Зачем понадобилась политическая фигура знаменитого

Татьяна Алексеевна Щербакова
  ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛАСЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИГУРА ЗНАМЕНИТОГО ВАРЯГА ЧЕРЕЗ 1000 ЛЕТ?


               

                1

         Таинственный Рюрик, древний варяжский «король» дохристианской Руси, вот уже более  тысячи лет тревожит воображение людей. И до сих пор неизвестно, кто же он, откуда пришел и как сумел остаться одним из главных лиц в истории человечества. Просто невероятно, но реальная личность  этого легендарного героя неизвестна, и мы не имеем ни его биографии, ни достоверной информации о его жизни и деятельности. Человек, создавший будущую великую страну с тысячелетней историей, правящую в ней многовековую династию Рюриковичей, остается для нас фантомом.
       Однако с некоторых пор густой «скандинавский», варяжский, туман начинает рассеиваться, и на историческую сцену пока что еще медленно выступает реальная личность  Рорика (Рёрика) Ютландского, родившегося после 810 года. Это один из наиболее успешных датских конунгов (князей) на службе у Каролингов, властителей самого большого государства в Европе  в третьем-девятом веках, Франкии. Упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841—873 годы. В Ксантенских анналах к нему прилагается прозвище «язва Христианства».
           Вот как сегодня пишут о нем информационные источники: «В ранней молодости Рёрик находился в тени своего дяди (старшего брата) Харальда. Вместе они были изгнаны из Ютландии и жили грабежом фризских берегов. В 841 году они выступили на стороне Лотаря против его отца Людовика I Благочестивого , а после смерти Людовика были вознаграждены уделами в земле фризов.
        Лотарь использовал верных ему норманнов как орудие в борьбе с братьями — Людовиком II Немецким и Карлом II Лысым, которые не оставляли планов овладения Нижними землями. В начале 840-х годов резиденцией Рёрика служил остров Виринген, а его дядя (брат) обосновался на Вальхерене. Богатый город Дорестад, похоже, находился в их совместном владении.
          После заключения с братьями Верденского мира в 843году Лотарь, по-видимому, избавился от необходимости держать в Дорестаде норманнских наёмников. В 844 году Рёрик с дядей (братом) были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался (по другим сведениям он прожил до 852 года). Рёрик бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы.
        В 850 году Рёрик при содействии своего двоюродного брата (возможно племянника) Годфреда Харальдсона отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. По совету приближённых Лотарь пошёл с ним на мир с условием, что Рёрик будет ограждать северные земли Лотаря от набегов датчан. Едва ли Лотарю пришлось раскаяться в своём решении: за время правления Рёрика хронисты упоминают только два набега норманнов на Нидерланды. Бертинские анналы сообщают по этому поводу: «Рёрик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял его в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства».
        Во время правления Рёрика в Дорестаде и Утрехте там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что свидетельствовало о вассальном положении Рёрика по отношению к франкскому императору. Пределы его владений в эти годы установить довольно сложно. Из источников следует, что Рёрик господствовал в Кеннемерланде, в Гендте на Ваале и на Зеландских островах. Утрехтский епископ Хунгер перебрался за пределы владений Рёрика, в Девентер.
        В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рёрик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным. Три года спустя анналы сообщают о его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер — возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю».
По версии некоторых учёных, около 857—862 годов Рёрик покорил славян-вендов. В «Деяниях данов» Саксона Грамматика сообщается, что датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рёриком Ютландским, разбил флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принудил напавших славян платить ему дань после ещё одного морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец датируется исследователями VII веком, и он, возможно, ближний предок Рорика, о котором идет речь.
         Завоевания Рёрика в Ютландии не были долговечными, ибо в течение десяти лет они вернулись под власть датского конунга. Между тем остров Бетуве вместе с Дорестадом и Утрехтом был атакован датскими викингами — возможно, как возмездие за нападение Рёрика на Хедебю. В 863 году датские драккары были пропущены Рёриком вверх по Рейну в Рейнланд, где они разграбили и выжгли старинные города Нойс и Ксантен. Хронисты винят в этом нападении Рёрика.
         Реймсский архиепископ Хинкмар откликнулся на события 863 года двумя посланиями. В письме к Рёрику он призывал его не давать приюта фландрскому графу Балдуину I, который сбежал с королевской дочерью. Во втором послании, адресованном утрехтскому епископу, Хинкмар советовал ему наложить на Рёрика епитимью за сотрудничество с варварами. Из этих писем следует, что к тому времени Рёрик уже принял христианство.
        В 867 году во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рёрика на время покинуть её пределы. Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 году Рёрик вновь правил Фризией как «король варваров» (barbarorum rex). За год до этого умер Лотарь II, и Рёрик поспешил в Нимвеген для переговоров с унаследовавшим его земли Карлом Лысым. В 872 году они вновь встречались, на этот раз в Маастрихте. О содержании переговоров хронисты не сообщают.
         Последнее сообщение о Рёрике связано с тем, что в 873 году он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. В Маастрихте его сопровождал Рудольф Харальдсон — по-видимому, племянник. В следующие за тем годы хронистами упоминается один только Рудольф. О том, что Рёрик умер до 882 года, можно судить по тому, что в этом году Фризия была передана под управление другого датчанина — Годфрида Фризского.

