Бог хеттов Тешуб из рук старушек из Хлуднева

Татьяна Алексеевна Щербакова
БОГ ХЕТТОВ ТЕШУБ ИЗ РУК СТАРУШЕК ИЗ ХЛУДНЕВА

                1

        В «пантеоне» языческих глиняных идолов ХХ века, сохраняющихся еще в музеях и частных коллекциях, сегодня, думаю, главное место занимают глиняные изделия мастериц из деревни Хлуднево Калужской области. Последние из тех, кто знал, как лепить «дорюриковских» идолов, ушли от нас  три десятилетия назад. Наследников у этих мастеров не осталось, промысел умер. На его месте поддерживается производство невнятной сувенирной продукции, которая не представляет никакого интереса для изучения. Абсолютно не понимая, что делают, новые «мастерицы» не стали повторять  практически ничего из того, что делали их предшественницы, бережно сохранявшие художественные и религиозные традиции, уходившие корнями в 14 век до нашей эры и в культуру древних народов начала времен, и просто закрыли эту необыкновенную книгу – настоящую документальную сокровищницу старины.
       Между тем, хлудневские фигурки дают нам захватывающее «чтение». Бородатый всадник с голубыми глазами и голубой бородой в необычной остроконечной шапке на коне, бока которого расписаны глазами-солнцами, своего рода копия главного бога грома хурритов и хеттов Тешуба. Эта композиция в точности повторяет композицию  высеченных на камнях фигурок самого древнего божества. Здесь три важные детали, которые определяют трехтысячелетнее «родство»: характерная для хеттско-хурритских богов остроконечная шапка,  глаза-солнца на боках и на груди коня – «свидетельства о браке» Тешуба с богиней солнца Аринной, а также большой горбатый нос – возможно, «предшественник» римских и греческих носов.
     Надо заметить, что и у всадника, и у других  хлудневских фигурок очень выразительные, «скульптурные» лица. У одних носы  горбатые, в профиль напоминают птичьи лица, у других, напротив, плоские, похожие на овечьи.  И это не случайно и требует своего объяснения, о чем – ниже. Сейчас обсудим большой нос хлудневского всадника и «солнечные» бока его лошади.
        Этот нос  остается загадкой для ученых, которые пока что не смогли понять, откуда такая особенность у хеттско-хурритских богов. Поэтому обратимся к документам, которые рассказывают нам о Тешубе. Это - хурритский бог грозы, почитавшийся во всей Малой Азии. Тешуб возглавлял пантеон хурритских богов. Священными животными Тешуба и его супруги Аринны ( Хепат) были бык и корова (в хлудневском «пантеоне» есть  точно такой же всадник, но верхом на корове, и , зная его «родство» с Тешубом, можно понять, откуда такой необычный сюжет у "игрушки"–Т.Щ.) . Тешуб Халабский и Хепа составляли божественную пару. У них было трое детей: сын Шарума  и дочери Алланзу и Кунцишалли. Все они представлены в скальном святилище Язылыкая. Хепа сравнивалась с хеттской солнечной богиней Ариннити (Аринна), а Тешуб с верховным хеттским богом Тархунтом. У предшественников хеттов – хаттов - Тешубу соответствовал бог Тару.
       Язылыкая (турецкий — расписная скала) — хеттское святилище в скалах близ Богазкёя в центральной части Анатолийского плато (Турция), находится в 2 км от Хаттусы, столицы государства хеттов. Открыто французским учёным Шарлем Тексье в 1838 году. Исследовано в 1838 — 1839 годах. Надписи Язылыкая расшифрованы и прочитаны французским исследователем Эммануэлем Ларошем в 1952—1969 годах. Наиболее ранние части комплекса и самые древние образцы керамики, обнаруженные при раскопках в Язылыкая, относятся к XV веку до н. э., но главные сооружения, надписи, скульптуры и рельефы богов были созданы во время правления предпоследнего хеттского царя Тудхалии IV в 1250 — 1220 годах до н. э.
