Иван Яковлевич Билибин

Клуб Слово
Первую иллюстрацию  он  нарисовал к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и
о Сером волке», вдохновившись работами Васнецова. Его работы скупали
Русский музей и Третьяковская галерея, а эскизы декораций заказывали театры
 от Буэнос-Айреса до Парижа.
Он родился в поселке Тарховка недалеко от Петербурга. Его отец, Яков
Билибин, был главным врачом в военно-морском госпитале в Либаве (сегодня
— Лиепая, Латвия). Мать, Варвара Билибина, получила хорошее образование,
 она занималась детьми: Иваном и младшим Александром.
Родители увлекались живописью.
Художник вспоминал: «Я рос в интеллигентной семье.С великим интересом
ожидалась всегда передвижная выставка; что-то она даст в этом году?
Конечно, я заражался этим ожиданием от взрослых.».
 Мать хорошо играла на фортепиано: в молодости училась у известного
композитора Антона Рубинштейна. Иногда по вечерам Билибины устраивали
небольшие семейные концерты.
Из-за больной ноги Иван мало времени проводил на улице,  но много читал
 и рисовал.
ОН учился в Первой Петербургской гимназии,увлекался литературой и историей,
но лучше всего оценки были по математике. За успехи в точных науках Иван
был награжден серебряной медалью. Гимназистом особенно гордился дядя,
Николай Билибин, известный педагог и автор учебников по математике.
 «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».- говорил  Иван Билибин ,в о
сновном изображал природу: ранние работы назывались «Домик в лесу»,
«Сосновый бор», «Пейзаж». В старших классах гимназии он захотел научиться
разным техникам живописи и  стал посещать Рисовальную школу
 Общества поощрения художеств.
Его идею профессионально заниматься живописью и поступить в Академию
художеств не одобрил отец. Яков Билибин считал, что так сын не сможет в
будущем зарабатывать деньги и обеспечивать себя. Чтобы не портить отношения
с семьей, Иван поступил на юридический факультет
Санкт-Петербургского университета. Но искусство не отошло на второй план.
После лекций Иван Билибин писал сказки и сам же их иллюстрировал .
По окончании второго курса университета Иван уехал на лето в Мюнхен.
Это была его первая самостоятельная поездка. Билибин ходил в музеи смотреть
на полотна великих мастеров. Все три месяца, проведенных в Германии,он
занимался в частной художественной студии Антона Ашбе.
Сразу по приезде  в Петербург , Билибин поступил в  мастерскую
Ильи Репина. Работа в мастерской занимала у него все время: Билибин редко
ходил на лекции в университет и почти забросил учебу.
 Появлялся только на сессиях, чтобы сдать экзамены.
По окончании университета Билибин стал сотрудничать с журналом «Мир искусства».
 Он написал иллюстрации к сказкам «Марья Маревна», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Белая уточка», закончил «Княгиню на теремной башне».
В картине художник впервые применил прием разных точек зрения: зритель
видел башни города и корабли сверху, а саму княгиню — как если бы
находился снизу.
В 26 лет Билибин женился на художнице Марии Чемберс. В браке родилось
двое детей.
Художник поддержал революцию 1905 года. Либерал и антимонархист, Билибин
рисовал карикатуры для сатирического журнала «Адская почта» и «Жупел».
 Самой известной стала «Осел» — художник изобразил осла с императорскими регалиями.
В обрамлении картины Билибин использовал грифонов — символ дома
Романовых.
Карикатура вызвала общественный резонанс, и вскоре журнал «Жупел»
был закрыт. Гравер Анна Остроумова-Лебедева вспоминала: «К Билибину на
квартиру явились жандармы и после тщательного обыска арестовали его…
Редакция была разгромлена и весь материал увезен. Так кончил свои дни
«Жупел». Через несколько дней Билибина отпустили."
В 1907 году драматург Николай Евреинов предложил Ивану Билибину выполнить
 эскиз декораций для Старинного театра. Художник оформил религиозную
драму «Действо о Теофиле», события которой развивались в Средневековье.
Вскоре после премьеры художника позвали в дягилевскую антрепризу.