                2

               Очень  подробное описание Рорика-Рюрика после тщательного изучения вопроса мы встречаем у современного  российского ученого-историка Е.В. Пчелова. Он пишет: «Личность Рюрика, основателя древнерусской княжеской династии, всегда привлекала внимание исследователей. Сведения о нем, содержащиеся в русских летописях, крайне скупы. О Рюрике сообщается лишь в связи со сказанием о призвании варяжских князей под 862 г. - старший из трех братьев, Рюрик, становится князем в Ладоге или в Новгороде, а после смерти двух младших братьев присоединяет их владения к своим и раздает "мужам" города. Под 879 г. летопись сообщает о смерти Рюрика и о том, что его сын Игорь, который был на тот момент еще маленьким ребенком, остался на попечении нового князя Олега. Столь скупая информация в сочетании с сомнениями в достоверности сказания о призвании варяжских князей, заставляла считать Рюрика легендарной или полулегендарной личностью, которой порой отказывали в реальности».
         Публикации этого автора о Рюрике хорошо известны, они привлекают своей популярностью, то есть, доступностью  и подробностью пояснений. К примеру, Е.В. Пчелов напоминает, что Россия не имела и не имеет достоверных письменных источников по этому вопросу, а вся история о начале Руси основывается на летописях, созданных лишь в 14 веке на основании народных сказаний. И сказаниям этим ко времени создания летописей было уже шестьсот лет! Куда как ценнее сохранившиеся подлинники европейских документов 8-го-10-го веков, времени призвания варягов и Крещения Руси. Но их пока что не хватает для того, чтобы иметь какое-то представление о реальности личности Рюрика. Однако с чего-то надо начинать, что и пытаются делать современные историки. Нужно хотя бы углубиться в биографию реального Рорика и, возмжно, что-то найти там.
       Прежде всего, это определить полное имя. Если руководствоваться версией Рорика Ютландского, то Рюрик – это имя. Отец Рорика, Хальвдан, принадлежал к клану Скьолдунгов, значит, полное имя этого человека могло быть:  Рорик Хальвдан Скьёлдунг, князь Ютландский, король Фризии.
       Теперь давайте расшифровывать это полное имя. Скьёльдунги (др.-англ. Scylding (мн. ч. Scyldingas); древненорв. Skj;ldung (мн. ч. Skj;ldungar)) — легендарная королевская династия народа данов, предков современных датчан. Иногда так же назывался их народ. В обоих языках фамильное имя образовано от слова «щит». Родоначальник династии и всего рода — Скьёльд. Свой род Скъёльдунги, равно как и прочие конунги скандинавов, вели от мифических героев и богов. Часть их «мифической» генеалогии можно проследить на примере «Саги о Хервёр», относящаяся к т. н. сагам «о древних временах» и повествующая о действиях чуть ли не V—VI веков н. э. В саге рассказывается история берсерков, согласно мифу произошедших от сына бога Одина — Сигрлами. Подобно другим сыновьям Одина, Сигрлами являлся королём Гардарики, то есть территории будущей северной Руси. Ему наследовал его сын Свафрлами, первый владелец волшебного меча Тюрфинга, вокруг которого разворачивается действие саги. Дочь Сварфлами вышла замуж за потомка великанов Арнгрима, от которого у неё родилось 12 сыновей-берсерков, в том числе и король готов Ангантюр ). Ангантюр был женат на Свафе, дочери ярла Альдейгьюборга (Ладоги). От их брака родилась дочь Хервёр, которой и посвящена сага и которая, в свою очередь, имела сына Хейдрика — предка Ивара Широкие Объятья и Ауд Богатой — представителей рода Скъёльдунгов.
