Божественные трансформации во имя власти и государ

Татьяна Алексеевна Щербакова
ГОР, СЕТ, КРИОС,ЗЕВС, ОДИН,ПЕРУН,СОКОЛ,ЗМЕИ,КУКУШКА,ВОРОН И ПАВЛИН. БОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ВО ИМЯ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВА

                1

         В Риме  кимвры, тевтоны и другие  племена варваров искали не только тепла,  сытости и радости, они наверняка искали здесь и богов, которые могли бы принять их под свое покровительство и у которых они могли бы просить помощи и защиты. И разве античные боги Рима и древней Греции, под покровительством которых  были созданы процветающие государства, не могли привлекать варваров? Кого же, предположительно, выбрали для себя кимвры? Возможно,того, кто  носил похожее с ними имя – Крий, Криос. И не только это имя могло привлечь их, но и легенда о Крие, Криосе. Поход на Рим мог изменить имя кимвров во имя  найденного ими бога. Крий, Криос (др.-греч. «баран») — в древнегреческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи, супруг дочери Понта Еврибии (переводится как морская сила). Был повержен во время титаномахии и сброшен в Тартар. По свидетельствам древнегреческих авторов, Тартар находился на Севере.
           Древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония» указывает расположение Тартара под землей «столь глубоко, сколь далеко до неба». Позднее авторы стали считать Тартар самым отдалённым местом в Аиде. В Средние века Тартаром стали называть наиболее заброшенные и удалённые уголки земли. Во времена поздней античности Тартар представлялся пространством плотного холода и тьмы. О борьбе гигантов с Зевсом и другими олимпийцами, гигантомахии («битва с гигантами»), сообщают только позднейшие авторы. Так, согласно мифическому сказанию, Гея, разгневанная заключением титанов в Тартар, родила огромных чудовищ с телом человека до пояса, с драконовыми хвостами вместо ног (рождены от Геи и Тартара). Они имели косматые густые волосы и длинные бороды. Нижние конечности переходили в покрытые чешуёй тела драконов. По традиции каждый гигант был вооружён копьём.
           Гея ( «Земля») — древнегреческая богиня Земли. Согласно мифам, произвела на свет небо Уран, от которого затем родила всё живое. При помощи Геи ее сын Крон сверг своего отца и стал верховным богом. Уран оказался не самым любвеобильным отцом. Всех своих детей при рождении он сбрасывал в Тартар. Раздосадованная мать уговорила титанов восстать против отца. Самый младший и храбрый Крон получил от неё серп. Спрятавшись в укромном месте, он, когда рядом с Геей возлёг Уран, оскопил отца и выбросил детородный член в море. Пролитая на землю кровь оплодотворила Гею гигантами, богинями мести эриниями, а также нимфами мелиями. После оскопления Урана титаны покинули Тартар (в том числе, и Криос). Верховным богом стал Крон. Во время правления Крона Гея перестала принимать активное участие в жизни богов, но помогала им советами. Так, она с Ураном предсказали Крону, что тот будет свергнут кем-то из своих сыновей. Тогда Крон, взявший в жёны свою сестру Рею, стал пожирать при рождении всех её детей. Беременная Зевсом, титанида обратилась к матери за советом. Именно Гея помогла укрыть младенца от отца, а также посоветовала отдать Крону завёрнутый в пелёнки камень, который тот и проглотил.
            Когда Зевс подрос, то смог дать отцу зелье, по версии Гесиода по совету Геи, выпив которое Крон изрыгнул всех ранее проглоченных детей. Между Зевсом с его сёстрами и братьями с одной стороны и титанами — с другой, началась война. Эта битва, вошедшая в мифы под названием титаномахии, длилась десять лет. Гея дала Зевсу пророчество, что он победит только в том случае, если привлечёт к себе в качестве союзников заключённых в Тартаре. Тогда Зевс проник в Тартар и освободил циклопов, а также пятидесятиголовых сторуких гекатонхейров. Циклопы выковали Зевсу молнии, Аиду — шлем, а Посейдону — трезубец. С новым вооружением дети Крона победили титанов, свергли последних в Тартар, поставив сторожить их гекатонхейров.
