Правда и кривда кривичей

Татьяна Алексеевна Щербакова
   ПРАВДА И КРИВДА КРИВИЧЕЙ

                1


         Славянофилы предлагают искать славянского Рюрика. А за славянином ходить далеко не надо. Только в русской истории он появился за триста лет до скандинавского Рорика, враждебный данам (датчанам) и конечно будущему Рюрику – «успешному датскому конунгу». Точнее, его предкам, которые согнали с исконной земли обитателей Ютландии кимвров где-то еще  в пятом веке. (Вплоть до XX века полуостров нередко описывался как «Херсонес Кимврийский (Cimbrica)»). Имя этого легендарного человека – Видевут, король сказочных кимвров, предположительно, как сами они указывают, предок наших венценосных Романовых. Эта легенда стала в 17 веке  достоянием Бархатной книги, в которую  предок Романовых – Захарьиных-Юрьевых - Андрей Кобыла вошел как выходец  «из Немец», из прусской земли. В XVII веке в родословной Колычёвых появилось развитие этой легенды, составленное герольдмейстером Степаном Андреевичем Колычёвым. По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца.
        Против этой легенды в 18 веке выступал как раз тот самый Август Шлётцер,  яростный противник Михаила Ломоносова. Но тут против него выступила уже сама Екатерина Вторая, и  данная версия происхождения Андрея Кобылы попала и в «Русский Гербовник», изданный сразу после ее смерти в 1797 году.
         Легенда может представлять большой интерес не только  в смысле «идентификации» Романовых, а и в смысле исторического пути таинственного народа – предшественника русских. То есть, она может быть связана с той самой «дорюриковской» эпохой, о которой у нас практически не осталось никаких письменных документов.
        Но сначала – о более поздней политике сохранения версии. Если императрица это сделала, то что она «пропустила» или, напротив, предпочла оставить?  Общее место происхождения Рюриковичей- Скьёлдунгов и Романовых  – «Видевутовичей»? Но первые  тут выступают как победители - захватчики, а вторые – как побежденные изгнанники, а, значит, как исторические и политические антогонисты. Именно так оно и было у данов и кимвров-кривичей-пруссов, чьим королем был  легендарный Видевут. Спустя 13 веков, Петр Третий засобирался на войну именно с Данией, воевать за свое территориальное историческое наследство, но погиб. Впрочем, война за Шлезвиг-Гольштейн  была  практически беспрерывной и  кончилась лишь в двадцатом столетии. Так что Видевут (который был к тому же колдуном) хотя и ушел  из Ютландии и увел свой народ, но раздор тамошним  племенам оставил на века. Екатерина Вторая ловким политическим ходом вышла из этой  тяжкой чужой историко-политической игры, ну а Петру Третьему в Видевута «поиграть» не дало его окружение.
        Предположительно, Романовых-Захарьиных-Юрьевых, ставших в 1762 году Романовыми-Готторпскими-Голштинскими, можно было бы назвать еще и Видевутовичами? Древними врагами датчан, согнавших их с исконных земель. Конечно, и  божественного рода Скьёлдунгов, из которого вышел  Рорик Ютландский – «наш» Рюрик. Не потому ли и восстал пртив версии родства Романовых с  кимврским королем Видевутом немецкий историк  Шлётцер, не желая обнародовать возможный повод для «вендетты» между  Рюриковичами и Романовыми из-за исторической легендарной трагедии раннего средневековья между двумя племенами на территории Ютландии (Дании)? Но, как видим, Екатерина Вторая этого не убоялась – ведь еще в 17 веке путем страшной Смуты и политических интриг Романовы все-таки одолели Рюриковичей и сами сели на русский престол.
            Возможно, народ (группа племен), который был изгнан данами из Ютландии и поселился на  землях  нынешних  Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы, а также Варминско-Мазурского воеводства Польши ( в северной ее части) – тот же, который  позже  расселился и на территории будущей Северной Руси – в районе  Старой Ладоги и Новгорода – кимвры-кривичи?