         Язылыкая состоит из центрального помещения, к которому пристроен храм того же типа, что и храмы столицы Хеттского царства — Хаттусаса, и бокового помещения с изображениями ряда безымянных богов и демонов. Это боковое помещение — наиболее древняя часть всего святилища, созданная ещё до правления Тудхалии IV. Оно неоднократно перестраивалось до конца Хеттского царства, когда у входа в помещение были высечены фигуры львиноголовых демонов. В центральной храмовой части Язылыкая на скалах изображён хурритский пантеон богов: бог бури Тешуб со свитой близких ему богов, хурритская Иштар — Шавушка, боги луны и солнца, и прочие. Надписи, содержащие хурритские имена богов и некоторые другие хурритские слова выполнены хеттскими (лувийскими) иероглифами. Святилище и храм Язылыкая использовались последними хеттскими царями для отправления заупокойного культа их династии, имевшей хурритское происхождение. Язылыкая — наиболее внушительный образец монументального стиля, характеризовавшегося сочетанием хурритских и лувийских южно-малоазийских элементов и продолжавшегося в искусстве южной части Малой Азии и Сирии и после уничтожения Хеттского царства.
      Множество артефактов было обнаружено при раскопках в Хаттусе,
— столице древнего Хеттского царства. Городище расположено также около современной турецкой деревни Богазкале (Богазкёй) в центральной Анатолии недалеко от реки Кызылырмак (в древности Галис) в 145 км восточнее Анкары (столица Турции). Городище обнаружено в 1834 году, раскопки ведутся с 1906 года. В 1986 году раскопки Хаттусы были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне это горная местность с довольно суровым климатом, засушливая, хотя ещё в античности в данной местности фиксировалось наличие водяных мельниц. Зима длинная и холодная, лето относительно короткое, но жаркое. Растительность на месте раскопок скудна, почти нет деревьев, преобладающий ландшафт — горная степь с очень сложным рельефом местности. Высота местности над уровнем моря — 1050 м. Почвы, тем не менее, плодородные. В Хаттусе семь источников питьевой воды. Скалистые гребни и искусственные крепостные сооружения, а также обрывы с востока и севера делали город почти неприступным. Напомним: здесь жили и занимались земледелием  хетты – предположительно, древние славяне, перебравшиеся сюда с Балкан в 18 веке до н.э.


2

      А теперь – о загадке «большого носа»  хеттско-хурритских богов. Рядом с хеттами было государство хурритов, древнего народа, появившегося на Армянском нагорье и распространившегося по всей территории северной Месопотамии во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. Этот народ принадлежал к особой хуррито-урартской языковой семье. Известны с 3-го тысячелетия до н. э. в Северной Месопотамии и по левым притокам Тигра. В Сирии и Месопотамии жили вперемежку с семитами. Хурриты создали в Северной Месопотамии государство Митанни и оказывали сильное влияние на Хеттское царство. В XIII веке до н. э. захватили государство Хайаса на Армянском нагорье. В 1-м тысячелетии до н. э. жили разорванными ареалами по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья. Хурриты и урарты составили основную массу формирование армянского народа и определили основную линию физической преемственности, а индоевропейцы, носители протоармянского языка, в силу ряда исторических причин, передали хурритам свой язык. Так считают ученые.
      Хурритские государства Кумми и Алше появились в конце 3-го тысячелетия до н.э. на Армянском нагорье. Хурриты населяли город Уркеш, основанный в 4 тысячелетии до н.э. в Месопотамии. Начиная с 1475 г. до н.э. по 1365 г. до н.э хурритское царство Митанни было сильнейшим государством на Ближнем Востоке. Урарту включало в себя большой массив хурритского населения, которое преобладало в царстве Митанни. Как говорят специалисты, хурриты принадлежат к тем древневосточным народам, былая роль которых забыта исторической традицией и выявлена заново в XIX в. по материалам археологических раскопок. Начавшиеся в 1906 году раскопки хеттской столицы Хаттусы дали наряду с текстами на первоначально непонятном языке также и аккадские государственные договоры, из которых стало известно о существовании «страны Хурри» и «людей (страны) Хурри». Ученые, изучив материалы  раскопок, посчитали, что народ хурритов и примыкающие к нему племена не смешивались с другими. То есть,  типичный «армянский» нос они оставили себе. Но так ли это на самом деле? И не их ли нос стал «предком»  носов греческого и римского после того, как на эти земли переселились побежденные хетты, долгое время жившие бок о бок с хурритами, взявшие от них не только богов, но и мужей и жен с их особенными носами?
