внутри. Для строительства лангобардские правители привлекали «мастеров с острова Комо», которые владели некоторыми приемами римских зодчих. Однако были ли эти мастера по происхождению лангобардами или римлянами, неизвестно.

                4

Если мы говорим об идее язычников построить «Второй Рим», то сами римляне считали, что уже построили его в завоеванной и колонизированной ими Европе. Однако современные историки справедливо считают, что они построили там всего лишь «третий мир», каким мы называем слаборазвитые современные страны. И это правильное определение. Как бы ни старались заселившие в раннем средневековье европейскую территорию разноплеменные народы Европы заполучить римскую цивилизацию, им это удавалось с огромным трудом. И в немалой степени потому, что на смену античности и язычеству уже пришло христианство, положившее конец римскому принципу: «жить ради удовольствия». Этот принцип был строго осужден Ватиканом и даже нашествие гуннских полчищ Аттилы было расценено им как божье наказание за невоздержание. Именно в связи с этим  Аттила получил свое историческое имя «бич божий».
        Даже расселившись в Италии, в городах, оставшихся от римлян, лангобарды превращали их в пастбища для скота и скудные полуразрушенные поселения. Сегодня многие любители  изучать русскую древность рассказывают нам о скудости и дикости быта наших далеких предков, об отсталости в  искусствах, не говоря уже об образовании и науке. И намекают при этом на некую национальную особенность «неспособных»  обитателей земли росов. Это такой же неграмотный подход, как у поэта Александра Блока, описавшего  никогда не существовавших «раскосых русских азиатов». Люди, которые в раннем средневековье проживали на территории Северной Руси, были точно такими же, как люди, проживавшие в центре и на юге Европы. С полным «составом» племенного разнолюдья, перемешанного завоеваниями Рима, потом лютым холодом, эпидемиями чумы и проказы, затем нашествием гуннов и Великим переселением народов. Даже захватив земли и обустраивая там свои королевства, они долгое время не могли определиться с единым языком и веками вырабатывали «свой» немецкий, французский, английский, итальянский, испанский и т.д. Особенно ценилась при этом преемственность от готов.  На преемство по отношению к готам претендовали шведские короли («короли шведов (свеев), готов и вендов»), потомками вестготов считала себя испанская знать. И это не случайно – с язычеством и древними легендами готов  передавалось  божественное наследственное право на землю и управление племенами. А это – уже закон! Именно этим принципом и руководствовались  князья земли росов, когда призывали  княжить к себе знаменитого и  родовитого  язычника-датчанина Рюрика. И получили законного правителя законных земель. Но этот важнейший исторический момент искатели русских древностей никак не учитывают, а разыскивают какие-то мифические надуманные «русские» корни этого события. В основе такого взгляда на историю лежат  самые примитивные политические убеждения и ложные представления о  любой национальности как таковой.
Между тем, историческая правда в том, что славяне переняли из готского языка множество слов — «хлеб» (гот. hlaifs), «котёл» (гот. katils), «блюдо» (гот. biu;s «стол»), «купить» (гот. kaupon или kaupjan),  сиять (гот. skeinan «светить, блестеть»),  хлев (гот. hlaiw «могила»), буква (гот.  boka «буква, книга»), «художник» (от гот. handugs «умный, мудрый») и др.
            А сколько  народных русских слов позаимствовано из древнего прусского языка! Надо только получше прислушаться, как звучит, к примеру, слово мурги – духи умерших. В народе современное сленговое слово «жмурик» - покойник. А вот и духи матери (на латышском): воды - Уденс мате, моря - Юрас мате, леса - Межас мате, полей - Лауку мате , ветра - Вейас мате , скота - Лопу мате… В общем, простой  русский человек все это уже давно освоил и осмыслил по-своему и сегодня просто скажет: «Хватит вам материться!»
       Еще пруссы говорили, как говорят  и сегодня их потомки латыши, к примеру, о духе «господине дома», покровителе дома, умершем предке, живущем в очаге или под порогом - Маяс кунгс ( не похоже на наше – «маята, маяться, маешься»?). Или о семейном духе Лулькис  (Lulkis, ср. латыш. lulkis, «молочный телёнок», «материнская грудь») – не похоже на русское слово «люлька» - детская подвешенная кроватка? Духи умерших неестественной смертью обозначались словом  «lietuvcns» - а на русском –«улетучились»…
     Или вот еще древнее балтское слово «чускас» - «домашние змеи» (от латыш. euska, «змея»), которых почитали латыши, кормили их на священных трапезах. После пира исповедовались в грехах и бедах жрецу, и тот, держа в руках змей, производил заклятие или призывал к исполнению желаний. Похоже, у русских это слово  обрело  емкое понятие, не только чушка, но и чушь.
      У пруссов и литовцев называли жрецов, гадавших  о погоде, возможностях рыбной ловли, говоривших о русалках и всяких чудесах, «нерути». Возможно, у русских оно перешло в ругательное слово «нелюди». А название участников этих языческих ритуалов - dvasia – может быть, превратилось также в ругательное слово «твари». А корни этих «прусских» слов уходят  в еще более давнюю древность – в Древнюю Грецию – к богам подземного царства  Нерее и Нереиде. И даже слово молитва, вероятнее всего, произошло от слова «малдининки», обозначавшее у древних пруссов «молителя», отправителя языческих ритуалов. Эти прусские «тулисоны и лигашоны» упомянуты уже в договоре Тевтонского ордена с пруссами от 7 февраля 1249 как «лживейшие комедианты», принимающие участие в обрядах восхваления умершего. По некоторым предположениям языковедов, название «лигашоны» связано с «lъgati» - «лгать».
       Да, наши предки и в дорюриковскую эпоху, и гораздо позже  не умели  рисовать,  создавать скульптуры. Точно так же, как и их западные «сородичи»-варвары, разрушившие римскую цивилизацию. Точно так же, как и лонгабарды, и и другие древнегерманские народы в период великого переселения, наши далекие предки в основном создавали произведения декоративно-прикладного искусства — то, что можно носить с собой и на себе. Например, украшения, оружие, детали конской упряжи. Артефакты, созданные лангобардами до контакта с византийцами в VI веке, мало отличаются от аналогичных изделий других древнегерманских племен. Но в VII—VIII веках наблюдается очень сильное влияние византийского стиля: появляется крест как символ христианства (сами византийцы начали использовать его не ранее VI века), изделия из стекла, скульптуры, выполненные по византийскому образцу.
            Главным материалом при изготовлении украшений было золото. Использовалась также перегородчатая эмаль, вставки из стекла и не огранённых драгоценных камней. Звериный стиль встречается, но не так часто, как у более северных германских племен — скандинавов, англосаксов.
                Принятие в VII веке веры никейского обряда (католичества) способствовало появлению христианской архитектуры — каменных храмов, украшенных рельефами снаружи и фресками внутри. Для строительства лангобардские правители привлекали «мастеров с острова Комо», которые владели некоторыми приемами римских зодчих. Однако были ли эти мастера по происхождению лангобардами или римлянами, неизвестно. Когда лангобардов покорили франки, то они растворились в их империи.