        Ученые говорят, что кривичи - одно из самых загадочных племен наших предков, прямые предки белорусов и частично русских. Хотя их археологическое наследие хорошо изучено, ученым все еще предстоит разгадать много загадок, которые таят в себе прямоугольные курганы кривичей, которые встречаются тут и там от верховий Немана до Великого Новгорода. Вот это пресловутое «тут и там» никак не оформится хотя бы в какую-то карту   продвижения этого народа на северо-запад от Европы. Более тысячи лет остается загадкой, как  шли славяне к этой земле – откуда, по какому маршруту, сколько времени  и с какими  личностями во главе. Никакой хотя бы приблизительной карты, ни одной фамилии князя, языческого жреца – ничего! Одни научные гипотезы, да и то путаные.
             Итак, многочисленное племя кривичей в VII-VIII веках расселилось на территории современной Беларуси и северо-западных регионов центральной части России — на территории нынешних Псковской, Смоленской областей. На востоке они граничили с финно-угорскими народами, на юге — с другими восточнославянскими племенами (древляне, полочане), на западе — с балтами (голядь, считаются предками населения Центральной России с Москвой).
        Сейчас предполагается, что полочане (которые также  стали называться кривичами) – «чистые» славяне, а кривичи – народ смешанного балто-славянского (полочанского) происхождения. Считается даже, что косвенно на это указывает и название племенного союза: советский лингвист Г.А. Хабургаев считал, что балтийские соседи полочан называли себя «крийва». Другие ученые связывают его с русским корнем «крив», говорят:  то ли вождь племени были кривой, то есть одноглазый, или с проблемами с позвоночником, то ли ландшафт, в котором жили кривичи, был кривым, то есть холмистым. Однако в древнеславянском языке слово «кривь» —  не просто кривизна, искривление. Специалисты утверждают, что оно  имело метафизический смысл, обозначало темную сторону естества. Еще одна балтская версия происхождения этого этнонима - у балтийских язычников был верховный жрец и руководитель церкви, почти что «патриарх», и его титул назывался Криве Кривайто. Он жил в Ромуве — религиозном и политическом центре балтских племен, который находился на территории современной Калининградской области (Кенигсберг). Как предполагают специалисты, возможно,  название кривичей связано именно с этим титулом. Но что самое удивительное – все версии могут быть верны, если их соединить и найти исходное. Чего, к сожалению, до сих пор никто еще не сделал.


2

          Точно таким же таинственным, как кривичи, считается  племя  кимвров, уроженцев полуострова Ютландия, которые  самыми первыми из числа варваров напали на  Западную Римскую империю еще во втором веке до н.э., изгнанные, предположительно,  наводнением из-за наступления Северного моря, в поисках пригодной для проживания новой земли преодолев две тысячи километров по территории Европы. С того времени начались «европейские приключения» этого народа, закончившиеся  там, куда через полтысячи лет привел их король Видевут и его брат-близнец Брутен, - далеко от их родной Ютландии, откуда по возвращении они снова были изгнаны уже другими племенами, в том числе, нашествием данов, и ушли навсегда, обретя свою землю  далеко отсюда, создав сказочную Брутению (Пруссию).
           Недавно было высказано предположение, что кимвры относились и к предкам праславян из зарубинецкой культуры, так как предусматривается вероятность наличия выходцев из ареала зарубинецкой культуры в составе кимврских полчищ. То есть, еще до начала новой эры будущее  племя (пруссов) и будущих  восточных славян  имели единый корень и единые устремления в обустройстве на тех или иных территориях?
        Из исторических источников следует, что примерно в 120 году до н. э. кимвры вместе с тевтонами (своими соседями  по Ютландии) и амбронами (племя, проживавшее на землях современной Швейцарии) двинулись на юг и в районе долины Дуная вступили в контакт с римлянами. Одержав в 113 году до н. э. победу над римлянами при Норее в Норике, прошли затем на север в Галлию, где нанесли римлянам ряд поражений (в 109, 107, и самое тяжёлое — при Араузионе в 105). В Испании, однако, они получили отпор от местных племён — кельтиберов.
        В 102 году до н. э. кимвры двинулись на Рим, но в 101 году до н. э. были разгромлены при Верцеллах войсками римского полководца Гая Мария — так же, как за год до этого были разбиты племена тевтонов, их союзников.
