Царство -возвышенность знания

Сара Това Кунин 3
ЦАРСТВО – ВОЗВЫШЕННОСТЬ ЗНАНИЯ
Кто  достоин называться царем? Тот, кто возвысился качествами своей души, глубиной знания и силой мышления, – так что он неподвластен влиянию
окружения, и его не сгибают ветры, веющие со всех сторон.
Обретение истинного величия дается человеку большим трудом, ведь по
своей природе он восприимчив к влиянию окружения. Его душа подчинена
мнению большинства. И таковы не только неразумные массы, лишенные собственной инициативы. Даже образованным и знающим людям трудно освободиться от властвующих в мире мнений, поскольку они основывают свои представления о мире на понятиях, принятых в обществе. Человеку очень трудно
самостоятельно прийти к верным мыслям и заключениям.
Великий мудрец и праведник раби Исраэль Салантер, благословенной памяти, объяснял высказывание наших мудрецов о временах перед приходом Машиаха: «Лицо поколения будет подобно морде собаки»17. Когда мы видим, говорил
он, что едет карета, а перед ней бежит собака, невозможно понять, кто ведущий,
а кто – ведомый. Кажется, что путь определяет собака, поскольку она бежит впереди, а карета следует за ней! Но, приближаясь к развилке дорог, собака останавливается и оборачивается, следя за тем, куда поедет карета. Значит собака не указывает путь, а бежит туда, куда направляется следующая за ней карета. Так будет
и во времена перед приходом Машиаха: «лицо поколения» – вожди нации – не
поведут народ по своему разумению, а будут всегда оборачиваться назад, чтобы
«направлять» народ туда, куда склоняется большинство.
17 Сота 49б.
ЦАРСТВО
20
УРОКИ ЗНАНИЯ II ТОМ
Пока люди облачены в материю и связаны с обществом, они не могут полностью освободиться от этой зависимости. Но бывает и так, что личность возвышается над большинством в своем знании Торы. И насколько человек глубок
в мышлении и возвышен над массами, – настолько он царствует над народом и
управляет им, а окружение воздает ему славой. Разумеется, это верно, только
если в своих отношениях с людьми человек достаточно мягок; иначе его непреклонность может вызвать у них противодействие. Но если твердость не препятствует лидерству, весь мир признает его величие, склонится перед ним и увенчает
его царской короной.
Однако для того, чтобы стать царем над окружающими, необходимо прежде всего воцариться над самим собой и научиться управлять своим духом. И
нет более великой и всеобъемлющей царской власти, чем эта! У самого могущественного царя, правящего всем миром, все же не может быть столько рабов и
слуг, как у человека, властвующего над многообразием своих чувств и побуждений сердца, приводящих к действию, каждая сила по-своему, каждое чувство –
согласно своему естеству.
Человек, умеющий контролировать в себе каждую из сил, управлять ими,
опираясь на знание и мощный разум, и использующий их все для достижения поставленной цели, не позволит им властвовать над собой. Ведь в противном случае
он будет безвольно подчиняться их хаотичному влиянию. Но, если он главенствует над всеми своими силами, то будет увенчан короной трепета перед Небесами.
Раби Ицхак бар Элазар сказал: «То, что мудрость сделала короной для головы,
скромность сделала задником для подошвы, согласно сказанному: «Начало мудрости – трепет перед Б-гом»18 и: «Пята скромности – трепет перед Б-гом»19»20.
На это способен только настоящий царь, самый великий и возвышенный.
Сказали наши мудрецы: «Числовое значение имени Аврам – 243, а Авраам – 248. Вначале Авраам воцарился над 243-мя органами его тела, а в конце –
над всеми 248-мью»21. В подчинении себе всех органов тела с множеством их
проявлений и заключена самая великая царская власть. И наш праотец Авраам,
благодаря своему величию и праведности, пришел к этой власти.
И еще сказали наши мудрецы, что учителя Торы называются царями, как
сказано: «Мною цари коронуются...»22»23. Только властвующие над своими
побуждениями и есть истинные цари. Царь не тот, кто восседает на престоле,
оставаясь вечным рабом каждой наклонности и побуждения, возникающих в
его душе. Такой человек непременно станет рабом каждого, в ком нуждается.
Царь – это тот, кто властвует над собой, и благодаря этому «его царствование
простирается надо всем»!
18 Теилим 111:10.
19 Мишлей 22:4.
20 Иерусалимский Талмуд, Шабат 1:3.
21 Недарим 32б.
22 Мишлей 8:15.
23 Гитин 62а.