На хлебном поле. Житейская история

Лия Константиновна Телегина
           Майские дни, как всегда, несли из леса сладкий дух цветущих ландышей и черёмух. Дети часто вспоминали интересный поход в лес к голубым пролескам со своей учительницей. Помнили и её обещание сходить в поход летом, а потому на летних каникулах часто забегали в школу к Ольге Николаевне, но всё видели, что у неё были какие-то неотложные дела: что-то считала, что-то писала, что-то планировала на новый учебный год. И только в начале июля месяца она, улыбаясь детям, сказала, что у неё отпуск, и теперь можно отправляться в поход. Она знала, что и взрослым, и детям нужна полная смена деятельности и обстановки, отдых от обычной жизни. Кроме того, в походах возникают чувства ещё большего сплочения, взаимовыручки, уважения, дружбы, которые будут крепнуть с каждым днём. Ольга Николаевна знала, что много радости всем даёт красота нашей земли.
          День был солнечный. Ласковый ветер обнимал детей, идущих по широкой накатанной дороге, над которой от тихой реки лилась прозрачная пена бело-розовых облаков, пузырчатых и кипучих, как молоко. В этой не сказочной красоте мира всех охватила неисчерпаемая радость. Спешить было некуда. Вот и иди, и любуйся весёлой звучной жизнью.
          Вскоре они дошли до росстани. Остановились. Здесь с весёлым лукавством мальчишка, лет шести – семи, шлёпая босой ногой по впадинке, наполненной пылью, откусывал маленькие кусочки хлеба и аппетитно жевал.
         - Я так до смерти есть хочу! – сообщил он детям, показывая горбушку хлеба, присыпанную крупной солью, которую, чтобы не ссыпалась, примочил водой.
         - Мы видим, какой ты голодный, - за всех ответила мальчику Ольга Николаевна. – Приятного аппетита. Что же ты дома не кушал хлебушек?
         - Одному не хотелось. Бабушка с утра на огороде возится. Все разошлись. Кто куда, тоже работают, а я пришёл сюда, подумав, что встречу кого-то из друзей. А встретил вас. Могу и вам дать откусить от горбушки по кусочку. Это Божий дар. Он защищает человека в дороге, говорила мне бабушка. Отведайте хлебца с солью и навсегда станете моими друзьями.
          Учительница одобрила предложение мальчугана и добавила:
          - А ты за каждого из нас сам по кусочку съешь, и мы будем твоими друзьями.
         -Вот- вот, - сказал Сеня Пташкин, - это мудро получится. Все засмеялись. Казалось сыпался нескончаемый мелкий бисер детского хохота.
        Ольга Николаевна внимательно посмотрела на две дороги. Одна шла в лес, другая на хлебное поле.
         - А может нам изменить маршрут и полюбоваться полем, предложила она детям. – Вот и друга встретили с соблазном душистой корочки хлеба. Неплохо бы увидеть и пшеницу, и рожь, пока они ещё на корню. Их скоро начнут убирать, и поля опустеют. Не только в лесу, но и здесь, на полях, есть своя прелесть.
          Утреннее весёлое настроение не покинуло детей. Их было семеро: командир класса Юра, Сева Пташкин, Витя Клюев, Валя Невзорова, Люда Олешко, Славик Петров и его брат Петя. Это были те дети, которые пока никуда не уехали из родного села: ни к родственникам в город, ни в лагеря, ни с родителями на Чёрное море. И вот все семеро быстро согласились, потому что Ольга Николаевна и в поле расскажет что-то интересное.
           Мальчик увязался со всеми.
           - Меня Серёжкой зовут, - сказал он, всё ещё жуя хлеб.
          -Нет, - возразила Валя, - ты не Серёжка, а Сержик. Осенью в школу пойдёшь в первый класс, будешь школьником, как и мы, а значит, и нашим другом.
          К полю подошли с песней. И, забегая вперёд, Сержик раньше всех протянул пискливо:
          - Здравствуй, поле родное, я твой тонкий колосок. И  все неудержимо рассмеялись.
К началу лета хлебное поле зазолотилось налитыми зерном колосьями, которые колыхались волнами на своих упругих стеблях. Летний зной изо дня в день наливает янтарной спелостью золотые колосья, а кратковременные дожди поят их своей живительной влагой. Уже во второй половине лета поле волнительно будет ожидать начала уборки урожая.
