Ян Ливенс... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Ян Ливенс – Суета сует и всяческая суета (Экклезиаст).

Всё в жизни- суета
сует,
Она так скоротечна...
И только Бог,
А с ним, Любовь,
Останутся навечно!


Голландская живопись Золотого Века следовала за многими тенденциями, которые доминировали над барочным искусством в других частях Европы, таких как караваджизм и натурализм, но были лидером в развитии предметов натюрморта, пейзажа и жанровой живописи. Портретная живопись была также популярна.

Портрет не только приближал своего владельца к бессмертию, но и заключал в себе информацию о времени и среде, в которых жил заказчик.

Два наиболее распространенных в абсолютистской Европе XVII в. типа портретов — конный, а также портрет в полный рост — в голландском искусстве встречаются сравнительно редко. Гораздо больше семейных портретов, воспевающих супружескую гармонию. Популярны также официальные портреты, прославляющие исполнение гражданского долга.

Ян Ливенс  (нидерл. Jan Lievens, 24 октября 1607, Лейден – 8 июня 1674, Амстердам) – нидерландский художник эпохи Золотого века голландской живописи. Друг и соперник Рембрандта, с которым несколько лет в начале карьеры делил мастерскую. Коллекционеры того времени пристально следили за творчеством Ливенса и Рембрандта, пытаясь предугадать, кто из них окажется более успешным.

Блестяще одаренный, амбициозный, самоуверенный Ян Ливенс был одним из наиболее значительных художников своего времени.

В возрасте 12 лет он уже был восходящей звездой, вундеркиндом, поражающим современников своей одаренностью. За более чем 60 лет своей карьеры Ливенс работал для королевских дворов Англии и Голландии, получал заказы от муниципалитетов. Его картины, гравюры и рисунки собирали меценаты и копировали другие живописцы. Десятилетия спустя после его смерти творчество художника ценилось очень высоко.

Но в последующие века имя Ливенса поблекло. Его непостоянная манера письма и тенденции к изменению стиля в зависимости от вкусов заказчика (что, несомненно, свидетельствует от необыкновенной одаренности художника) не позволили отнести его ни к одной из устоявшихся школ живописи. Большинство его работ, выполненное для публичных зданий до сих пор находятся там, редко выставляются, а слабое освещение и недостаток информации не позволяют оценить их по достоинству. За 4 столетия многие картины были утрачены или приписаны другим художникам (особенно много – Рембрандту).

Особенности творчества Яна Ливенса: Блестящий портретист. Покровитель художника – поэт, учёный, композитор, секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, - отмечал, что Ливенсу чудесным образом удавалось передать выражение человеческого лица и его душевное состояние . Если склонный к рефлексии Рембрандт – виртуоз психологического портрета, то амбициозный Ливенс умел уверенной рукой придать модели вид «великий и возвышенный» ). Талант изображать обычного человека одухотворенным и значительным позволил художнику сделать успешную карьеру при английском дворе. Показательно, что сам Хёйгенс заказал свой портрет Ливенсу, а не Рембрандту.

Известные картины Яна Ливенса: "Автопортрет" , «Мальчик в плаще и тюрбане» (Портрет принца Руперта Пфальцского), "Портрет Рембрандта ван Рейна", "Портрет пожилой женщины – матери Рембрандта", «Игроки в карты», «Счетовод за столом», «Св. Иероним в раскаянии» .

Ян Ливенс родился в семье вышивальщика гобеленов в Лейдене – родном городе и для Рембрандта, который был на год старше Яна. В возрасте 8 лет Ливенс был определен в ученики к художнику Йорису ван Схотену, а два года спустя, в 1617 году, продолжил обучение в Амстердаме у знаменитого в то время живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на «высоком жанре» – исторических полотнах. Одаренный юноша, талант которого был очевиден наставнику, вернулся домой в 1619 году и уже в столь раннем возрасте начал успешную самостоятельную карьеру – писал картины на религиозные и аллегорические сюжеты. На выбор композиции и эксперименты с кьяроскуро раннего периода творчества оказали влияние «утрехтские караваджисты» и работы Питера Пауля Рубенса. В 1625 году в Лейден возвращается другой ученик Ластмана – Рембрандт, отношения с которым приобретают характер творческого соревнования: художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты.
В 1628-м их творчеством заинтересовался секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, который станет покровителем Ливенса: пригласит его в Гаагу писать свой портрет. По рекомендации Хёйгенса принц Оранский Фредерик Генрих приобретет у Ливенса картину и преподнесет ее в дар английскому послу, который передарит ее своему монарху – королю Карлу I.
В Гааге Ливенс знакомится с восхитившим его Антонисом Ван Дейком, а в 1631-м уезжает в Лондон, приняв приглашение английского короля стать придворным живописцем. Весной 1635-го финансово обеспеченный Ян Ливенс переезжает в Антверпен, где, не связанный более необходимостью работать на заказ, увлекается пейзажной живописью. Слава о нем доходит до родного Лейдена, и в 1639 году он получает почетный заказ – написать аллегорию «Великодушие Сципиона» для городской ратуши.
Любивший жить на широкую ногу художник вынужден скрыться от кредиторов в Амстердаме, где вскоре поправляет свое финансовое положение благодаря заказам местной элиты – он пишет портреты в популярной манере Ван Дейка. Подражание сыграет с мастером злую шутку: со временем он утрачивает собственный стиль. Тем не менее крупные контракты следуют один за другим: Ливенс становится единственным художником, кому поручают расписать стены королевской резиденции Хёс-тен-Бос в Гааге, ратуши в Амстердаме, городского дворца в Берлине.

Ян Ливенс умер 4 июня 1674 года в Амстердаме. Его прижизненную славу поглотило посмертное забвение: дети художника были вынуждены отказаться от наследства, чтобы оплатить огромные отцовские долги, многие написанные Ливенсом портреты были приписаны Рембрандту, а его полотна для английского королевского двора и вовсе были утрачены.

Картины художника хранятся в музеях Англии, Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии, Испании, США и пр. Три его работы имеются в Эрмитаже:
Голова седобородого старика в профиль (1631—1632)
Улыбающийся старик (1624—1626)
Портрет Волрата фон Плессена (авторская копия фрагмента картины «Портрет принца Карла Людвига и его воспитателя Волрата фон Плессена в образах Александра и Аристотеля» из Музея Гетти, около 1631).


         @