Билибин разработал дизайн костюмов к опере Мусоргского «Борис Годунов».
 Постановка с Шаляпиным в главной роли на сцене парижской
Гранд-Опера принесла славу не только певцу и Сергею Дягилеву, но
и Билибину: теперь его знали еще и как театрального художника.
Иван Билибин нарисовал эскизы декораций к опере Римского-Корсакова
«Золотой петушок».
Затем были заказы на постановки «Садко», «Руслан и Людмила». Нарисовал он
и костюмы для танцовщицы Анны Павловой к балету «Дочь фараона».
Наряду с этим, несколько раз в неделю Иван Билибин вел занятия по графике
в школе Общества поощрения художеств, в которой в юношестве учился сам.
Одна из студенток, Рене О’Коннель, стала супругой Ивана Билибина  после
развода с Марией  Чемберс.
В феврале 1917 года монархию свергли, и к власти пришло Временное
правительство.
Иван Билибин нарисовал эмблему Российской республики —
официального символа власти, который использовался на денежных
знаках и официальных бумагах. Он использовал изображение двуглавого орла
времен Ивана III, только без атрибутов царской власти.
 За это эмблема получила прозвище «ощипанная курица».
С 1992 года билибинский орел — символ Банка России.
После Февральской революции художник стал членом Особого совещания
по делам искусств при Временном правительстве.
Социалистическую революцию художник не принял. Вскоре, вместе с женой,
художник спешно уехал из Петрограда на свою дачу в Крым.
Зимой 1919 года вместе с отступающей белой армией Иван Билибин доехал
до Новороссийска. Художник решил эмигрировать.
Его жена ,Рене О’Коннель ,отказалась покинуть Россию . Они расстались.
1920 год. На пароходе «Саратов» Иван Билибин отплыл из России на Кипр.
Однако в пути многие пассажиры заболели тифом, и высадку запретили.
Вместо этого их отправили на карантин в  Александрию, а затем — в
палаточный лагерь для русских беженцев под Каиром .
После различных мытарств Билибин переехал в Каир, открыл свою мастерскую
 и быстро разбогател: обеспеченные греки заказывали ему картины и росписи.
 Вскоре в Каир приехала Александра Щекатихина-Потоцкая, бывшая ученица Билибина.
 Они проводили много времени вместе и вскоре поженились.
 В 1924 году пара переехала в Александрию, а через год поселилась в Париже.
Через некоторое время певица Мария Кузнецова-Бенуа заказала у Билибина
эскизы декораций для оперы — она недавно основала «Частную парижскую оперу»
и планировала провести сезон. За год художник оформил три постановки: «Сказку
о царе Салтане», «Снегурочку» и «Сказание о невидимом граде Китеже».
После премьер Иван Билибин начал получать заказы от разных театров мира.
 Он разработал декорации для балета Стравинского «Жар-птица», который ставили
в Буэнос-Айресе, а чуть позже сотрудничал с чешскими театрами в Брно и Праге.
 В 1933 году Иван Билибин выпустил иллюстрированное издание «Сказки о рыбаке
и рыбке».Вскоре взялся за иностранную литературу — оформил «Русалочку»
Ханса Кристиана Андерсена. Это сразу заинтересовало зарубежных издателей.
 В Париже Билибин познакомился с Владимиром Потемкиным — советским дипломатом
во Франции. Они близко общались, и в 1935 году Иван Билибин получил заказ
на роспись в здании посольства СССР. Потемкин предложил художнику вернуться
на родину, и в сентябре через год Билибин вместе с семьей приехал в Ленинград.
Он стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры
и архитектуры. Параллельно Иван Билибин сотрудничал с театрами: он
рисовал декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина.
 Вскоре выпустил серию иллюстраций к роману Алексея Толстого «Петр I»,  и
к «Песне про купца Калашникова» Михаила Лермонтова.
В сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка
Ивана Билибина. Но она так и не состоялась:
 началась
Великая Отечественная война.
Осенью того же года художник отказался от
эвакуации из блокадного Ленинграда: «Из осажденной крепости не бегут,
ее защищают».
Билибин умер от истощения 7 февраля 1942 года. Его похоронили в братской
могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.