Одним из первых по времени известным представителем рода Скъёльдунгов являлся Ивар Широкие Объятия (Приобретателя или Многославного), имевшего дочь Ауд Богатую. Ауд была замужем несколько раз: одним из её мужей был Хрёрик Метатель Колец — прославленный герой скандинавского эпоса, от которого у неё был сын Харальд по прозвищу Боезуб. Харальд являлся конунгом данов и вел частые войны, из-за чего и получил своё прозвище. Погиб он, будучи стариком, в войне со своим племянником, конунгом Уппсалы Сигурдом Кольцо. Историки относят это событие приблизительно к 770—775 году. У Харальда Боезуба был сын Хальвдан, имевший, в свою очередь, четырех сыновей: Ануло, Харальда Клака, Регинфрида и Хемминга. Предположительно, именно Хальвдан в 782 году потерял свои владения и отправил посольству к королю франков Карлу Великому, чтобы выхлопотать себе лен во владение. Ануло и Регинфрид погибли в 810-х годах в стычках с врагами, известно о них очень мало. Хемминг, названный в источниках «христианнейшим», также погиб, но позже, в 837 году. Харальд Клак некоторое время был конунгом Ютландии, но бежал во Фрисландию, в область Рюстрингения, где и умер в 840-х годах. Также представителем рода был Рорик Ютландский, однако в каких отношениях он находился с Харальдом неизвестно (скорее всего, сын или племянник).
           А теперь давайте отвлечемся и вспомним грустную историю Михаила Ломоносова, которого при Елизавете Петровне, дочери Петра Великого, приговорили к смертной казни. Никто из простых обывателей не понимает, за что. По приговору - за хулиганство в стенах Академии наук, когда он ругался с немецкими учеными и показывал им неприличные жесты за то, что они, по его мнению, исказили русскую историю и при этом тратили немыслимые деньги из казны. Следственная комиссия под началом адмирала Головина, князя Юсупова и генерал-лейтенанта Игнатьева постановила, что за «неоднократные неучтивые, бесчестные и противные поступки по отношению к Академии и к Немецкой земле» Ломоносов заслуживает ни много ни мало, а смертной казни. Впрочем, чтобы не нагнетать обстановку, плаху почти сразу же заменили «всего лишь» на «лишение прав состояния, наказание плетьми и последующую ссылку». Фактически Ломоносов провёл в заключении семь месяцев – два в тюрьме и пять под домашним арестом. Императрица Елизавета Петровна сделала ловкий ход – признала его виновным, но до плетей дела не довела: «Адъюнкта Ломоносова от наказания освободить, но ежели он и впредь в таковых предерзостях явится, то поступлено будет с ним по указам неотменно». Немцам же в очередной раз всё сошло с рук. И сходило ещё долго – так, уже после смерти русского учёного историк Август Людвиг Щлёцер распространял по Европе байки о том, что Ломоносов был плагиатором, виной чему его «варварская гордость, тщеславие, горькое пьянство и грубое невежество».
        Но почему же русские цари так сурово отнеслись к Ломоносову, едва не лишив его головы, и закрывали глаза на проделки немецких ученых, выступавших против русского патриота? А когда он умер в 1765 году, то  двенадцатилетний наследник престола Павел, сын Екатерины Второй и  Петра Третьего, сказал во всеуслышанье:  «Что о дураке жалеть – казну только разорял и ничего не делал». Но именно эти обстоятельства, как ни странно, должны нам  шире открывать глаза на далекую правду о Древней Руси и о призвании в нее варяжского Рюрика и о его происхождении. И вот в таких фактах  проявляется то, о чем принято говорить в народе: «Правда глаза колет». Не был ли гнев Елизаветы Петровны вызван  не только неуважением Ломоносова к немецким ученым, но и (тайно)  тем, что он давал отмашку датчанину Рорику, возможно,  предку ее матери, Марты Скавронской (предположительно шведки)? И тем более, что в это время Елизавета уже предназначила русский трон датскому «принцу» - Петру Третьему, своему племяннику, внуку Петра Великого. И не ее ли стараниями немецкие историки  усиленно развивали норманскую  тему  в истории Древней Руси? Чего не смог учесть Ломоносов и поплатился за это.
      

