Зашифрованный Шекспир

Ирина Воропаева
Иллюстрация: портрет Фрэнсиса Бэкона (22 января 1561 — 9 апреля 1626), художник Джон Вандербанк, 1731 год. Картина написана по утраченному оригиналу неизвестного художника, созданному в 1618 году. Фрэнсису Бэкону здесь 57 лет, он находился на пике своей карьеры.
 

          Вероятно, все началось в 1621 году, когда недруги лорда-канцлера Фрэнсиса Бэкона, скооперировавшись между собой, обвинили его во взяточничестве. Король Яков I был милостив и отправил крупно проштрафившегося канцлера не пожизненно в Тауэр, а в ссылку в его имение, к молодой жене Алисе. На досуге Бэкон занялся всем тем, к чему лежала его душа, но на что не хватало времени, в том числе на усовершенствование системы шифрования. Дело интересное, нужное, сами понимаете…

Через два года, то есть в 1623 году, Бэкон опубликовал книгу «О достоинстве и преумножении наук», развив в ней метод, уже кратко представленный публике ранее (в 1605 году, если точно). Метод сводился к возможности «передавать секретные сообщения в обычных текстах так, чтобы никто не знал об этих сообщениях». Сигналом о наличии в тексте закодированной информации служило сочетание различных типографских шрифтов, использованных при наборе.

Почти одновременно, в том же 1623 году, свет увидело Первое фолио Шекспира (собрание сочинений, осуществленное графской семьей Пембрук), но можно поспорить, что тогда это никому не показалось ни символичным, ни вообще заслуживающим какого-то особого внимания.

           Бэкон был полностью продуктом своей эпохи, подлаживался к власть придержащим и соблюдал свою выгоду, но также являлся незаурядным человеком с разносторонними интересами. Однако таких людей, делавших в свое время политику и двигавших прогресс своими идеями и исследованиями, в истории встречалось вполне достаточное число, так что впоследствии их чаще всего забывали все, кроме узких специалистов. Кто бы знал, что имя Фрэнсиса Бэкона избежит этой участи, войдя в анналы альтернативного шекспироведения именно благодаря созданию им «шифра Бэкона».

В связи с чем нам однажды доверительно поведали, что Бэкон был, оказывается, «принцем Тюдором» (одним из многих, собственно, о которых именно он нам любезно и сообщил), что он состоял в ордене розенкрейцеров (и даже был его главой), что его имя – это словно ключ к шкатулке с секретами, которых в ней столько, что хватило многим около-шекспироведам, и еще хватит, и с лихвой, поскольку главная идея была высказана и прижилась: Шекспира можно расшифровать (применяя шифры, нумерологию, акростихи, вычисления дат и вообще любую арифметику с алгеброй, результат же не заставит себя ждать, привлекая внимание публики к очередной сенсации).

Как будто пьесы и стихи Шекспира недостаточно хороши сами по себе, чтобы еще стараться вывернуть их наизнанку.

          Лед был сломан в 1856-57 годах, а там и понеслось.

«Философия пьес Шекспира», 1857 год, англичанка Делия Бэкон (однофамилица Фрэнсиса Бэкона – случайно, но символично). Концепция: за пьесами Шекспира скрывается группа писателей - Фрэнсис Бэкон, Уолтер Рэли, Эдмунд Спенсер и др.

«Фрэнсис Бэкон и его тайное общество», 1885 год, Констанс Потт, основавшая в 1885 году «Общество Бэкона» в Лондоне (которое трактуется бэконианцами как «научное» и заклеймено «анти-научным» в академических кругах). 

«Великая криптограмма», 1888 год, автор – американец Игнатиус Донелли (расшифрованное сообщение: «Шекспир не написал ни одного слова в этих пьесах. Я, Ф. Бэкон - Автор этих пьес»).

«Двухбуквенный шифр сэра Фрэнсиса Бэкона, обнаруженный в его трудах», 1899 год, британка Элизабет Гэллап (расшифрованное сообщение: «Королева Елизавета - моя настоящая мать, и я законный наследник трона»).

           Это основополагающие откровения и открытия, очертившие круг разрабатываемых вопросов. Затем ошарашенная публика несколько опомнилась, подтянулись специалисты, дешифровщиков отчасти высмеяли, отчасти разоблачили… Прошли десятилетия, все успело подзабыться. Однако нашему времени снова не хватило сенсаций. В связи с чем перечень трудов, посвященных искусственно оживленной теме шекспировских шифровок, пополнился новыми шедеврами.
         
«Кит Марло написал сонеты Шекспира?», 2009 год, Питер Булл (Peter Bull), обратившийся, правда, не к шифрам как таковым, а к нумерологии, однако традиция поддерживается (расшифровка сонетов с помощью акростиха: «Kit Marlowe wrote this» -  «Это написал Кит Марло», Кит – сокращенное от «Кристофер»).