         Вот что точно – это описание в сохранившихся документах ожесточенных войн кимвров с римлянами за право поселиться на  лучших европейских землях в 120-101 годах до нашей эры. Это вторжение считается «первой волной» нашествия варваров на Древний Рим. Шесть раз  кимвры, тевтоны и амброны нападали на Рим, стремясь захватить земли Галлии, но в итоге были побеждены. В исторических описаниях говорится, что от этих племен после ожесточенных боев  остались лишь десятки людей. Правда ли это, неизвестно, но  после этих сражений имена кимвров, тевтонов и амбронов исчезли из истории. Однако имя тевтонов присвоили себе рыцари христианского немецкого Тевтонского ордена, на основе которого было впоследствии создано государство Пруссия, не имевшее никакого отношения к древнегермано-(славянскому?) племени кимвров. Имя амбронов осталось в обиходе римлян как ругательство в память об ужасных войнах. А имя кимвров осталось в названии  Ютландии  «Херсонес Кимврийский (Cimbrica)».
        Приглашенные ко двору Романовых немецкие историки и Михаил Ломоносов настойчиво пытались понять, как жила дорюриковская Русь, выдвигая свои политически приоритетные - национальные версии. Но искать надо, видимо, не в густых лесах и даже не  на обходных торговых путях, скрытых в этих непроходимых дебрях, а в Европе, в самом центре исторических событий, отмеченных  действительно существующими документами. Когда ни европейские страны в их сегодняшнем виде, ни современные национальности (русские, англичане, французы. немцы, итальянцы и т.д.) еще не сложились, а все смешалось в этом епропейском доме, орошаемом кровью то победителей, то побежденных. И грозные боги-громовержцы испытывали людей холодом, голодом, чумой, проказой, смертью. Это были такие страшные времена, которые даже трудно поддаются осмыслению, и непонятно, как выжило человечество и осталось человечеством, пройдя через такие нечеловеческие испытания.
        Пытаясь приспособить национальный вопрос к политическим событиям, самые различные личности с некоторых пор использовали и  используют совершенно порочную идею преимущества «цивилизованных» европейских национальностей перед  другими. Еще «Повесть временных лет», описывая нравы древлян,  выставляет их, в противоположность  полянам, народом диким: «древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця». Эта  предвзятость древнего летописца подмечена современными специалистами, отметившими, что такая ужасная характеристика могла быть вызвана не только политическим противостоянием полян и древлян в IX — первой половине Х вв., но и взглядами летописца-христианина на обычаи языческого периода. То есть, он обругал все племя древлян, которые убили князя Игоря за излишнюю корысть в собирании дани, ну и похаял чуждую ему религию. Забавно, что современные угодники политических  предпочтений  используют этот  прием  необъективного летописца и срамят древних русских за их «неевропейский», дикий, образ жизни.  И домов-то каменных у них не было, и одежды красивой, и посуды… Даже хлеб сеять и скот разводить правильно не умели. А эти люди, между прочим, потомки тех, кто побеждал высокоразвитых «благополучных» римлян и всему у них научился. И поди разберись, кто  под какими племенными именами, перемешавшись,  расселился на территории Северной Руси в раннем Средневековье – кимвры, тевтоны, амбры, анты, гунны, готы?  Побежденные племена меняли имена, скрывались и растворялись среди других племен, продолжая вместе с ними искать для себя землю для проживания. Известно, к примеру, что славяне воевали и в войсках гуннов, и в войсках готов, но сохраняли  свои коренные традиции. Об этом есть документальные записи древних историков. Например, о том, как жили славяне в гуннском лагере Аттилы – с банями, квасом, медом и красивыми девушками.
            Но если любой народ поставить в невыносимые условия, то он поневоле одичает. Исторические документы и легенды говорят, что кимвры все-таки не исчезли,  а, «походив» полтысячи лет по Европе в поисках земли, подходящей для проживания, претерпев  тяжелые поражения в попытках  обосноваться  в теплых благодатных «римских» местах (именно благодаря теплому погодному оптимуму, в котором пребывал Рим на протяжении  600 лет, ему удалось завоевать  почти всю Европу и сделать ее своей колонией, европейским «третьим миром», пока не началось  двухвековое похолодание и Великое переселение народов, перед которым Римская империя не устояла),  пришли на родину, в Ютландию. Но изгнанные данами, нашли себе новое место и обосновались там, построив в 6 веке знаменитое языческое святилище Ромува или Ромов на полуострове Самбия, в пятистах километрах от родной Ютландии.