                5


          Как же шло опережение развития северо-восточных племен европейскими? Вспомним - в 410 году Рим был разгромлен вестготами, осевшими затем на Пиренейском полуострове, большая часть которого вскоре была завоевана арабами. В 493 году в Италии основали королевство остготы, сделав центром Равенну. В 555 году остготское королевство было разрушено Византией. После ухода римских легионов из Британии местное население кельтов завоевали германские племена англов и саксов. Скандинавию заселили воинственные норманны, в XI веке вторгшиеся и в Англию. На территории Галлии в V веке образовалось государство франков. В 6 веке – королевство Видевута. В 8 веке кривичи  заселили будущую  северо-западную Русь, «землю росов». В 800 году король франков Карл Великий короновался в Риме, возникла первая средневековая империя. Из нее и на ее основе выделились впоследствии Франция, Германия и позже Италия.
        С кризисом античного мира произошло вытеснение светского жизнерадостного мировоззрения античности, что имело прямые последствия в искусстве. Первые же постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства.
        От VI—VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства — ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы — характерные черты произведений искусства раннего средневековья. Этот период — царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь — украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц. Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрастался в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Переписывание книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских — скрипториях. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей. Французские рукописи ,в основном украшены изоморфическими инициалами: заглавной буквой в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. Монументальная живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями.
       Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII — первая половина IX в.). Походы на Рим, завоевание Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством. Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796—805 гг. ) — по примеру церкви св. Вителия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.). При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей 18 при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке, иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сюжетов: «Христос в славе» и «Вознесение» помещались в абсиде; на стенах нефов — сцены из Священного писания; на западной стене — «Страшный суд». Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.
          В конце X века на первый план в Центральной Европе выступает Германия. В 962 г. король Оттон I коронуется в Риме, положив начало «Священной Римской империи германской нации». На покоренных землях Восточной Германии, в Саксонии, в этот период интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри.
       На Рождество 800 года, в Латеранской базилике в Риме папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814 гг.) «корону римских цезарей». В Западной Европе возродилась империя. Карл, император и наместник Бога на земле, отныне должен был заботиться о спокойствии и процветании своих подданных. Под его владычеством оказалась значительная часть территории прежней Западной Римской империи. Образ этого властителя, запечатлённый в легендах и сказаниях, превратился в символ справедливости и могущества. Со времён Карла Великого европейские государи стали называть себя королями (от лат. Karolus — «Карл»).
           При Каролингах — так называлась династия, основанная Карлом Мартеллом, дедом Карла Великого, — античность провозглашалась идеалом государственности и культуры. На документах ставили печать с изображением ворот Рима и надписью: «Обновление Римской империи». Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре, порой просто заимствуя колонны и другие детали из древних зданий. Миниатюристам образцом служила римская живопись. «Каролингский ренессанс» (от франц. renaissance — «возрождение») — так назвали исследователи искусство этой эпохи.
         Центром «каролингского ренессанса» стала так называемая «академия» —учёный кружок при дворе Карла Великого, созданный в 794 году по образцу античной школы. «Из всех государей он был самым жадным в поисках людей знающих и в побуждении их к философствованию», — отмечал придворный биограф Эйнгард.
          «Академия» Карла Великого превратилась в островок учёности и цивилизации в суровом и беспокойном мире. Император сам подавал пример усердия и стремления к знаниям: в частности, начал изучать латинский и греческий языки, однако до конца своих дней так и не выучился писать…