                3

       Ломоносов настаивал на том, что русское государство существовало до Рюрика, и его название Русь не имеет отношения к Швеции. Многие ученые и сегодня считают, что главная заслуга М.В. Ломоносова состоит именно в том, что он впервые в науке показал научную несостоятельность норманской теории, через призму которой еще сегодня трактуют начальную историю Руси. Однако Ломоносов настаивал на происхождении  русских славян от одного корня с древними пруссами -"видевутовичами", к коим причисляли себя Романовы  по своей родословной. То есть,
в плане владения (или перспективами владения) территориями Романовым было выгодно  признавать свое происхождение и от  датчанина Рорика Ютландского, и от короля  древних пруссов Видевута. Так что споры о состоятельности "норманской" или "ненорманской" теории происхождения Рюрика не имеют никакого практического значения.
         Потому что не так все просто  в политике. А толкование истории часто зависит именно от нее. Почему, собственно, идут уже века такие ожесточенные споры о происхождении названия  древнего государства Русь? Ведь вот неизвестно, откуда взялось название Рим (не считать же истиной легенду о Ромуле), и никто по этому поводу  такого огромного количества копий, как в России, в Италии не ломает. Однако, коли нет объективных документальных подтверждений событию, то можно фантазировать и приспосабливать факты по мере их политической востребованности, вот и обыгрываются норманская и ненорманская теории о призвании Рюрика. Как действенный политический инструмент это было очень востребовано и в царской России, и в СССР, и используется сейчас. Просто надо понимать «адресатов» этой заинтересованности. И связана она не столько даже с фамилиями, сколько с территориями России.
         Но сначала о фамилиях. Первая, о которой я хочу сказать, ведет нас не к Рюриковичам и не к Романовым даже, а как раз к Скьёльдам. Давайте еще раз назовем имена представителей этого древнего, поистине сказочного, рода, причисляемого себя к  богу Одину: Скьёльд Хервёр, Сигрлами, Свафрлами, Свафе.  Если их произносить, не читая, а на слух – не напоминает ли это хорошо извстную фамилмию Скавронская? Да, та самая неизвестная и умершая неизвестной Марта. Ставшая женой Петра Первого и русской  императрицей за никому непонятные заслуги. Возможно, тайна – в ее древнем, «божественном», скандинавском происхождении ( одна из версий происхождения Екатерины Первой – она шведка), которую, как талисман, хранил Петр Великий?
      В исторических справочниках указано: «Фамилия Скавронский является редко встречающейся в географических регионах России и ближнего зарубежья. В ссылающихся уникальных старинных хрониках однофамильцы были известными деятелями из славянского новгородского дворянства в 15-16 веках, имевших существенную государеву привилегию. Исторические упоминания фамилии можно увидеть в указателе переписи Древней Руси во времена Ивана Грозного. У государя существовал определенный список привилегированных и ярких фамилий, которые давались близким только в случае похвалы или награды. Вследствие чего данная фамилия пронесла собственное первоначальное обозначение и является исключительной». Исключительной, но за что и для кого, тоже пока неизвестно.
           А кто был Павел Первый, в детстве обругавший русского патриота Ломонсова, отвергавшего датские и шведские корни Руси? Правнук Марты Скавронской, за которым  числилось датское наследство после смерти отца. Петр Великий выдал свою дочь Анну замуж вовсе не за безземельного принца, а за герцога Голштинии и Шлезвига Карла Фридриха. Его сын, ставший впоследствии Петром III, императором России, также обладал этими титулами и фактически владел герцогством Голштейном – Шлезвиг, которое было  территорией, оккупированной Датским королевством. Но после гибели императора эти немецкие земли как-то тихо исчезают из собственности русских самодержцев, в частности и России вообще. Что же с ними произошло? Петр III намеревался всерьез воевать с Данией за свое наследство, но вступившая на престол Екатерина не собиралась начинать новую европейскую войну ( уже за наследство ее сына Павла после смерти отца). Конфликт, так называемый «готторпский вопрос», был урегулирован мирным путем. В 1767 году Екатерина от лица несовершеннолетнего сына, заключила союз с Данией (в 1773 году Павел утвердил его уже совершеннолетним, как Царскосельский трактат), по которому не только спорный Шлезвиг, но и сама Голштиния, отходили к этому королевству. Дания в свою очередь уступала цесаревичу Павлу графства Ольденбург (личное владение датских королей) и Дельменхорст.
       В этом же 1773 году Павел «дарит» Ольденбург Фридриху Августу Гольштейн-Готторпу, светскому епископу Любека. Собственно, на этом владение российскими государями землями в Германии и закончилось. Цесаревич «подарил» графство Ольденбургское (чуть позже преобразованное в герцогство) своим «младшим» родичам по линии отца, что вполне нормально с точки зрения обычного феодально-владетельного права.
       Почему же на эту сделку пошла Екатерина Великая? Скорее всего, считают некоторые историки, здесь причины личные: лишить сына опоры в Европе. Опасение, что Павел будет иметь законную  поддержку там и с ее помощью займет престол сам , вынудило, возможно, Екатерину  даже не учитывать вроде бы очевидную стратегическую ценность этой территории – это был бы российский анклав прямо в сердце Европы, да еще и с выходом не в Балтийское, а в Северное море –это же просто «геополитический подарок» судьбы.. Но эти земли были потеряны для России навсегда, и ушли одной из маленьких немецких династий, чтобы потом раствориться в набирающей силу Германской империи. Дания Голштинию «не уберегла», с середины XIX века шли выступления немецкого населения за присоединение к Германскому союзу и по итогу двух датско-прусских войн в 1867 году Шлезвиг-Гольштейн отошел к Пруссии, и поныне оставаясь частью уже Германии.
       Живой Ломоносов опровергал связь  рождения государства Древней Руси с Данией и Швецией. Что на тот момент было невыгодно Романовым, еще не решившим судьбу датского наследства Павла Первого. И не случайно, наверное, так злобно высказался об ученом мальчик-русский принц, наследник земель в центре Европы.