             Вот такие кровожадные легенды узнавали варвары об античных богах, и они напоминали им их жизнь и судьбу.

                2

           Эти легенды подчас мало отличались от реальной жизни тех же кимвров и тевтонов, которые проливали реки крови в своих сражениях  против Рима. Вот сохранившиеся до наших дней свидетельства о кимврских войнах.
          «Там они (консул и проконсул)… были побеждены, принеся великий срам и риск римскому имени… Враги, захватив оба лагеря и огромную добычу, в ходе какого-то неизвестного и невиданного священнодействия уничтожили всё, чем завладели. Одежды были порваны и выброшены, золото и серебро сброшено в реку, воинские панцири изрублены, конские фалеры искорежены, сами кони низвергнуты в пучину вод, а люди повешены на деревьях — в результате ни победитель не насладился ничем из захваченного, ни побеждённый не увидел никакого милосердия». Кимвры сметали все на своем пути, освобождая для себя  чужую землю и не оставляя на ней ничего, что свидетельствовало бы о предыдущем ее хозяине. Вот такое «невиданное священнодействие».
         В 113 году до н. э. над Италией нависла угроза вторжения кимвров, которые в сражении близ Араузиона на нижней Роне уничтожили две римские армии. Плутарх писал: «Вместе с известием о пленении Югурты в Рим пришла молва о кимврах и тевтонах; сперва слухам о силе и многочисленности надвигающихся полчищ не верили, но потом убедились, что они даже уступают действительности. В самом деле, только вооруженных мужчин шло триста тысяч, а за ними толпа женщин и детей, как говорили, превосходившая их числом. Им нужна была земля, которая могла бы прокормить такое множество людей, и города, где они могли бы жить… Что же касается численности варваров, то многие утверждают, будто их было не меньше, а больше, чем сказано выше».
         Несмотря на ожесточённое сопротивление галльских племён, кимвры и их союзники потерпели поражение лишь в столкновении с племенам белгов (проживали на территории современной Бельгии). Большая часть Галлии была разорена с помощью жесточайшей кимврской блокады ее жителей. Юлии Цезарь, покоривший Галлию спустя 50 лет после Кимврской войны, в «Записках о Галльской войне» цитировал речь арверна Критогната о событиях войны с кимврами:
«Делать то, что делали наши предки в далеко не столь значительной войне с кимврами и тевтонами: загнанные в свои города и страдая от такой же нужды в съестных припасах, они поддерживали жизнь свою трупами людей, признанных по своему возрасту негодными для войны, но не сдались врагам». Такова была цена земли, которую хотели кимвры.
          А вот свидетельство о сражение, которое состоялось 30 июля 101 года до н. э. на Равдинском поле у Верцелл (верховья реки По). Армия Катула заняла центр, Марий расставил свои войска по флангам. Кимвры построили своё войско огромным квадратом, длина каждой стороны которого составляла 30 стадий (почти 5 км). На правом фланге кимвры поставили конницу: «А конница, числом до пятнадцати тысяч, выехала во всем своем блеске, с шлемами в виде страшных, чудовищных звериных морд с разинутой пастью, над которыми поднимались султаны из перьев, отчего ещё выше казались всадники, одетые в железные панцири и державшие сверкающие белые щиты. У каждого был дротик с двумя наконечниками, а врукопашную кимвры сражались большими и тяжелыми мечами». Сказочное, впечатляющее зрелище!
          В этой битве на широкой равнине легионы Мария потеряли из вида войско кимвров, разгромленное силами армии Катула. В сражении пали вожди кимвров Бойориг и Лугий. Клаодик  и Кесориг  были захвачены в плен. Как и женщины амбронов, жёны кимвров защищались отчаянно, и покончили с собой, как и женщины тевтонов: «Битва с женами варваров была не менее жестокой, чем с ними самими. Они бились топорами и пиками, поставив телеги в круг и взобравшись на них. Их смерть была так же впечатляюща, как и само сражение. Когда отправленное к Марию посольство не добилось для них свободы и неприкосновенности, — не было такого обычая, — они задушили своих детей или разорвали их на куски, сами же, нанося друг другу раны и сделав петли из своих же волос, повесились на деревьях или на оглоблях повозок».