        Первое упоминание о нем встречается в «Хронике Прусской земли» (1326) Петра из Дусбурга. О религиозном центре пруссов пишет в «Польской истории» (XV век) Ян Длугош. Подробное описание Ромувы дает Симон Грюнау в «Прусской хронике» (1529). Согласно его записям, прусские герои Брутенис и Вайдевут основали Ромуву в 523 году.
         Видевуто и Брутено были королями кимвров (кимвры, кимбры, киммеры (лат. Cimbri) — древнегерманское племя, содержащее значительный кельтский компонент) и, будучи изгнанными готами со своих исконных территорий, прибыли с людьми по морю к устью Вислы в Улмиганию. (Пруссы называли свою землю «Островное царство»  - «Ульмигания», «Ульмигерия», «Ульмеригия» в готском варианте). Это полуостров Самбия. Занимает весь Калининградский полуостров (также Самбийский/Земландский полуостров) Балтийского моря — до реки Прегель (нем. Pregel, ныне Преголя) на юге, Деймы на востоке. Главный город — Кёнигсберг (ныне Калининград).  Название происходит от прусского племени самбов). До Новгорода отсюда  800 километров. Обнаружив там довольно примитивную культуру без городов и агрикультуры, Видевут учредил здесь социальную организацию, светскую власть, и был избран «королём», назвав область Пруссией в честь своего брата Bruteno (Pruteno).         
       .
         

                3

        Получается, что  еще до начала христианства славяне смешались с германскими племенами – будущими пруссами - и вместе с ними пришли  на северо-запад Европы, где смешались с балтскими племенами. Потерпев поражение от Рима, они не забыли землю,  за которую боролись, желая  в ней обустроиться. И поэтому вероятнее всего Ромува (Ромов) – языческое святилище – названо   все-таки именем Рима. Готы (V век) и некоторые германские историки (вплоть до XIV века) именовали западную часть прусских земель Витланд или Вейделант («страна мудрецов»), возможно, как-то связывая это название с прусским святилищем Ромов, имевшим общебалтское значение.
           Брутен  основал главный прусский культовый центр в Ромове и воздвиг там «жилище» для богов Патолса, Потримпса и Перкунса (Перкунаса), сам же стал первым верховным жрецом Криве-Кривайтисом (criwo cyrwaito). Та же триада богов была изображена на знамени Видевута и на священном дубе в Ромове, причём Патолс и Потримпс (Тримпс) составляли божественную пару близнецов, земным воплощением которой были, по-видимому, Видевут и Брутен.
     У Видевута было двенадцать сыновей, вероятно от двух жен, одна из которых была аланкой, другая "бо русской", их имена: Саим (или Заир), Надр, Суд, Славн, Нактанг, Барт, Галинд, Варм, Гог, Помес, Кульм и Литовт (или Литолянос). После смерти своего отца они разделили земли молодого Прусского государства между собой. По другим источникам, у Видевута было только четыре сына. В 573 году Видевут и Брутен решили разделить Брутению между наследниками. Видевут передал своему сыну Литтпо страну Литауэн (Литву), Замо поручил во владение Земланд (территория Калининградского полуострова). Получили части страны и ещё десять сыновей, а также три дочери Видевута. Был выбран новый верховный жрец - Брудано. После этого братья совершили ритуальное самосожжение ("были призваны богами").
         Святилище находилось в роще, под открытым небом. Стен вокруг не было. В центре рос большой дуб с такой густой кроной, что она не пропускала ни капли дождя. Средневековые авторы отмечают, что дерево было вечнозеленым. Вокруг него была натянута ткань, за которую могли заходить только криве и старшие жрецы-вайделоты.
          Внутри дуба в отдельных дуплах стояли изваяния троих главных прусских богов — Патуласа (Патоласа), Перкунаса, Патримпаса, а рядом были прикреплены особые знаки или символы богов. Перед идолом Перкунаса горел «вечный», поддерживаемый жрецами огонь, считавшийся святым. В нем сжигались жертвы. Для поддержания огня использовали только дубовые дрова. Символом Патримпаса была змея, которая жила в корзинке и питалась приносимым жрецами молоком. Рядом с идолом Патоласа лежали черепа человека, лошади и коровы. Типологически это святилище сближается с языческим храмом в Уппсале, а также со святилищем Перуна в Новгороде. Точное число служителей культа неизвестно, источники свидетельствуют, что их было «много».