                4

           Мать Екатерины Второй — Иоганна Елизавета, из Готторпского владетельного дома, четвёртая дочь князя Гольштейн-Готторпского. Ее родословная восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Гольштейнскому и основателю династии Ольденбургов. Дядя Екатерины Второй по материнской линии Адольф-Фридрих был в 1743 году избран в наследники шведского престола, на который он вступил в 1751 году под именем Адольфа-Фредрика. Другой дядя, Карл Эйтинский, по замыслу Екатерины I (Марты Скавронской), должен был стать мужем её дочери Елизаветы, однако, умер от оспы в преддверии свадебных торжеств в Санкт-Петербурге.
       Здесь надо понимать, о каких землях идет речь. Это территории, откуда родом Рорик Ютландский и за которые он сражался всю свою жизнь. То есть, династия Романовых напрямую связана и родством, и владением землями с нашим сказочным Рюриком из Древней Руси, если  иметь в виду под этой личностью Рорика Ютландского (Датского) из божественного рода Скьёлдингов.
        Мало того, что наши Романовы имели родовые корни из Дании, так они еще всю жизнь и роднились с помощью  браков со своими «доисторическими» родственниками. Вообще можно сказать, что династия Рюриковичей началась с датского принца в 9 веке и закончилась датским принцем в 20-м. Но политический интерес к вопросу вовсе не иссяк с образованием новой империи – СССР.
       Как  видим выше, историческая дискуссия по этому вопросу началась при Ломоносове, едва не ли
       А в начале XIX века снова возникла «печатная» версия, связавшая древнерусского Рюрика с норманским викингом Рориком, известным в середине IX века. В основании этой гипотезы лежали два предположения. Первое было высказано немецким историком-любителем Германом Фридрихом Холлманном, который в 1793 - 1825 гг. занимал должность ректора и профессора провинциальной школы в немецком городе Евере (Йевер). В 1816 году он издал в Бремене книгу, которая была вскоре переведена на русский язык и издана в 1819 году (имя автора было написано как Г. Ф. Голлманн) под названием "Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт". Русское издание было осуществлено стараниями членов Румянцевского кружка - неформального сообщества историков, филологов и археографов, группировавшихся вокруг выдающегося деятеля просвещения начала XIX в. графа Н. П. Румянцева (1754 - 1826). Холлманн подчеркивал, что впервые основная идея его книги была вскользь высказана именно Румянцевым. По мысли автора, Рюрик происходил из Рустрингии (Рюстрингена) - исторической области на побережье Северного моря, расположенной между современным районом Фрисландия в Нижней Саксонии и устьем реки Везер. Фрисландия – это Фризия, где  как король правил Рорик Ютландский. Сейчас это территория двух государств - Голландии, на севере которой существует провинция Фрисландия, и Германии, где также присутствует название Фрисландия (в качестве наименования одного из районов земли Нижняя Саксония).
   
      
        Считается, что Холлманн и Румянцев обратили внимание на Рустрингию потому, что немецкий историк был жителем Евера (Йевера), а этот город является центром германской Фрисландии. Историческая Рустрингия находилась совсем недалеко от Евера и таким образом идея Холлманна служила местному "патриотизму", а кроме того была непосредственно связана с династическими отношениями немецких государств и Российской империи. Как уже говорилось выше, в XVIII веке Евер находился во владении князей Анхальт-Цербстских. После смерти князя Фридриха-Августа Анхальт-Цербстского в 1793 году права на Евер перешли к его сестре, российской императрице Екатерине Великой. Таким образом, Евер оказался под властью российских императоров, поэтому и Павел I, и Александр I титуловались "Государями Еверскими". В 1807 году Евер был занят войсками Наполеона и следующие несколько лет был частью Голландского королевства, вассального по отношению к наполеоновской Франции. В 1813-м Евер вернулся под власть России, но в 1818 году Александр I снова передал его герцогству Ольденбургскому.
       Герцогство Ольденбургское занимало значительную территорию по левобережью Везера и непосредственно примыкало к Еверским владениям Александра. Кстати, и средневековая Рустрингия тоже входила в состав герцогства. Столицей этого немецкого государства был город Ольденбург. С ним у русских государей были давние связи, поскольку династия Голштейн-Готторпских герцогов, к которой принадлежали по мужской линии все российские императоры, начиная с Петра III, была ветвью Ольденбургского владетельного дома. Иными словами, Ольденбург был действительным "первоначальным отечеством" династии Романовых, какой она была с 1761 года.
          В 1809 -м сестра Александра I Великая княжна Екатерина Павловна (1788- 1819) вышла замуж за сына герцога Ольденбургского Петера-Фридриха-Георга (в России его звали Георгий Петрович, 1784 - 1812), своего двоюродного брата (от этого брака произошла так называемая "русская ветвь" Ольденбургского дома - принцы Ольденбургские, натурализовавшиеся в России). Таким образом, в 1816 году Евер не только находился под властью русских царей, но и соседствовал (а потом и вошел в состав Российской Империи) с родовыми владениями предков Романовых по мужской линии. Из этих же земель происходили и Рюриковичи. Таким образом, «по норманской теории» обе русские правящие династии имели одни корни.
                5

