Страна. До Рюрика. Предисловие

Татьяна Алексеевна Щербакова
                СТРАНА. ДО РЮРИКА. ПРЕДИСЛОВИЕ


           Текст-версия об истории Руси до Рюрика – это проект, который я начала еще тридцать лет назад в своей частной художественной галерее  «Русская усадьба 21 век», которая изучала и пропагандировала старинные русские усадьбы и старинные  русские промыслы и стала инициатором принятия Закона РФ о народных художественных промыслах России. В начале 1990-х, галерея закупила большую коллекцию глиняной игрушки из 20  традиционных центров гончарного искусства России и представила их на  больших выставках в Москве, которые прошли с огромным успехом.
       Тогда же в мою коллекцию попали глиняные изделия из гончарных центров Калужской, Липецкой,  Рязанской, Кировской (Вятка), Воронежской областей, которые вовсе не были похожи на игрушки и, по всему видно, вовсе не предназначались для детей. Более того, некоторые фигурки я бы вовсе не рекомендовала показывать детям вообще, поскольку  они были слишком естественны в исполнении – как те, что  в индийском «порнографическом" храме в глубине джунглей. Я сохранила этих глиняных языческих идолов и на протяжении десятилетий пыталась разгадать их загадку. Теперь им по сорок и более лет, и благодаря  Интернету, в котором  выкладываются  интересные и ценные сведения о мировой истории и о древней истории нашей страны, мне удалось, наконец-то, напасть на следы происхождения этих «игрушек». Эти следы привели меня в такие  исторические дали, от которых просто дух захватывает! Речь идет о близком «родстве»  этих русских языческих идолов с изображениями в глине, в камне и на фресках богов народов Малой Азии (территория Ирака, Сирии, Турции, Месопотамии), а также Древнего Египта, Древнего Рима и Древней Греции, которые датируются 18 веком до нашей эры и ранее.
         Но, имея таких далеких «родственников», русские языческие глиняные идолы несут на себе множественные меты более поздних языческих богов: Одина,  Перкунаса,  Перуна, Велеса, Мокоши. Внимательное изучение религии древних народов, родственных славянам, а также верований язычников Древней Пруссии и Древней, дорюриковской, Руси, позволило мне впервые «прочитать» глиняные народные изделия, которые считались старинными игрушками. В какой-то мере они действительно игрушки, но не в том понимании, в каком их представляли искусствоведы на протяжении многих – многих лет.
       Калужские, Липецкие, Рязанские, Кировские (Вятские), Воронежские и некоторые другие идолы  занимают особое место в старинном гончарном промысле России. Оказалось, что только их можно «прочитать» так, как  прочитали  специалисты керамические находки в раскопанных курганах и на городищах, на стенах древних храмов, в изваяниях мастеров дохристианской эпохи. Эти русские языческие идолы смогли рассказать (пока что только мне) о многом из истории древней Руси и соседних с нею государств. Сегодня они могут выступить в качестве документов о жизни наших далеких предков в разных местах обетования за три-четыре тысячи лет до нашего времени. И эти документы, эти свидетельства по своему значению не ниже сообщений о нашей истории в старинных летописях, а даже выше, потому что  они - копии изделий более ранних времен. Читать их и понимать – значит, открывать мир наших далеких предков во всем его многообразии  и реальности. Которую не передает сегодня ни один, самый популярный, исторический художественный фильм , такой, как «Игра престолов» или «Властелин колец».
    Но если  рассматривать  эти изделия русских мастеров, зная древнюю историю мира и связь их с ним, то действительно они  могут выступить в роли игрушек, только совсем другого уровня.  Играть в  царей и древних богов хеттов и русских язычников – это погружаться в тот далекий мир, в котором жили русские славяне и родственные им племена. Видеть вживую цвет и характер той жизни, ее особенности и многообразие – начиная от  еды, целительства и кончая верованиями и войнами за землю для жизни в богатом художественном изображении.
       Но с начала 19 века, когда, как считается, игрушечный промысел вдруг возродился в России как товар, и по сегодняшний день его не понимали и не понимают. Целых двести лет! Понимали цари и церковь, конечно, но они утаивали историю от народа. Да просто не снисходили к безграмотному люду. Хотя именно он, его руки, его творчество и мастерство сохраняли веками историю страны и «документы» в виде этих изделий.
       К сожалению, в СССР произошло непоправимое – идолы  почти повсеместно были утрачены стараниями Художественных фондов при Союзе Художников, которые распоряжались работой народных мастеров по своему («государственному») усмотрению. К примеру, в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века из промысла «филимоновская игрушка» (Тульская область) были «вычеркнуты» десятки видов изделий, из сорока остались лишь 16, которые  художественный фонд при Тульском Союзе художников РСФСР принимал на реализацию и для выставок. И сегодня ни одна филимоновская игрушка не «читается». На ярко раскрашенных изделиях просто ничего нет, ни одного знака «издалека». А что было – мы теперь никогда не узнаем.
        Не менее разрушительным, чем  «работа» Союза художников СССР, для  русской глиняной игрушки стал Закон о  народных художественных промыслах России, принятый в  1999 году. Он не просто разрешил, а поставил во главу угла для народных мастеров требование  вносить в традиционные изделия авторские  изменения. И сегодня только два-три центра гончарного искусства страны еще сохраняют в  изделиях традиции древнего язычества и античности. Все остальное, что предлагается сегодня на различных выставках, на ярмарочных распродажах  и в магазинах как русская народная игрушка – это сувенирная продукция, не имеющая никакой абсолютно артефактной ценности.
       Но русские языческие идолы, принятые когда-то за игрушки, хранятся в лучших музеях страны, многое удалось спасти. И они имеют не меньшую ценность, чем артефакты из раскопок, произведения античных мастеров и великих художников Европы. По сути они также  бесценны. Но это надо знать, осмыслить, чтобы не потерять еще раз, и с ними  нужно  заново работать, учитывая  открытые документы и артефакты о мировой истории. Правда, и сами эти документы, и артефакты еще в постоянной работе ученых, которые стараются добраться до истины тысячелетий. Однако нельзя упускать время и оставлять «сиротами» наши важнейшие национальные  документы русской старины.
        В данной книге я постаралась дать подробное объяснение происхождения русских языческих идолов, изготовленных сорок-пятьдесят лет назад мастерами, которых сегодня нет уже в живых, но которые сумели на исходе своей жизни в тяжелых условиях русской  «неперспективной» деревни передать нам то, что оставили им далекие предки, передавая из рода в род самое тайное. А также я впервые опишу «русские глиняные игрушки» - идолы  уже как истинные документы нашей древности.