       Исследователь литовской (и шире — балтийской) религии и мифологии Г. Береснявичус полагает, что количество жрецов было велико, поскольку один служитель культа физически не мог выполнять все функции. Старшие жрецы, кривисы (криве), были инициаторами различных религиозных церемоний — они основывали святилище, разжигали «вечный», негасимый огонь, давали предписания людям.
Верховный жрец кривис кирвайтис (krivis kirvaitis, нем. Criwe) пользовался уважением правителей, знати и простых людей, его власть распространялась на все балтийские земли во время войн с Тевтонским орденом. Кривисы приносили богам треть военной добычи в случае удачного похода.
        Петр из Дусбурга отмечает, что кривис был настолько уважаемым человеком, что послы его, несшие особый знак — кривуле (кривую палку, либо жезл), получали любую помощь на землях балтов и принимались с почетом. Когда верховный жрец умирал, из числа наиболее уважаемых жрецов выбирался новый кривис.
       Рангом ниже были вайделоты. В крупных святилищах — таких, как Ромува, они поддерживали огонь, принимали и приносили жертвы, учили молодежь законам и рассказывали им о богах. В общинах совершали ритуалы, организовывали религиозные праздники, нередко выступали судьями в тяжбах.
          Вайделотами могли быть как мужчины, так и женщины. За огнём часто следили девушки (подобно римским весталкам) или вдовы. Их называли вайдилес, вайделутес.
             В обязанности жрецов входило следить за священным огнём после того, как его разжег кривис. Если огонь по недосмотру гас, жрец платил за это своей жизнью.
            Согласно немецким хронистам, Ромува была не только религиозным, но также культурным и политическим центром. Сфера её влияния включала не только Пруссию, но также земли литовцев, куршей и земгалов. Из соседних земель в святилище присылались жертвы и прибывали паломники. Здесь проходили военные сборы пруссов, здесь же хранилась прусская «казна».
         Значит, кривис – не имя какого-то одного важного жреца прусского святилища Ромува, а всего лишь обозначение статуса, должности. И возможно предположить, что, как и название Ромува произошло от Рима, так и название главных жрецов святилища произошло от имени народа  кривичи, которые были и кимвры (ютландцы), и праславяне, и балты (голядь). А в 113 году до нашей эры одержали победу над римлянами.
           Ученые утверждают, что о кривичах как племенном союзе убедительно свидетельствуют данные археологии.  Сейчас официальными являются  выводы ученых о том, что кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племенных объединений, по всей видимости, по мере своего постепенного расселения на восток ассимилировавшие значительную часть древнебалтского, а позднее — некоторое количество финно-угорского населения. Они занимали не только север Белоруссии, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья, Псковщину и Смоленщину, а также западную часть нынешних Тверской и Московской областей.
           Этот народ ( если он - потомок кимвров) всерьез собирался овладеть древним Римом еще до его христианизации, во времена, когда там поклонялись античным богам, и собирался … поклоняться этим же богам? У этого разгромленного римлянами племени родилась  идея – построить свой Рим на противоположном, холодном, но свободном конце земли. Возможно, эта идея была тайно «подарена»  язычникам мудрыми римлянами вместе с «копиями» их античных прославленных богов, скопированных с  древнегреческих справедливого Гора и злобного Сета? Возможно, такой проект существовал, был продуман римскими императорами и «подарен» близнецам Видевуту и Брутену вместе с легендой о возникновении Рима и его античными богами? Но сначала  кимвры и праславяне должны были обрести единое имя. И они его обрели – возможно, кривичи, но от кого?
       А не спрятано ли в образовании этого слова, помимо «кривизны», и  другое – кимвры, название древнего варварского племени, побеждавшего римлян? Уж очень похоже слово «кривес» – жрец в Ромува – на слова «кимвр» и кривич. Может быть, это древнее племя бережно  несло в себе историческую память  о своих  боевых свершениях и воплотило эту память в названиях на  вновь обретенной земле – на «островном царстве мудрецов»? Ромува – Ромул и Рим, кривес-кривайтес – кимвры – кривичи. И уж потом здешних поселенцев стали называть пруссами по имени страны от имени  верховного жреца Брутена - Bruteno (Pruteno).