          В этом, вероятно, и следовало бы искать главные истоки мысли Румянцева (стремившегося, по всей видимости, подчеркнуть права России на Евер), трансформировавшейся в гипотезу Холлманна. Но давайте посмотрим время, в которое была написана эта работа – 1816 год. Время  царствования Александра Первого и торжества России в Европе после победы над Наполеоном.
           Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — Император и Самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), проведший в России умеренно-либеральные реформы. Удостоен особого эпитета в русской историографии — «Благословенный». Старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
          В начале правления провёл реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805—1807 годах участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807—1812 годах временно сблизился с Францией. Вёл успешные войны с Турцией (1806—1812), Персией (1804—1813) и Швецией (1808—1809). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813—1814 годах антифранцузскую коалицию. Победитель Наполеона I Бонапарта: 31 марта 1814 года коалиционные войска под предводительством Александра I вступили в Париж. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 годов и основателей Священного союза.
        Венский конгресс 1814—1815 гг. — общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами, и были определены новые границы государств Европы. В конгрессе, проходившем в Вене с сентября 1814 по июнь 1815 года под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха, участвовали представители всех европейских государств, кроме Османской империи. Переговоры проходили в условиях тайного и явного соперничества, интриг и закулисных сговоров.
        Все решения Венского Конгресса были собраны в Заключительном акте Венского Конгресса. Конгресс санкционировал включение в состав нового королевства Нидерландов территории Австрийских Нидерландов (современная Бельгия), однако все остальные владения Австрии вернулись под контроль Габсбургов, в том числе Тернополь, Тироль, Иллирийские провинции, Ломбардия и Венеция. На престолах в герцогствах Тоскана, Парма и Модена были восстановлены Габсбурги.
        Дания, бывшая союзница Франции, лишилась Норвегии, переданной Швеции. В Италии была восстановлена власть Папы Римского над Папской областью, а Бурбонам вернули Королевство Обеих Сицилий. Был также образован Германский союз.
       Часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в состав Российской империи под названием Царство Польское, а российский император Александр I становился и польским царём. Западные земли Великой Польши с городом Познанью и польское Поморье возвращались Пруссии, которой также досталась часть Саксонии, значительная территория Вестфалии и Рейнской области. Появилось новое образование — Вольный город Краков. Этот раздел Польши между Россией и Пруссией в исторической науке иногда выделяется как «Четвёртый раздел Польши».
           Состоялось международное признание нейтралитета Швейцарии. Провозглашение политики нейтралитета оказало определяющее воздействие на последующее развитие Швейцарии. Благодаря нейтралитету ей удалось не только уберечь свою территорию от опустошительных военных конфликтов XIX и XX веков, но также стимулировать развитие экономики поддержанием взаимовыгодного сотрудничества с воюющими сторонами.
         Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, на долгое время обозначив ведущую роль стран-победительниц — России, Пруссии, Австрии и Великобритании — в международных отношениях.
         В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений, и был создан Священный союз европейских государств, имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий.
        Справка. Священный союз — консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному в октябре 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись".
После низвержения Наполеона и восстановления всего европейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределением «вознаграждений» на Венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причём средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей, то такое стремление быстро получило реакционный характер.
Инициатором Священного союза явился российский император Александр I, хотя при составлении акта Священного союза он ещё считал возможным покровительствовать либерализму и даровать конституцию Царству Польскому. Мысль о союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи — стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой — под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Последним объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов.
Документ гласит:
«ТРАКТАТ БРАТСКОГО и ХРИСТИАНСКОГО СОЮЗА, заключённый в Париже 14/26 сентября 1815 года.
Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы.
Их Величества, Император Австрийский, Король Прусский и Император Российский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение трех последних лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительства возложили свою надежду на единого Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным Законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира, которые, отнюдь не ограничиваясь приложением их единственно к частной жизни, долженствую, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство, утверждающее человеческие постановления и вознаграждающее их несовершенства. На сем основании их
I. Соответственно словам Священных Писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды.
II. Посему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и подданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику три союзные государя почитают себя аки поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно — Австриею, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что Самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нём едином обретаются сокровища любви, в;дения и премудрости бесконечные, то есть Бог, наш Божественный Спаситель Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который есть прочен.
III. Все державы, желающие торжественно признать в сем акте священные правила, и кои почувствуют, сколь нужно для счастья колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и с любовью быть приняты в сей Священный Союз.
       На самом деле этот документ был призван стать своего рода идеологической основой решений о «новой Европе», пнинятых Венским конгрессом. И выпущенная через год в Бремене (Германия)  книга Холлмана, тут же переведенная на русский язык и вышедшая и в России, являлась как бы дополнением к этому документу. Ведь в ней говорилорсь, что Рустрингия (Голландия и Германия) - первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. То есть, русские императоры- это «древнеисторические братья»  европейских правителей и действуют с ними заодно во благо их народов и владений. Это должно было успокаивать тех, кто  опасался  такого огромного международного влияния России – победительницы Наполеона. Вот вам и «норманская» теория происхождения Рюрика. Не все в ней так просто.