«Трагические шифры Шекспира», Арнольд Кепель, 2008 год (выводы в результате расчетов по датам жизни Шекспира из Стратфорда: «В произведениях Шекспира содержатся тысячи числовых шифров, основанный на них подтекст позволяет установить следующие факты: автором всех произведений Шекспира является Вильям Шекспир из Стратфорда»).
 
          Шекспир велик, в этом причина рассматриваемой фантасмагории. Величие задевает, заставляет трепетать фибры души, требует приобщения, соучастия… а также открывает поле возможностей для личного прославления и обогащения. Любовь и корысть. Тот, кто не может спать спокойно, начитавшись Шекспира, и тот, кто видит возможность нажиться за счет его славы, не оставят его великую тень в покое никогда. Тем более что кушать хочется всем, и тут любые спекуляции в тему, а что до нездоровой психики, заставляющей добиваться вскрытия очередной гробницы в поисках черновиков шекспировских пьес и провоцирующей приписывать Барду собственные суицидальные наклонности, то это печально, но также достаточно знакомо.   

          Возвращаясь к сути дела. Не нужно быть ни шифровальщиком, ни криминалистом, ни вообще семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что один и тот же текст, как бы объемен он ни был, не может содержать закодированные послания противоположного значения. Уж либо одно, либо другое, но никак не все сразу. Так что можно бы было подвести черту под стараниями доказать с помощью причудливой дешифровки, что Шекспира написал Уильям Шекспир, Кристофер Марло, Фрэнсис Бэкон и прочие принцы-Тюдоры.

Однако есть один интересный момент, намеренно оставленный напоследок, который ничего не меняет в уже вынесенном вердикте, но добавляет красок всей истории, заодно окончательно проясняя вопрос относительно сыновей Елизаветы Первой, которые вполне могли быть и наверняка были (королева-девственница вовсе не была девственной и по молодости лет состояла в связи с мужчиной, которого любила), но к которым все те известные люди ее эпохи, начиная с героя сражения при Зютфене и заканчивая казненным мятежником, с промежуточными персонажами в лице зарезанного драматурга и сосланного за коррупцию министра, отношения, нет, не имели.

          В 1893 году американец Орвилл Уорд Оуэн (1854–1924), врач по профессии и конспиролог по призванию, опубликовал книгу «Шифрованная история сэра Фрэнсиса Бэкона». 
          Оуэн построил машину, «шифровальное колесо» для расшифровки текстов Шекспира («The Shakespeare Mangle»), с привлечением других авторов той эпохи (список длинен: полное собрание сочинений Бэкона, Шекспира, Марло, Грина, Пила и Спенсера, а также «Анатомия меланхолии» Бертона). Фрагменты текста из всех этих антикварных книг (вот жалость-то) вырезались и склеивались по какому-то неясному ныне принципу и пропускались через машину, по виду (и весу – 400 фунтов как-никак) напоминающую печатное устройство для ЭВМ времен ее юности, только из дерева и льна вместо железа и лампочек.

Таким образом был расшифрован «дневник Фрэнсиса Бэкона», где тот рассказывал о своей жизни, творчестве, матери-королеве и братьях-принцах.

В 1957 году «метод Оуэна был изучен выдающимися криптологами Уильямом и Элизабет Фридман, которые пришли к выводу, что он не имеет криптографической валидности». То есть никакой настоящей ценности варварская декодировка ренессансных книг, предпринятая Оуэном, не содержала от слова совсем. (Другим дешифровщикам Шекспира, надо сказать, также не повезло, Фридманы свое дело знали.)

Отсюда: «дневника Бэкона» не существует в природе, все его феерическое содержимое – плод горячечной фантазии и подтасовка фактов. То есть одно сплошное  шарлатанство.

«Шифровальное колесо» Оуэна вместе с рулоном пропущенных через него печатных материалов пылилось на складе в Детройте, штат Мичиган, до тех самых пор, пока его не отыскала увлеченная мистикой и бэконианством домохозяйка Вирджиния Феллоуз, использовавшая наработки Оуэна и напечатавшая книгу под названием «Код Шекспира». Это произошло в 2006 году, а в 2008 книга была переведена на русский язык: 448 страниц бреда… то есть откровения истинного знания.

«Код Шекспира» - роман, художественное произведение (причем вдвойне, так как выкладки Оуэна отразились в воображении Феллоуз), о чем доверчивому читателю обычно забывают сообщить, особенно взявшись пересказывать содержание виршей Оуэна-Феллоуз своими словами, с претензией на некое эксклюзивное новшество, после чего открытия начинают сыпаться как из рога изобилия.