          Флор сообщает о 65 тыс. павших кимвров и только 300 римлянах. Веллей Патеркул писал о 100 тыс. убитых и пленных кимвров, а Плутарх увеличивает потери варваров до 120 тыс. убитых и 60 тыс. пленных. После этого поражения кимвры и тевтоны исчезли. На самом деле, исчезли конечно не племена, а их названия. Народы же продолжали искать свое место под солнцем под другими именами. Какими – этот вопрос и сегодня  остается загадкой. Но  указатели к этому загадочному «исчезновению»  можно найти, на мой взгляд, в божественных легендах Древнего Рима, Древней Греции и «исчезнувших» европейских язычников.
                3

        Отступая от владений Рима, побежденные племена варваров уносили с собой то, что не могли у них отнять римляне - покровительство новых богов. «Призвав» их к себе на «службу» в целях своей «идеологии», которая должна была быть спасительной и побуждающей к новым подвигам во имя завоевания  земли для проживания. Тогда одновременно появились два языческих бога, сыгравших в жизни варваров огромную роль – германо-скандинавский бог Один и славянский бог Перун. Считается, что на территории Древней Руси поклонялись и тому, и другому. И это правильное предположение, хотя Один и Перун – глубоко «враждующие» боги глубоко враждующих племен. Из соединения которых, возможно, и возникла русская нация.
      Проведя 600 лет в Европе в поисках «своей» земли, погибая в кровавых войнах и обучаясь  у просвещенного Рима, служа гуннам и готам, будущие кривичи, спрятавшие, возможно,  свое имя кимвров, названные политкорректно современными учеными как  Союз восточнославянских племен, расселяясь с середины 6 века в глухих землях Северо-Восточной Европы,  нашли не убийственный – военный и разбойный - способ овладения новой территорией, а основанный на «законных» основаниях, принятых в Европе – на принципе наследования в признанных границах занятой территории,  общности религии, промыслов, семейного уклада, культуры, обычаев, торговли и мирных договоров. Особый разговор о том, как Один и Перун «договаривались». Но об этом – ниже, а сейчас рассмотрим «биографии» этих языческих богов.
          Один— верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов (богов), сын Бора и Бестлы, внук Бури. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, колдун-воин, бог войны и победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы (чертог павших воинов) и повелитель валькирий. Супруга — Фригг (верховная богиня. Родоначальница рода асов. Покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению. Является провидицей, которой известна судьба любого человека, но которая не делится этими знаниями ни с кем). В соответствии с германо-скандинавскими эсхатологическими мифами, в день Рагнарёка Один будет убит чудовищным волком Фенриром. Один, а также его братья Вили и Ве, были сыновьями Бора и Бестлы. Бор был сыном Бури, которого вылизала языком изо льда корова Аудумла, в свою очередь, возникшая от смешения пламени Муспельхейма и холода Нифльхейма. Бестла, мать Одина, была дочерью Бёльторна, предположительно сына Имира, который возник таким же образом, каким и Аудумла - от лизания языком коровы льда.
         Имя Один переводится как «повелитель безумия» или «предводитель одержимых».
          Среди его сыновей и потомков от разных матерей есть имя Сигрлами (Sigrlami), или Свафрлами — мифического родоначальника конунгов Гардарики (Руси). Это – предок рода Скьёлдунгов, легендарной королевской династии народа данов (современных датчан) и Рорика Ютландского, по «норманской теории», варяга, призванного править  в Старую Ладогу, «божественного» наследника земель, на которых в середине 7 века поселились кривичи, присоединившись к финно-угорским племенам. Фамильное имя образовано от слова «щит». Родоначальник династии Скьёльд.
           Спутники Одина — вороны Хугин и Мунин («мыслящий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир. Оружие Одина — копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Копьё было изготовлено двумя карликами-свартальвами, сыновьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается гном Двалин), чтобы показать богам мастерство подземного народа. Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири и разбивая на куски самые закалённые мечи.