                6

     Дальше еще интереснее. Вторая известная работа на эту тему была написана ординарным профессором Дерптского университета Фридрихом Крузе (1790 - 1866), уроженцем Ольденбурга. В 1836 году Крузе в российском "Журнале Министерства народного просвещения" опубликовал статью "О происхождении Рюрика". Историк обратил внимание на деятельность ютландского (датского) хевдинга Рорика, который в середине IX века участвовал в нападениях викингов на земли Франкской империи и даже получил в лен (то есть во владение) на определенный срок земли во Фрисландии. Этого Рорика Ютландского (по своему происхождению) или Фрисландского (по своим владениям) Крузе и отождествил с Рюриком Новгородским.
В дореволюционной историографии гипотеза Крузе не пользовалась особой известностью. Доказать ее было невозможно, поскольку западноевропейские источники ничего не сообщают о присутствии Рорика на Руси, а древнерусские ничего не говорят о его деятельности до прихода на Русь. Но и опровергнуть сложно, поскольку ни биография Рорика, ни биография Рюрика досконально не известны.
         Однако важнее тут совсем другое – время появления этой статьи немецкого автора да еще в официальном русском журнале, издаваемом Министерством  народного просвещения. В «первозданном» виде и этот журнал, и эта работа сохранились до наших дней и даже выложены в Сеть. Время – 1836 год. Предсмертный для А.С. Пушкина и особенный для императора Николая Первого. И совсем не интригами с гениальным поэтом, а куда как большей тайной, имевшей колоссальное значение и для России, и для Европы. Это время, когда император Николай  решил снлва вывести Россию, терявшую международный престиж после войны 1812 года, в лидеры среди европейских стран и  осуществить  промышленную революцию наподобие английской, а использовать для этого весьма оригинальные приемы. Николай Павлович тайно задумал воспользоваться  опытом и деньгами Англии, но передать их внутри России в руки никому не известных людей – старообрядцев из самых народных низов, обойдя  далеко стороной  русскую аристократию и помещиков – основных землевладельцев. Таким образом он сразу выбивал почву из-под ног у своих  противников, кем бы они  ни были.
        Но в его проекте был момент, который сильно перекликался с историей призвания  в древнюю Русь варягов. Таким «Рюриком-Рориком» для России девятнадцатого века стал… восемнадцатилетний Людвиг Кноп. И посмотрите, кто он – родом  из мастеровых свободного города Бремена, из тех мест, откуда пришел на Старую Ладогу  исторический Рюрик «навести порядок и править по правде». Но юный и неизвестный Кноп пришел к нам из Англии, где проходил обучение, как мы сейчас говорим, глубокому менеджменту. То есть, все повторилось через тысячу лет так, как предполагается в норманской теории. В 862 году в международные «серебряные ворота» Старой Ладоги вошел опытный  пограничник и таможенник, чтобы на собранные огромные деньги словен, кривичей, веси начать  строительство нового государства – с цивилизованного возведения  границ, таможен на великом торговом пути из варяг в греки. В 1839 году в Россию незаметно прибыл Людвиг Кноп с особыми полномочиями от английского и российского правительств, обеспечивающими  огромные государственные заказы на создание смешанных акционерных обществ и строительство  мануфактур.
       Эта тайная программа Николая Павловича широко не обсуждалась, и по сегодняшней день о ней ничего не говорится в учебниках истории. И отнюдь не случайно. Она остается неизвестной точно также, как остается неизвестной миссия неизвестного Рюрика-Рорика. Как остался неизвестным в публичной истории Людвиг Кноп. Но зато каковы результаты! В случае с Рюриком-Рориком – это новое государство Древняя Русь, объединившее огромные земли, а в случае с Кнопом – это совершенно новое «экспериментальное» государство СССР, занявшее вообще шестую часть суши в мире.
                7

