Герард ван Хонтхорст... Художник Золотого века

Алексей Гончаров2
­­­­"Концерт".

Особую группу в искусстве Голландии XVII века, называемого Золотым веком голландской живописи, составляли так называемые утрехтские караваджисты. В отличие от основной массы художников протестантской Голландии, жители Утрехта остались в лоне католической церкви и долгие годы поддерживали связи с центром католицизма и изящных искусств — Римом. Здесь охотно работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Связь с Римом и новым течением в искусстве — караваджизмом — унаследовали именно утрехтцы. Некоторые из них десятилетиями жили и работали в Риме — Хонтхорст, Бабюрен, Тербрюгген. К тому же Тербрюгген встречался в Риме с самим Караваджо, видел его произведения и изучал их.

Расцвет творчества утрехтских караваджистов пришелся на первые 35 лет XVII века. Позже Тербрюгген и Бабюрен умерли, а Хонтхорст все больше отходил от установок Караваджо. Но утрехтские караваджисты имели существенное влияние на художников-голландцев из других художественных центров, среди них — Геррит Дау и сам Рембрандт, который никогда не был в Италии. Много общего с утрехтскими караваджистами найдено и в произведениях прославленного лотарингского мастера Жоржа де ла Тура.

Ге;рард ван Хо;нтхорст (нидерл.Gerrit van Honthorst, 4 ноября1590, Утрехт — 27 апреля1656, там же) — нидерландский художник Золотого века; яркий представитель утрехтской школы, мастер «ночных сцен».

Учился в Утрехте у Абрахама Блумарта; с 1610 или 1612 он работал в Риме, где испытал влияние Караваджо.

Прекрасный мастер так называемого утрехтского караваджизма, Хонтхорст писал интимные жанровые сцены и трактованные в бытовом духе библейские композиции, построенные на эффектах искусственного ночного освещения и отличающиеся изысканным колоритом, мягкостью светотеневых контрастов (“Поклонение пастухов”, 1622, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн; “Концерт”, 1624, Лувр, Париж; “Музыкант”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Благодаря могущественным покровителям - кардиналу Сципионе Боргезе и великому герцогу Тосканскому Хонтхорст получил крупные заказы для церквей Рима. По возвращении в Утрехт (1620), он вступил в гильдию живописцев (1525) и приобрел широкую известность; он пишет религиозные и жанровые картины и имеет 25 учеников. В 1628 Хонтхорст посетил Лондон, где работал при дворе Карла 1 и исполнил многочисленные портреты, а также картину «Меркурий, представляющий свободные искусства Аполлону и Диане» (Лондон, дворец Хэмптон Корт).
В 1635 он создает большие исторические композиции для короля Дании Христиана IV. В 1637 Хонтхорст вступает в гильдию живописцев в Гааге и становится приближенным художником принца Оранского. Он пишет мифологические картины для дворцов Рейсвейк и Хонселарсдейк, а также портреты. Часто его многочисленные заказы исполняют ученики или помощники художника.

Наряду с Тербрюггеном и Бабюреном, Хонтхорст является одним из главных представителей утрехтского караваджизма. В Италии он получил прозвище «Герардо делле Нотти» за свою любовь к световым контрастам, созданным пламенем свечи («Христос перед Кайафой», картина написана по заказу Винченцо Джустиниани, ок. 1617, Лондон, Нац. гал.; «Казнь Иоанна Крестителя», 1618, Рим, ц. Санта Мария делла Скала), которые ведут свое происхождение из драматических ракурсов и реалистической экспрессии самого Караваджо. Эти световые контрасты, упрощающие планы и массы, напоминают картины французского современника- художника Жоржа де Латура («Иосиф с младенцем Христом», Монтекомпатри, монастырь Сан-Сильвестро; «Отречение апостола Петра», Ренн, Музей изящных искусств). Однако в своих работах, исполненных по возвращении в Утрехт, Хонтхорст следует, по преимуществу, первому, светлому стилю Караваджо. Кроме того, он использует приемы братьев Карраччи, смягчающие караваджистскую светотень («Поклонение пастухов», 1620, Флоренция, Уффици). В таких жанровых сценах, как «Весельчаки» (1620, Флоренция, Уффици), «Концерт» (1624, Париж, Лувр), «Сводня» (1625, Утрехт, Центральный музей) или «Зубной врач» (1627, Париж, Лувр), одна из фигур, изображенных по пояс, расположена на первом плане и создает пространственный эффект; благодаря ироничной трактовке, эти сцены очень отличаются от караваджистских композиций. Большие декоративные работы, исполненные Хонтхорстом в конце жизни, подсказаны уроками братьев Карраче; однако в них он не избежал условности («Аллегория короля и королевы Богемии», 1636, Херренхаусен; «Брак Фридриха Хендрика и Амалии ван Солмс», 1650, Гаага, Хёйс-тен-босх, Оранский зал). Эти работы, а также портреты, нередко исполненные его помощниками, составляют незначительную часть его творчества.

В 1641 году он был назначен придворным художником Вильгельма, принца Оранского. В 1649 году участвовал в росписи загородного дворца Хёйс-тен-Бос. В 1652 году вернулся в Утрехт, где через несколько лет и умер.


           @