            Один одноглазый —  свой правый глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Подобное самопожертвование во имя мудрости — не редкость для Одина. В частности, чтобы постичь силу рун, он, принеся самого себя в жертву, девять суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир.(Эта легенда возникла  столетиями позже христианизации Европы, так что она, скорее, из ряда подражаний библейским историям).
       Будучи мастером перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще всего — в образе старца в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооружённый копьём. Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнёт его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу. Вероятно, Один не нуждался в пище — ряд источников (в частности, «Сага об Олафе Святом») намекает на то, что он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд, брагу или вино»).
          Самые ранние записи германских народов были сделаны римлянами, и в этих работах часто упоминается Один. Тацит  в первом веке н.э. сравнивает его с Меркурием и говорит, что ему поклоняются свеи (современные шведы). В XI веке летописец Адам Бременский  записал, что статуя Тора, которую Адам называет «могущественной», восседает на троне в храме в Упсале (Швеция) в окружении Водана (Одина) и Фрейра. Что касается Одина, Адам определяет его как «яростный» и говорит, что он «управляет войной и даёт людям силы против врага» и что люди в храме изображают его в доспехах подобно тому, «как изображают наши люди Марс». Согласно Адаму, народ Упсалы назначил священников (готи) каждому из богов, а во время войны приносились жертвы изображениям Одина.
          В XII веке, спустя столетия после того, как Норвегия была «официально» христианизирована, население здесь по-прежнему призывало Одина, о чём свидетельствует палка с руническим посланием, найденная среди бриггенских надписей в Бергене (Норвегия). На палочке и Тор, и Один призваны на помощь; Тора просят «принять» читателя, а Одина «завладеть» им.
         Мифы, записанные в 1200-х годах Снорри Стурлусоном, описывают жизнь асов (богов) и их переселение в Скандинавию из Великой (или Холодной) «Швеции», а по сути – начало наследственного, божественного, права на правление странами. Один имел владения в Азии (на востоке от реки Танаис, также «в стране турок» на юг от горного хребта, служащего границей страны (возможно, Уральских гор). Переселился в Данию, оставив править в Асгарде братьев Ве и Вили. Править страной саксов поставил троих сыновей: Вегдег в восточной стране саксов, Бельдег (или Бальдр) в Вестфалии, Сиги (родоначальник рода Вольсунгов) в земле франков. Дальше Один пошёл в страну Рейдготланд (Ютландия) и сделал её правителем своего сына Скьёльда (от которого род Скьёльдунгов, датских конунгов). Затем Один достиг Швеции, где его радушно встретил правитель Гюльви, и основал Сигтун. Затем он поехал на север и поставил править Норвегией сына Сэминга, родоначальника норвежских конунгов, ярлов и других правителей. А с собою Один взял сына Ингви, конунга Швеции, основателя рода Инглингов. Внук Одина Фроди правил Данией (тогда называемой «Страной готов») во времена жизни императора Августа при рождении Христа. Согласно Эдде асы, потомки Одина, расселившись по Стране Саксов, принесли туда древний язык из Азии.
       Путешественник и антрополог Тур Хейердал выдвинул теорию, что Один, князь Асгарда, был реальной исторической личностью, который жил на рубеже нашей эры в Приазовье в городе Танаис и переселился в Скандинавию со своим народом (асы) из-за давления римлян. Археологические раскопки Хейердала в данной местности обнаружили «три пряжки, принадлежавшие средневековым викингам». Эта теория встретила резкую критику среди ученых и была признана ненаучной.
       Профессор археологии Лотте Хедеагер приводит аргументы в пользу того, что образ Одина в скандинавских сагах, в частности в Саге об инглингах, сложился в результате слияния образов божества древних германцев Вотана и Аттилы под воздействием экспансии гуннов. Об этом может говорить ряд совпадений в мифологической биографии Одина и Аттилы, путь завоеваний в эпосе, похожий на перемещения гуннов в IV—VI веках, значительная роль провидцев и шаманов у гуннов с функциями аналогичными действиям Одина, а также эволюция изображений верховного божества на археологических находках того времени.