          К примеру, Филип Сидни был сыном Елизаветы Тюдор, в те дни еще не королевы, и Филиппа Испанского, тогда супруга ее сестры Марии Кровавой (поэтому у них имена одинаковые - оба Филипы, это же очевидно, а куда смотрела Мэри Кровавая… ну, бог ее знает, видно, зазевалась, даже разрешила мужу стать крестным).
          Фрэнсис Бэкон не поднялся бы к высотам власти, если бы также не был сыном королевы, и это не важно, что Бэконы занимались политикой профессионально, и Бэкон-старший тоже был канцлером, а взлет карьеры Фрэнсиса пришелся уже на правление короля Якова.
          Кристофер Марло попал в королевские отпрыски просто потому, что королева в год его рождения ездила в гости к графу Лестеру в его замок Уорвик на реке Эйвон («лебедь Эйвона», помните же, - какие же тут еще нужны доказательства).
          Граф Эссекс, безусловно, был сыном королевы, так как она слишком долго ему благоволила, чего он не заслуживал, а в том, что его обвинителем на суде выступил Фрэнсис Бэкон (его старший брат, как получается), следует увидеть трагедию, достойную пера Шекспира.
          Там еще граф Эдвард Оксфорд затесался, и граф Генри Саутгемптон тоже… И Тайный королевский совет был занят не делами правления, но исключительно пристраиванием всех этих незаконных королевских отпрысков.
          Да, как бы не забыть: Филипа Сидни погубила вовсе не рана, полученная по причине фатально-благородного поступка с отказом от набедренного доспеха, с учетом скверной медицины той эпохи, - беднягу сжил со свету его дядя Роберт Дадли граф Лестер, которому он мешал взойти на трон самим фактом своего существования (хотя настоящим препятствием всегда была взвешенная позиция самой королевы, а не наличие или отсутствие наследников, но кому это может быть интересно).
          И еще портреты. Если взяться сравнивать портреты, обязательно привлекая плохо идентифицированные и обращая особое внимание на ракурс изображений (если ракурс одинаковый, в три четверти, скажем, с поворотом вправо… или влево… – значит, на портретах родственники), то ситуация «нам врали 400 лет» приобретает окончательные очертания. 

В общем, как-то так.

          Информационное пространство не терпит пустоты и требует заполнения. В истории можно было бы найти немало интересного и помимо Шекспира, однако для этого нужно приложить усилия, применить знания. В то время как известное, раскрученное имя эксплуатировать банально удобнее. Куда проще искать ключи на свету, а не там, где их уронили. Так что мы еще станем зрителями очередных экранизаций и читателями очередных бестселлеров по мотивам слегка забытых и вновь возобновленных идей бэкониан-марловиан-оксфордиан-и прочих «анцев». Между тем не об этом ли говорил некогда сам Шекспир:

И произвол глумится над искусством,
И глупость знанья принимает вид,
И здравый смысл считается безумством… (Сонет 66)

14.08.2022
***

Использованные материалы, помимо Энциклопедии:


Невероятные Механизмы
«Шифрованная история сэра Фрэнсиса Бэкона - «The Shakespeare Mangle»
          В статье рассказывается о «шифровальном колесе» Оуэна и романе Вирджинии Феллоуз. Текст сопровождается фотографиями «колеса».

http://www.w-shakespeare.ru/library/kod-shekspira.html
В.М. Феллоуз «Код Шекспира»

 
Занятные истории обычных вещей.
«Тайные знания и ответы на вопросы, зашифрованные в творениях Шекспира (часть 10)»
          В статье по верхам упоминаются теории коллективного творчества кружка Рэтлендов, якобы создавших Шекспира, и принадлежность Бэкона к ордену розенкрейцеров. Приводится образец «шифра Бэкона».

https://tichy.livejournal.com/56568.html
А.Н. Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба автора?»
          Барков занимается подбором доказательств относительно того, что все нестыковки пьесы «Гамлет» были допущены намерено, так как в них находится ключ к настоящему пониманию пьесы, в которой зашифровано сообщение, что автором «Гамлета» является Кристофер Марло, внебрачный сын королевы Елизаветы, инсценировавший свою смерть. 

https://tichy.livejournal.com/56158.html
А.Н. Барков «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба автора?»

http://shake-speare-2000.narod.ru/04.htm
А.Н. Барков «Шекспир, не лежащий в своей могиле»
Интервью, взятое корреспондентом «Новых известий» Владимиром Козаровецким по поводу «Гамлета».

http://shaxper.narod.ru/shakespeare_3.htm#s_7
А.Н. Барков «Загадка личности "Шекспира": Кристофер Марло или Роджер Мэннерс граф Ратленд?»
Часть третья «Тайна Шекспира родилась в "Гнезде Фениксов" - усадьбе семьи Сидни».

«Трагические шифры Шекспира»
23 марта 2008. Арнольд А.Кепель, кандидат технических наук, США, штат Массачусетс.
          Кепель доказывает, что тексты Шекспира принадлежали именно Уильяму Шекспиру из Стратфорда, а также с помощью вычислений дат берется утверждать, что Шекспир задолго до своей смерти спланировал и зашифровал в своих произведениях свое самоубийство. Сам Кепель ушел из жизни посредством суицида.