        Большое значение в понимании  происхождения языческого славянского бога (богини) Мокошь имеет изучение разрушения Хаттусы в начале XII века до н. э. Она была разрушена и после этого больше не восстанавливалась. Согласно археологическим исследованиям, были разгромлены и сожжены цитадель Хаттусы, её дворцы и храмы, после чего город и вся область хеттского расселения в долине реки Галис пришли в запустение. Согласно надписи фараона Рамсеса III из Мединет-Абу, на восьмом году его правления, Хаттуса была захвачена и разрушена «народами моря» («северными чужеземьями»), под которыми подразумевались, судя по всему, пришедшие с северо-запада восточные мушки. По мнению немецкого археолога Ю. Зееэра, проводившего раскопки в Хаттусе, к моменту разрушения хеттская столица была уже пуста. Вероятно, жители Хаттусы предварительно организованно покинули город, поскольку в городских зданиях, включая храмы и жилые дома, не было обнаружено повседневных вещей, которые неизбежно остались бы в случае, если бы Хаттуса была населена в момент захвата. Единственно, что было обнаружено при раскопках, это клинописные таблички, глиняные печати и большие пифосы со складов «Большого храма». Согласно теории Зееэра, в самом конце своего правления царь Суппилулиума II эвакуировал из Хаттусы двор, армию и ремесленников вместе со всем имуществом, в результате чего город обезлюдел и утратил свой столичный статус, а затем был сожжён и разрушен захватчиками.
        Это сделали Мушки — народ, вторгшийся на рубеже бронзового и железного веков на территорию Анатолии. Упоминается в ассирийских источниках; в хеттских иероглифических известен как «мускаи». Ряд историков связывали их с мосхами из греческих источников. Историк Иосиф Флавий отождествлял мосхов с библейским Мешехом. Библия упоминает Мешеха (и его род) вместе с Фувалом и Иаваном (Иез. 27:13 и др.), некоторые исследователи, связывая Мосоха и упоминаемый у Геродота и в других исторических источниках народ мосхов или Muski, делают из этого вывод, что первоначальное место расселения его потомков находилось между Черным и Каспийским морем или же в районе Малой Армении, к северу от Мелитены (современная Турция). В палеобалканских языках термин мушки связан с лошадьми, которых в 14 веке до н.э. только начали приручать.
        Западных мушков ассирийские источники отождествляют с фригийцами. Связь восточных мушков с западными не является бесспорной, хотя можно допустить миграцию как минимум части восточных мушков в Киликию в период X — VIII вв. до н. э. Дж. П. Мэллори и Д. К. Адамс в Энциклопедии индоевропейской культуры отмечают, что «армяне, по мнению И. М. Дьяконова, являются потомками нескольких народов — хурритов (и урартов), лувийцев и „протоармянских“ мушков, которые пронесли свой индоевропейский язык на восток через Анатолию». Страна Арме возглавляла территориальный союз, в который входило и «царство» мушков, страны Ишува, Шуприа, Алше, Пурулумци и много других «стран». Союзу удалось объединить все мелкие страны и народы Армянского нагорья в одну политическую единицу. Союз, возглавляемый страной Армэ, получил возможность использовать период бессилия Урарту и захватить его политическое наследие.  Слияние двух народов арминов и мушков, было очень важным фактором; оно привело к созданию на урарто-хурритском субстрате господствующего языка, первоначально в территориальном союзе, на юге Урарту; это был будущий армянский язык. Но это мнение оспаривается. Ряд учёных (например, этнограф и лингвист Армен Петросян) упоминают о наличии в исторической Великой Армении древнеармянского города Муш и региона Мокк, указывая на то, что оба названия, вероятнее всего, восходят к этнониму мушки.
     Муш — сейчас город в Турции, столица одноимённой провинции. Считается, что название Муш происходит от армянского слова «Мшуш», что означает «туман» или «мгла». Согласно армянской традиции, языческая богиня Астхик имела привычку по вечерам спускаться с горы Гргур и купаться в реке. Местные смельчаки, узнав об этом, стали разводить костры на холмах, чтобы увидеть её красоту. Догадавшись об этом, Астхик стала напускать непроницаемую мглу. Поэтому город и весь район, где туманы — частое явление, стали называться Мшуш, что переходя из уст в уста, трансформировалось в Муш. (Интересно, что имя языческой славянской богини Мокошь некоторые специалисты считают производным от слова «мокнуть» -Т.Щ.) Анонимный персидский автор XIII века в своей работе «Чудеса мира» говорил о городе: «В Армении есть город Муш. Одну половину его населения составляют мусульмане, другую — неверные. Они необычайно красивой внешности». Не будем разделять народ и будем считать, что автор говорил об обоих. Тем не менее, вспомним описания  кривичей и русских славян у восточных авторов и византийцев как о необычайно красивом, сильном народе.
