Хендрик Тербрюгген... Меланхолия

Алексей Гончаров2
­­­­­"Мальчик с трубкой".


Особую группу в искусстве Голландии XVII века, называемого Золотым веком голландской живописи, составляли так называемые утрехтские караваджисты. В отличие от основной массы художников протестантской Голландии, жители Утрехта остались в лоне католической церкви и долгие годы поддерживали связи с центром католицизма и изящных искусств — Римом. Здесь охотно работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Связь с Римом и новым течением в искусстве — караваджизмом — унаследовали именно утрехтцы. Некоторые из них десятилетиями жили и работали в Риме — Хонтхорст, Бабюрен, Тербрюгген. К тому же Тербрюгген встречался в Риме с самим Караваджо, видел его произведения и изучал их.

Коричневый полумрак борется с теплым светом от свечи, градиент от темного к дневному, понятные сюжеты и по-домашнему родные, отсутствие персонажей-небожителей и реалистичные образы людей – все это полотна Тербрюггена. Критики отдают должное его упрямству в продолжение классической итальянской школы живописи первой половины эпохи Барокко с тонким намеком на собственный вкус и долю маньеризма.

Хендрик Тербрюгген (Terbrugghen, Hendrik) (1588–1629), нидерландский художник, один из лидеров караваджизма во внеитальянской живописи.

Родился, скорее всего, в Гааге в 1588. В начале 1600-х годов учился в мастерской А. Блумарта в Утрехте. Около 1605 приехал в Италию, где жил (преимущественно в Риме) вплоть до 1614. Испытал влияние Караваджо и его итальянских последователей. По возвращении на родину жил и работал Утрехте. Был, наряду с Герардом ван Хонтхорстом и Дирком ван Бабюреном, одним из
так называемых утрехтских караваджистов, прививших стилистику великого итальянского художника-реформатора к традиции нидерландского искусства.

Зре­лое творчество художника отмечено большой цельностью. Тербрюгген писал картины на религиозные сюжеты и пояс­ные однофигурные композиции или сцены с несколькими персонажами, изображающие игру в карты, концерты, кава­леров с бокалами вина, женщин с музыкальными инструмен­тами — мотивы, обычные у Караваджо и младших современ­ников Тербрюггена, утрехтских караваджистов Геррита Хонтхорста и Дирка ван Бабюрена. Облик героев Тербрюггена не будничен, почти маскараден — художник обла­чает их в заимствованные у Караваджо и его итальянских последователей живописные наряды с широкими рукавами, в свободное пастушеское платье, в береты, украшенные пыш­ными перьями.

Худож­ник строил компози­цию из нескольких крупных, пластически выразительных фигур, выделяющихся на гладком фоне; с помощью интен­сивного контраста света и тени достигал повышенной реаль­ной предметности изображения.

Органично соединил заимствованные из Италии светотеневые эффекты и монументальность композиций с типически нидерландским чувством характерной детали. Хотя и создавал иногда модные в ту пору «ноктюрны», озаренные свечой (таков, к примеру, его хранящийся в Эрмитаже Концерт, 1624), в целом не любил слишком резких световых контрастов, виртуозно используя возможности рассеянного дневного света и размещая обычно фигуры не на тёмном, а на нейтральном фоне. Писал религиозные, мифологические и жанровые картины. Среди его лучших вещей – два парных Флейтиста (оба 1621, Государственные художественные собрания, Кассель); Распятие с Богоматерью и святым Иоанном (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Святой Себастьян под заботой Ирины и её служанки (Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, шт. Огайо), Спящий Марс (Центральный музей, Утрехт; все ок. 1625); Музицирующая компания (ок. 1627, Национальная галерея, Лондон), парные Смеющийся Демокрит и Плачущий Гераклит (обе 1628, Государственный музей, Амстердам).

Тербрюгген удалил отвлеченную риторику и аффектацию, свойственную картинам маньерис­тов. Ограничивая число участников действия основными героями, немногими, точно найденными жестами раскрывая смысл происходящего, характером освещения концентрируя внимание на главном, художник превращает религиозную картину в повествование о событиях из жизни простых лю­дей.

Органичнее всего эти две грани дарования Тербрюггена — живописный талант и лиризм — объединялись в изображе­нии музицирующих компаний, придавая «концертам» ху­дожника особую привлекательность.

Ритм силуэтов фигур, повороты, наклоны голов, переданное мимикой лиц и осве­щением настроение обладают музыкальной выразитель­ностью.

С полотен художника как будто доносятся звуки весёлой песенки («Концерт», 1626, Государственный Эр­митаж, Ленинград) или мелодия лирического дуэта («Кон­церт», 1628/29, Ледбери, собрание Батхерст). Особой красо­ты выражения достиг Тербрюгген в картине «Флейтист» (1621, Государственные художественные собрания, Кассель). Ме­лодия флейты, которую с серьёзной сосредоточенностью вы­водит юноша, кажется материализованной в струящихся потоках дневного света, объединяющих в гармоничный ак­корд светло-жёлтые, голубые и оливковые тона. Серебрис­тый колорит и созерцательное настроение этого произведе­ния предвещают поэтическое искусство Вермера Дельфтского.

Живопись Тербрюггена, отличающуюся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс, Вермеер, Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.

Бушевавшая по Европе эпидемия чумы не обошла стороной дом Хендрика. Он скончался в родном Утрехте, в возрасте сорока одного года, 1 ноября 1629 года, незабываемый и печальный. Поэтическая созерцательность его живописи сделала мастера одним из важнейших предшественников Я.Вермера.


        @