Кто ты, Иероним Босх?

Ирина Цаголова
Размышления перед полотном "Сад земных наслаждений"

...хаос не до конца развоплощённых людей, поражаемых, как проказой, грехами - до такой степени привычными, что все  персонажи выглядят апатичными. Картина Босха - это притча, это мир, лишённый гармонии. Царство Хаоса, тлена, антигармонии в ещё не до конца развоплощённом мире, где грех привычен, скучен и победоносен.
ТО, что названо " садом земных наслаждений" по сути пустыня духа, голод обезбоженного человечества, обострённый жаждой самых извращённых наслаждений, перемешенный с умирающим чувством вины...
Человек на полотне атомизирован на тысячи вожделений, грязь которых должна была бы оттеняться светлыми далями Рая. Но и Рай Босха пронизан болезненностью, будто он грёза эпилептика. Начало человеческой истории, по Босху, лишено совершенства замысла Творца. И зудит, зудит навязчивой мухой в голове вопрос:" Был ли совершенен тот, кто всё это создал?" А что, как моральное чувство изначально отсутствовало в сапиенсе?.. Тогда ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Тогда КТО ТОТ, КОТОРЫЙ его, человека, ТАКИМ сотворил?.. И спасительная формула " ЗЛО есть отсутствие добра" оказывается на деле не спасительным плотом, но соломинкой.
Тягостное впечатление усиливается итоговой частью триптиха - адом. Апокалиптические мотивы: ничто темноты пожирает обугленный грешный мир. Разве это не вызывает в вас чувство узнавания городов нынешнего " цивилизованного времени", где кристаллизация вырождения человечного в человеке явственно обнаруживает его судьбу?
Наслаждение у Босха равно греху. В этом фатальность, трагизм человеческого существования.
Полотно - воплощённая шизофазия. Глубоко поражённое в праве на спасение человечество греха и распада мало похоже на детище Божье...
  Это - полотно,восставшего против лже-ценностей общества, где нет места чистоте и надежде. Это полотно, утилизирующее духовные ценности и скрепы Отца.
  Это полотно - символ распада, аннигиляции высшего, картина мира БЕЗ БОГА, без Благовещания,без совести, без покаяния, - без ЖИВОГО чувства вообще.
  Эта картина - отчаяние, крик одиночества художника без надежды на Спасение. Мир обмана, хохочущего морока Великого Инквизитора ( и того, КТО В НЁМ), где люди не способны осознать, что их ЖИЗНЬ - УЖЕ ИЗНАЧАЛЬНО АД.
  "Если нет Бога, кто спасёт человека?" - вот ужас, фатум и приговор человечеству, предвосхищённый Босхом задолго до Ф. Ницше. "Бог умер!: - провозглашает Ницше и тут же создаёт светлую перспективу:" Человек должен спасти себя САМ!" Человек у него преодолевается СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ.
Босх глубже, трагичнее и безнадёжнее Ницше: Не Бог умер, нет! Но БОГ УМЕР В ЧЕЛОВЕКЕ! Согрешил, так иди и мучайся своей виной... И уже нет, нет СПАСЕНИЯ, да и не может быть. Рождение трагедии из духа отступничества.
  "Сад земных наслаждений" - апофеоз иудова предательства и прощания с Богом. В следующее мгновение - полное непроглядное Ничто.