Лука Джордано... Великие художники

Алексей Гончаров2
Лука Джордано ­­­­­­­­­"Похищение Европы" Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Зародился в Италии. Термин был введён в конце XIX в. швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вёльфлином. Стиль охватил все виды творчества: литературу, музыку, театр, но особенно ярко проявился в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий. Выразительность барочных произведений часто построена на контрастах, драматических столкновениях возвышенного и низменного, величественного и ничтожного, прекрасного и безобразного, иллюзорного и реального, света и тьмы. Склонность к сочинению сложных и многословных аллегорий соседствовала с предельной натуралистичностью. Барочные произведения искусства отличались избыточностью форм, страстностью и напряжённостью образов.

Рококо (1710-1740-е гг.) или позднее барокко. Стиль по пышности и вычурности сопоставимый с предшествующими эпохами – барокко ранним и высоким, а вот в части вольности в обращении с традицией шагнувший далеко вперед – в сторону нашего времени. Оттого, вероятно, так мало осталось его примеров (в архитектуре), ведь им недолго увлекались повально, чтобы затем решительно отринуть, обвинив в дурновкусии.

Лука Джордано (Luca Giordano; 18 октября 1634 — 12 января 1705 гг.) — известный итальянский художник XVII века, работавший в стиле позднего барокко. Лука Джордано является одним из
представителей неаполитанской живописи всех времён и чрезвычайно плодовитым мастером. За долгую карьеру он создал более 1000 картин, шедевры его творчества украшают сегодня десятки музеев Европы. А биография художника насыщена многочисленными переездами по городам Италии, Испании и Франции.

Лука Джордано также создал огромное количество фресок для католических храмов и отличался невероятной быстротой написания картин. Среди современников он даже приобрёл прозвище Лука Фа-Престо, что в переводе с итальянского означает «быстрый» или «торопыга».

Лука Джордано появился на свет 18 октября 1634 года в Неаполе в семье местного художника Антонио и его жены Изабеллы Импарато. Первым учителем мальчика был его отец, которому маленький Лука уже в возрасте 6 лет помогал рисовать фрески. А спустя еще 3 года Джордано стал учеником знаменитого Хосе де Риберы (Jos; de Ribera), которому помогал в мастерской в течение последующих 9 лет.

В сентябре 1652 года, после смерти Риберы, молодой Джордано стал самостоятельным художником. Этим же периодом датируются первые сохранившиеся работы мастера, написанные в манере Караваджо (Caravaggio) и его многочисленных последователей. Но уже в начале 1660-х стиль Луки изменился под влиянием творчества Микеланджело (Michelangelo), Рафаэля (Raffaello Santi), Рубенса (Rubens) и других мастеров, с шедеврами которых он познакомился во время нескольких поездок в Рим и Венецию.

В 1658 году Джордано женился на Маргарите Дарди и начал жить отдельно от родителей. К тому времени он уже стал популярным мастером живописи не только в родном Неаполе, но и далеко за его пределами. Заказчиков привлекала поразительная быстрота выполнения работ художником и относительно небольшая стоимость его услуг. Лука отличался практичным складом ума, поэтому он поставил написание картин на поток, наняв множество учеников. Многие из них впоследствии стали заметными художниками, но никто так и не превзошел учителя по уровню мастерства и влияния на итальянское искусство.

С начала 1660-х годов Джордано, помимо множества небольших заказов, постоянно получал крупные контракты на написание серий картин и фресок для самых влиятельных неаполитанских вельмож. По указанию испанского наместника графа Бракамонте (Bracamonte) он создал росписи для целого ряда церквей, а для семьи Д; Айвалос (D; Avalos) — цикл картин на мифологическую тематику. Венецианский маркиз Агостино Фонсека (Agostino Fonseca) пригласил мастера к себе домой для написания шести огромных живописных произведений. Фламандские, испанские и итальянские коллекционеры десятками скупали работы Джордано, выполненные в стиле раннего классицизма.

Лука Джордано обладал значительным художественным талантом, весьма развитым чувством красоты и удивительной находчивостью воображения; но иногда непростительно злоупотреблял своим дарованием, считая бойкость и быстроту фактуры главным достоинством живописного произведения.

Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Одни из них прекрасно задуманы, нарисованы и написаны; другие слабы по концепции и небрежны по исполнению. Лучшими из работ Джордано считаются «Основание ордена Золотого Руна», плафон в одной из зал дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, «Триумф Юдифи» и другие фрески в неаполитанском музее Чертоза-ди-Сан-Мартино, «Архангел Михаил низвергает восставших ангелов в бездну» в Вене и «Суд Париса» в Берлине.В Эрмитаже представлены картины Джордано «Спаситель, снятый со креста», «Сон юного Вакха», «Суд Париса», «Кузница Вулкана», «Триумф Галатеи», «Похищение Европы», «Аполлон и Дафна», «Святой Франциск Ассизский», «Рождество Св. Иоанна Крестителя», «Битва лапифов с кентаврами», «Изгнание торгующих из храма». Несколько картин Джордано есть и в Пушкинском музее — «Аполлон и Марсий», «Сусанна перед судьями», «Мучение святого Лаврентия», «Видение креста Константину» и «Брак в Кане Галилейской».

Лука Джордано был уникальным итальянским живописцем, который всю жизнь смело экспериментировал и не боялся нападок критиков. К счастью, у великого мастера всегда было много влиятельных покровителей, что позволило ему творить с огромным удовольствием и добиться грандиозного успеха еще при жизни.
Лука Джордано умер 12 января 1705 года в родном городе.


    @