                6

           Вспомним: в России подобный ученый кружок, ставший академией, был создан только при Петре Первом в 1724 году, и на ее создание он выделил невиданную по тем временам сумму денег – 24 тысячи рублей. «На наши» - столько тогда стоил килограмм сливочного масла). То есть, речь идет о «современных» триллионах рублей, тогда как Россия была разорена  войнами. Но это произошло спустя тысячу (!) лет после того, как возникла первая европейская академия. Лишь при Петре появились первые обученные русские художники, до  того их заменяли иностранцы. Будучи, в отличие от живописи, искусством дорогостоящим и затратным по материалам и времени, искусство скульптуры тесно связано в своих подъёмах и спадах с развитием и благосостоянием государства, его идеологии и уровня жизни населения. Это наглядно наблюдается в истории развития русской скульптуры. Хотя она ведёт свою историю со времён язычества (и деревянной скульптуры), но после христианизации Руси оказывается слабо развитой в связи с запретом на идолопоклонство, влиявшим на развитие скульптуры в православном искусстве.
     Ориентируясь на  лангобардов, мы можем предположить, что в среде народа под управлением короля Видевута и среди кривичей и словен, призвавших Рюрика, были не только язычники, но и христиане. И это подтверждают документы – первые договора князя Игоря с Византией. В которых указывается, что на присягу язычников отводили к  идолу Перуна, а христиан – к православной часовне. Также мы можем судить и об изделиях древних мастеров как у лангобардов, так и у пруссов-кривичей - словен - голяди. Только от лангобардов остались даже нрекотрые строения, дошедшие до наших времен, а от наших предков не осталось ничего. Зато известно, что в Старой ладоге, в Новгороде и во всех поселениях Северной Руси было очень много Кузнецов. До такой степени много. Что перешедшая от прфессии  фамилия осталась у множества их современных потомков и является самой распространенной как в Центральной России, так и в Европе (Шмид). Но здесь есть  особый нюанс – кузнецами в те времена называли почти всех мастеровых:  и тех, которые ковали железо, и ювелиров, и стекольщиков, и художников. Этих мастеровых людей  обыватели подозревали в связи с чертом, но не потому, что  кузнецы носили фартук и были черными от копоти, а, скорее всего, из-за их многочисленных «сверхъестественных» талантов. Но что нам осталось от их творений? Ничего – кроме нескольких бусинок-глазков, выловленных археологами в реке Волхов.
         А ведь наверняка кривичи в Старой Ладоге и в Новгороде умели и рисовать, и писать, и читать. И составлялись какие-то документы на пергаментных «листах», и рисовались на их полях какие-то орнаменты. Я не говорю уже о зафиксированных документально древними историками  татуировках в виде дерева на телах русов. И ничего-то мы не знаем о том времени дорюриковской Руси: ни о постройках, ни об одежде, ни об украшениях, ни о традициях и законах, ни о школах, ни о художественных произведениях, ни о способах земледелия. Хотя все это было, но исчезло без следа. Потому что в Древней Руси слишком рьяно  уничтожали все, связанное с язычеством, после принятия христианства. Серебряные изделия мастеров-кузнецов были переплавлены,  капища с идолами богов снесены,  пергаменты смыты и соскоблены добела. Может быть, это на них впоследствии православные  монахи и писали свои мифические небылицы о диких племенах росов. «Предшественники» Александра Блока.
         Как же мы жили –  без своего искусства, архитектуры, науки?  Жили, и при этом  русские  правящие дворы всегда блистали   дорогими художественными изделиями, костюмами, дворцовой архитектурой. Потому что  русские правители не скупились платить «за готовое», европейское, проверенное «на стиль» и актуальность, как говорят сегодня, и приглашали массу обученных мастеров любых «жанров». Особенно любил все западное Иван Третий, при котором  в страну понаехало множество  европейских талантов. А с ними и шпионов, и заговорщиков, и  диверсантов. Интересно, что в составе служащих этого правящего  княжеского двора были одновременно потомки прусского Гланда Камбилы (Романовы), потомка  кимврского короля Видевута, также - Владислава с нилка Кащ-Нелендзевского  польского герба «Правдиз» (Отрепьевы), и потомка литовского князя Гедеминовича - Волынского. Их потомки впоследствии посягали на трон в России. Романовы и Отрепьевы объединились в начале 17 века и организовали Смуту и польскую интервенцию,  в ходе которой на трон сел вначале  Григорий Отрепьев,  близкий родственник  будущего  царя Федора Романова – под именем сына Ивана Грозного  Дмитрия Ивановича. А затем – Романовы.  Андрей Волынский замышлял государственный переворот при дворе Анны Иоанновны, за что был казнен.