           Множество полевых цветов заиграли в колосьях драгоценными камешками, словно нечаянно рассыпавшееся ожерелье упало с небес. Бархатные лепестки гвоздики стыдливо розовели среди васильковых и ромашковых полянок. Над полевыми цветами гудели шмели и пчёлы, собирая июльского настоя нектар. От травы, которая пышно разрослась, тянуло свежестью, а кое-где она успела выгореть. Дети заметили, как по своим делам спешат божьи коровки, жучки и одинокие муравьи
            - Воздух, настоянный на ароматах растений, - это запах самой природы, самого разгара лета, плодородной земли. Лето перешло в жаркий июль, а душа требует ярких красок. Вот почему мы любуемся каждым цветком, не перестаём удивляться их разнообразию, - поясняла учительница детям. Восхищённые и немного уставшие дети незаметно один за другим стали присаживаться на травку. Они вспомнили, что можно всем маленьким отрядом подкрепиться. У каждого были за плечами самодельные рюкзаки с едой и чаем. Люда Клюева вынула небольшую скатёрку, на неё постелила клеёнку, и все дети выложили вареный картофель, малосолёные огурчики и кусочки хлеба. Учительница поставила пакет с белыми пряниками, на которые пристально посмотрел Серёжа и, вздохнув, сказал: «Пир горой…» и утёр рукой нос и губы.
             - Садись, садись с нами Сержик, - пригласил внимательный Сева Пташкин. – Мы теперь твои друзья. А Ольга Николаевна добавила:
            - Силы нужны для обратного пути. Надо подкрепить их со всеми. Серёжу не нужно было долго уговаривать. Он вздохнул и по-взрослому рассудил: «Надо, значит, надо», - и принялся за еду со всеми.
           А учительница заметила:
           - Можно кушать и слушать, а я расскажу вам интересную историю о том, как девочка по имени Ди нашла хлебные колоски. Заметив, что дети смотрят на неё со вниманием, она, подумав, неторопливо начала:
           - Это было давным-давно. Люди жили племенами. У них была ежедневная забота добыть себе пищу. Мужчины охотились, женщины и дети собирали растения и корешки, пригодные в пищу.
           Однажды девочка Ди среди растений увидела колоски. Обобрала с них зёрнышки и попробовала:
           - Какие они вкусные! А что у них такое внутри? Надо посмотреть, - решила Ди. – Возьму-ка я камешек и растолку эти зёрнышки. Растолкла и увидела муку. Вдруг пошёл дождик. Из муки получился шарик. – А можно ли его кушать? – И она попробовала тесто.
           От дождя девочка замёрзла и разожгла костёр, чтобы согреться. Шарик упал в огонь. Ди его достала, горячий и пахучий. Он оказался вкусным. Она насобирала много таких зёрнышек: «Вот обрадуются все!»
            Неожиданно девочка увидела змею, выронила лукошко и убежала.
            - Что же я дома скажу? Я всё рассыпала: и коренья, и зёрнышки, меня
будут ругать, - подумала она.
            Беда и радость ходят рядом. Охотники тоже вернулись без добычи, злые, голодные. Одна надежда на женщин и детей. Ох, и досталось же бедной Ди!
            Прошёл год, и все в племени забыли об этом. И вот Ди оказалась на том злополучном месте. Впрочем, место оказалось на этот раз счастливым. Ди собрала зёрен в сто раз больше. Каждое обронённое зёрнышко проросло в колосок, налитый зёрнами. И что делать с зёрнами, Ди тоже уже знала. С той поры всё и началось.
            А чтобы зёрнышко стало хлебом, нужны четыре силы – солнце, дождь, земля и… человеческий труд. Когда историю о девочке Ди прослушали, Юра, напрягая память, сказал:
- А это стихи о хлебе:
                В нём земли родные соки, солнца свет весёлый в нём.
                Уплетай за обе щёки, вырастай богатырем.
               - То-то я и ел его сегодня, - опять рассмешил всех Серёжа.
               - А в лес мы ещё успеем совершить поход за лето. Поход – это наша интересная маленькая жизнь, - опять подсказала учительница. И довольные дети воскликнули: «Ура!»