               
    Думаю, что не стоит сомневаться в том, что «норманская» теория Рюрика  создавалась «под заказ» Романовых в их политических целях. Но есть одно интересное обстоятельство. Все, кто ее создавали, были, во-первых, непрофессиональными историками, а во-вторых, не русскими (какой с них "официальный" спрос - с любителей?). И наверное не случайно в дискуссию с немцами был вовлечен, сам того не заметив,  непрофессионал Ломоносов, а его «национальная» история о Рюрике не вызывает сегодня особого доверия как непрофессионала. Что и требовалось доказать.
       И вот в 1929 году появилась еще одна работа, в которой был проведен подробный анализ как сведений о Рорике и Рюрике, так и в целом всей военно-политической и этногеографической ситуации в североевропейском регионе в середине IX века. Автором ее был (опять же!) историк-любитель и эмигрант Николай Тимофеевич Беляев (1878 - 1955), по профессии ученый-металлург, до революции служивший профессором Михайловской артиллерийской академии. После 1917 года он оказался в эмиграции в Англии, а потом во Франции, где и скончался (похоронен на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем). Беляев очень интересовался историей, причем исследования его были выполнены на достаточно высоком уровне, свидетельством чему является публикация его работы о Рюрике в трудах Семинара имени академика Н. П. Кондакова (1844 - 1925), после революции также жившего в эмиграции. Публикация масштабной работы Беляева (по сути, это была небольшая монография) в третьем томе сборника трудов этого Семинара придала гипотезе Крузе новую жизнь. Идея о тождестве Рорика Ютландского и Рюрика Новгородского нашла поддержку как в эмигрантской, так позднее и в советской, а затем российской историографии. Например, Г. В. Вернадский в своей книге "Древняя Русь" (1943 год) изложил биографии Рорика и Рюрика как одного лица и дополнил хронологию ранней русской истории датами, связанными с жизнью и деятельностью Рорика.
       Эта работа была доступна советским ученым, но важнее, наверное, было то, что она сразу стала доступна читателям на Западе. На возможный заказ от советского источника указывает опять же дата издания – 1929 год. Давайте посмотрим, какие события происходили в это время в СССР.
      В сентябре состоялись  первые крупные учения РККА в Белоруссии. Создана Западная область с центром в Смоленске. 21 января — 3 февраля — объявление И. В. Сталиным 1929 года «годом большого перелома». Начало постепенного ухода от НЭП. 31 января — Троцкий выслан за пределы СССР. Создание Организации украинских националистов (ОУН) на конгрессе в Вене. 3 октября — Великобритания восстанавливает дипломатические отношения с СССР.
       В это время страна становится на путь коллективизации и индустриализации. Дипломатические отношения с Великобританией важны, но СССР вообще активно развивает  зарубежные связи. И важное событие, имевшее серьезные последствия - 5 сентября  состоялась секретная беседа  о военно-техническом сотрудничестве СССР и Германии  между Ворошиловым и немецким генералом Гаммерштейном. Через десять лет, как известно, 1939-м эти отношения завершились  договором о ненападении между СССР и Германией, более известным как пакт Молотова-Риббентропа. Он был заключен в Москве 23 августа 1939 года. Документ этот, по мнению одних историков, во многом способствовал началу Второй мировой войны, по мнению других - позволил отсрочить ее начало. Кроме того, пакт в значительной мере определил судьбу латышей, эстонцев, литовцев, а также западных украинцев, белорусов и молдаван: в результате пакта эти народы, многие из которых впервые в своей истории объединились в составе одного государства, почти полностью влились в Советский Союз. Как утверждают политики, несмотря на коррективы, внесенные в судьбы этих народов развалом СССР в 1991 году, пакт Молотова-Риббентропа до сих пор определяет многие геополитические реальности в современной Европе.
       За десять лет до того, как Восточная Европа была полностью перекроена перед началом Второй мировой войны, Запад  мог ознакомиться с «началом Древней Руси» от ютландского Рорика из Дании и Германии в работе Н.Т. Беляева, историка-любителя, эмигрировавшего в Европу из России после революции 1917 года. Уж ему-то иностранцы могли доверять…
       Вот куда, в конечном итоге, завела нас «норманская» теория Рюрика. И получается, что даже выгодно иметь в политике такие «теории», девиз которых: «Хотите верьте, хотите – нет!» Но наша страна была и до Рюрика. И там очень много интересного.