         Я не случайно обратила  такое большое внимание на народ Мушки и связанную с ним историю. Потому что у меня возникла ассоциация с именем языческой славянской богини (бога) Мокошь, происхождение которого до сих пор не разгадано.
       Итак - Мокк (сейчас – территория Турции) — историческая область к юго-западу от озера Ван, пятый ашхар (провинция) Великой Армении. У греко-римских авторов — «Моксоэна». Располагалась в горах Армянского Тавра. Мокк граничил с провинцией Туруберан на севере, Корчайк на юге, Васпуракан на востоке и Алдзник на западе. Это была самая маленькая из армянских провинций, состоявшая всего из семи гаваров (округов). Её центром был город с тем же названием — Мокк. В 298—338 гг. оккупирована римлянами; после раздела Великой Армении 387 г. — в персидской части Армении. Площадь Мокка составляла 2962 кв. км. Судя по всему, моккцы, будучи горцами, пользовались среди армян дурной репутацией разбойников. Мовсес Хоренаци, сообщая об основании нахарарств [мифическим] царём Валаршаком и с должным уважением рассказывая о родоначальниках различных нахарарских династий, о Мокке говорит в следующих малопочтительных выражениях: «Приметив (некоего) моккца, мужа из соответствующей области, главаря вооружённой мечами толпы, он учреждает там нахарарство» . При этом перевод ещё смягчён: переводчик понимает слово срика как «меченосец», но признаётся, что его обычное значение — «мерзавец», «оборванец». Армянский географ VII в. Анания Ширакаци описывает провинцию следующим образом: «Мокк к востоку от Агдзник в стремнинах Таврских гор, имеет 9 областей… Из плодов производит гахршак и мандрагору. ( Растение ядовито. Содержит 0,4 % тропановых алкалоидов: гиосциамина и скополамина. В древности корень мандрагоры зачастую использовался в качестве сильнодействующего галлюциногена. Растение часто упоминается в колдовских рецептах Средневековья. Наиболее высоко ценились и, соответственно, больше стоили те корни, которые более точно передавали форму человеческого тела, особенно если различался пол, потому что принято было разделять мандрагоры на мужские и женские. Употребление мандрагоры категорически не рекомендуется, так как возможны тяжелейшие побочные явления, вплоть до смертельного исхода. В легендах со времён Древнего Египта корню мандрагоры приписывалась волшебная сила. В германской мифологии слово обозначало первоначально «демонический дух» пророчества, затем — крошечное существо в облике человека, которое могло сделать своего хозяина богатым. По суеверию, корень мандрагоры «кричит и стонет», когда его вырывают из земли. Есть легенда, что мандрагора растёт из человеческого сердца. В давние времена было известно, что корень растения действует подобно опиатам, поэтому он широко применялся при изготовлении амулетов, любовных «приворотов», как средство от бесплодия.-Т.Щ.), из зверей встречается барс с красивыми пятнами, а из птиц — куропатка».



                3

            Значит, этот народ высоко в недоступных горах производил в больших объемах лекарственное растение (древний наркотик), наподобие тому, как в своих священных рощах  древние пруссы могли производить лекарства из целебной омелы, имеющей такие же качества. Как и корень мандрагоры -   обезболивающее, кровоостанавливающее,  лечащее от бездетности и омолаживающее. И был этот народ воинственным и драчливым, не пускал к себе никого чужого, как и древние пруссы.
     Восточные мушки переселились в Хеттское царство в начале XII в. до н. э. и завершили его разгром, разорив Хаттусу. Восточные мушки расселялись от реки Галис, где стали этноязыковыми предками каппадокийцев, до верховий Тигра и Евфрата, где стали этноязыковыми предками армян. Разгромив хеттов, восточные мушки в 70-х годах XII в. до н. э. вторглись в Ханигальбат и в район Верхнего Тигра, а в правление ассирийского царя Нинурта-апал-Экура (около 1180—1175 гг. до н. э.) подошли к Евфрату. Вопрос о том, откуда они переселились на территории, ранее принадлежавшие хеттам — с запада или востока — был предметом дебатов среди ряда историков. По мнению одних, мушки могли происходить с территории Урарту. Согласно альтернативной точке зрения, они изначально обитали в регионе Трои или даже дальше, в Македонии.