          Переняв от римлян семидневную неделю, германцы заменили названия дней именами своих божеств. Одину досталась среда, у римлян — «день Меркурия».  (Перуну достался четверг – счастливый день исполнения желаний). Ученые считают: правильнее говорить не о том, что древние римляне отождествляли Одина с Меркурием, а о том, что древние германцы приняли римского бога Меркурия и отождествили с понятным им образом грозного божества войны — Одином. И в это очень верится, если пристальнее  присмотреться к символам, которые носит Один.

                4


         Если о кимврах можно предположить, что они «выбрали» себе римского бога  Крия (Криоса) хотя бы из созвучия с названием своего племени – кимвры, и для будущего его имени –  (Крий – кимвр, крив, Криос –  кривес, кривич) и из-за «северной» и «морской» легенд об этом титане, который был заброшен в Тартар, далеко на Север, и к тому же был женат на силе моря, что было так близко и понятно  уроженцам берегов Северного моря, бесстрашным мореплавателям и строителям лодок, то откуда взялась атрибутика Одина? Можно не сомневаться - оттуда же, из древних легенд об античных богах. Самое удивительное то, что вопреки расхожему и устоявшемуся мнению специалистов, будто  ни от Видевута, ни от Рюрика не сохранилось каких-то убедительных документов времени их правления, они все же есть, их достаточно, чтобы прочитать и понять потерянное сокровенное. «Документ» Рюрика – его металлические пряжки с изображением падающего сокола, найденные в раскопках и на севере, и на юге территории Древней Руси. «Документ» Видевута – глиняные идолы – деревья Перкунаса (Перуна), найденные в глухой деревне под Калугой, а также стеклянные "мировые" деньги - бусины-"глазки", выловленные в Волхове под Новгородом. Можно было бы сказать, что это своего рода «паспорта»  королей древних племен - прутов и росов (кривичей), предков русских. Причем, очень «объемные» паспорта, с огромнейшей информацией об их «владельцах». Это такие необыкновенно содержательные документы, для прочтения и описания которых требуется очень много времени и самых разнообразных глубоких знаний и очень много современных  бумажных страниц. А кроме того, они же еще – и «фотографии» - иллюстрации той далекой жизни со всеми ее материальными и духовными атрибутами, подробный рассказ о местах обетования наших древних предков, и, что немаловажно – «юридические подтверждения» законных исторических прав наследования и правления  землями и народами,  которыми они  владели и  управляли и по праву наследования «от богов»  передали это управление династиям Рюриковичей и Романовых. Но об этом – ниже.
         Не удивительно, что род Скьёльдунгов, из которого вышел Рорик Ютландский, почитал бога Одина – ведь он был их предком. Но неизвестно, кто был "автором" этого бога язычников. Мы знаем, что король кимвров Видевут дал своему народу триаду богов во главе с Перкунасом  (Перуном). То есть, Перун – это его «идеологическое» творение. Позаимствованное у древних римлян. И хотя кто конкретно дал Скьёлдунгам и другим  североевропейским королевским родам их «праотца» Одина, мы не знаем, но его «кривизна» ведет прямо к его "прообразу" - древнеегипетским богам Гору и Сету.
       Гор  (египетский — «высота», «небо», а также — «недостижимый», «тот, кто высоко) — бог неба и солнца в облике сокола; в облике человека с головой сокола или крылатого солнца. Гор родился чудесным образом от Исиды и Осириса. Убитый дядей Сетом отец явился к Гору с требованием вступить в борьбу за престол, что Гор постарался исполнить. Сводным братом Гора был бог мумификации Анубис, по одной версии, рождённый его тёткой Нефтидой от Осириса. Опасаясь гнева своего мужа Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила. Супруга Гора — Хатхор (в египетской мифологии богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия, веселья и танцев). В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селкет, богиня смерти, выступает как жена бога Гора. У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица.
        Гелиопольский (Гелиополь – древнейший город в Древнем Египте) миф об Осирисе включает историю зачатия и рождения Гора. С помощью Анубиса или Тота Исида собрала воедино разрубленное Сетом тело супруга Осириса, а Анубис забальзамировал его, сотворив первую мумию. Согласно одной версии, Гор рождён или зачат до смерти своего отца; по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Превалировала теория, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешённого ненадолго Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. От этого действа родился слабый второй сын Гарпократ (по незнанию Плутарх форму Гора выделил в отдельное божество). Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис (егип. «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта»), где родила Гора.  Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца».
         Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником Осириса. Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов. Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око уаджет. Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору править царством живых.
          Но Один – это не Гор, а, скорее, злодей Сет. В древнеегипетской мифологии это бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далёких стран и чужеземцев.
         Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, братом Осириса, Исиды и Нефтиды. Последняя также приходилась ему женой, от которой, по одной версии, у него родился сын Анубис. Согласно все той же Гелиопольской космогонии, он появился на свет, выскочив из бока матери Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать никаких важных дел. Издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой.
           Самое раннее изображение бога выявлено на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Накада I – около четырех тысяч лет до н.э.
1. Сет изображается, как правило, с головой осла или трубкозуба. С длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).
2. Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.
3. Известен миф, в котором Сет плюнул в глаза Гору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).
4. Изображения «зверя Сета» сохранилось на булаве царя Скорпиона. В египетском языке иероглиф «зверь Сета»
5. Был идеограммой, которая служила детерминативом к таким словам как «дикий», «злой», «свирепый». В более поздние эпохи создание, похожее на описание «зверя Сета», упоминается в арабских текстах как «салава».
          Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл.


                5
         
           Как уже упоминалось выше,  согласно древнеегипетской мифологии, супруга Сета Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его жены Исиды, зачала от него сына Анубиса (по другим версиям — отцом Анубиса был Сет или Ра). Опасаясь гнева супруга, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида. Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 70-ю заговорщиками. На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил. (Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами). Трон занял Сет.
         Услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Ей во всём помогала Нефтида, бежавшая от Сета. Обретя тело Осириса, женщины спрятали его в болотах близ города Буто, чтобы оплакать. Но Сет нашёл и разрубил тело брата на 14 (или 16, или 18) частей, а затем разбросал по Дельте. Исида тайно родила от Осириса сына Гора и, чтобы уберечь его от гнева Сета, положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца».
          Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уаджет; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Осуждённого Сета, обернувшегося пантерой, боги решили сжечь, а Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и калёным железом выжег на шкуре свой знак.
           Когда Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.
         Что же могли искать в античной религии Египта и Рима варвары, стремящиеся завладеть в кровавых сражениях и бесконечных переходах лучшими для себя землями? Не просто легенды – они искали то, что им было особенно нужно – богов, которые покровительствовали царской власти и давали ей законное наследование обладания народом и землей. В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.
        С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций. После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например, как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с Третьего переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Гора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.
           Главная примета бога Одина – он кривой, без правого глаза. Но без глаза был бог Гор. И это стало легендой об Уаджете — древнеегипетском символе, левом соколином глазе бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы Луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия. Интересно, что в это же время появились (или уже существовали) стеклянные бусины с «глазами Гора» - деньги, которые имели такой же курс, как арабские серебряные дирхемы. То есть, одна дирхема-одна бусина- цена одного раба. Русский летописец-монах, который увидел эти бусины в реке Волхов на Старой Ладоге, был поражен их красотой и предположил, что они были посланы людям с неба. И это именно так, поскольку стекло и бусины имели сакральное «происхождение» и значение еще со времен Древнего Египта и, «упав с неба», завладели людьми и стали править миром наряду с царями.
      От «призвания» египетских, греческих и римских богов к себе «на службу» вожди древних племен ожидали не только покровительства в войнах, охоте и хлебопашестве, но – самое главное – родового имени и подтверждения законного наследственного права на власть. Если она законная – от бога, то она оправдывает все.
       Можно предположить, что кимвры, потерявшие надежду стать римлянами, избрали себе бога с похожим именем и «северной, морской, биографией» - бога-мученика из Тартар Крия (Криоса) и стали кривичами и прутенами, а их победители на Ютланде, даны, выбрали себе двух богов – Гора и Сета, воплотив его в одного «своего» - Одина, яростного безумца-мудреца без правого «лунного» животворящего глаза.