       Как видим, хетты, гонимые мушками, ушли из своей столицы, оставили плодородные земли своего государства. На скалах остались  изображения их богов с большими «армянскими» носами. А как они оказались отражены в глине на территории Древнерусского государства, а затем даже в 19 и 20 веках в глухих деревнях Центральной части России – это остается загадкой. Кроме  всадника - бога Тешуба,  в моей коллекции есть еще барс - прообраз  опасных зверей «с красивыми пятнами», которые бродили в недоступных горах мушков. Хлудневские мастерицы  лепили Тешуба на коне, а  мастера из деревни Кожля Курской области -  сказочного барса с лицом сфинкса и такой же "дьявольской" отметиной во лбу, какую ставили на некоторых идолах хлудневские мастерицы. И у этого барса  такое же удивительно скульптурное и выразительное «лицо», как у хлудневского всадника.
       Еще хлудневские мастерицы оставили нам  глиняную фигурку богини (бога) Мокоши. Бога, который, возможно, отражает имя и названия городов древнего народа, жившего рядом с древними  славянами хеттами и победившего их. Можно сказать, Мокош победил(победила) Тешуба – прообраз славянского Перуна? Но в русском языческом пантеоне в Киеве  они были вместе, хотя и на почтительном расстоянии друг от друга – Мокошь была установлена ниже Перуна и других идолов. Вспомним, что у русских славян был «скотий» бог Велес (Волос), имя которого они, возможно, позаимствовали от  названий греческих городов Волос и  Велестинон, где также было отмечено расселение  славян. Из Волоса легендарный Ясон на корабле Арго отправился за Золотым руном в Колхиду (Грузия, Турция), в очень далекий путь  в 2600 километров. То есть, здесь, в горах у народа  Мушки (предположительно) прятался посланный из  Греции богиней Герой (матерью Зевса) Фрикс, получивший приют в Колхиде за  золотую шкуру барана – древнегреческого бога Криоса. А через некоторое время из греческого города Волос в Колхиду отправился мужественный Ясон с аргонавтами за этой самой  золотой бараньей шкурой. Провинции Мокк и Муш находятся на близком расстоянии, но характеристики древних историков населяющих их народов очень разные. Если о народе Мушки они говорят как о разбойниках, выращивающих в горах  ядовитую мандрагору, то о  жителях Муша, напомним, анонимный персидский автор XIII века в своей работе «Чудеса мира» говорил: «В Армении есть город Муш. Одну половину его населения составляют мусульмане, другую — неверные. Они необычайно красивой внешности… Укреплённый город в Армении, цитадель [его] возведена из камня. Место это — труднодоступное, сельская округа находится на твердых камнях».
        А теперь  выделим детали, которые мы знаем, как «древнеславянские»: «золоторунный» древнегреческий бог Криос (баран) ( кимвры- древние пруссы – кривичи).  Древнегреческие города Волос и Велестион, связанные легендой о боге Криосе и проживанием в них древних славян, и имя  языческого «скотьего» бога славян Велес (Волос). Провинции древней Армении Мокк и Муш (современная Турция), где проживали «очень красивые люди» - неверные, возможно,  славяне-хетты. И имя древнеславянского языческого бога (богини) Мокошь. И еще раз выделим из этого текста детали как особенно знакомые нам:  кривичи,  очень красивые люди, Велес (Волос), Мокошь. Получается – очень красивые люди племени кривичи, поклоняющиеся Велесу и Мокоши, которые заселили землю на Ладоге  в середине 8 века н.э. Это документально подтвержденные исторические данные. Но если опираться на  данные мировых легенд четырехтысячелетней давности, то эти неизвестные «красивые люди» обошли, что называется, «весь белый свет» и везде  овладевали различным мастерством, строили империи, создавали высокохудожественные ценности.  Но были гонимы в силу  климатических и исторических факторов, теряли свои земли и меняли имена племени, пока не оказались на озере Ладога, где начали строить  свою очередную страну – Русь и  затем империю – Россию. И получается, что вместе с этим «красивым народом»  весь его путь в эти четыре тысячи лет прошли их языческие идолы, сохранившиеся в том или ином виде до нашего времени и которые сегодня «читаются» как «Илиада» или «Одиссея» Гомера.