Змееногая богиня язычников

Татьяна Алексеевна Щербакова
ЗМЕЕНОГАЯ БОГИНЯ ЯЗЫЧНИКОВ

                1

       Самая большая фигурка в моем «языческом пантеоне» - очень грубо вылепленный идол хлудневской «барыни» с волком, ребенком и «аленьким цветочком» в руках. Чтобы увидеть ее размер, я  поставила рядом другую хлудневскую фигурку, потому что считаю их «родственницами». У большой – назовем ее Мокошь – на кокошнике с «восьмиконечным венцом» три красные бесформенные метки, под ними  красная традиционная «волна» - змея, под ней непонятно для чего две зеленые  бесформенные метки – как бы вторые глаза,  под ними – зеленые брови,  красные глаза,  красные нос и рот.  Дальше на лице – или красная борода, или воротник от платья. Подмышками – справа волчок, слева – ребенок, руки поддерживают выступающий  красно-зеленый цветок, который, если смотреть в профиль, выглядит   также неприлично, как и у ее «родственницы». Даже современные специалисты, не разглядевшие в хлудневской игрушке многое, все-таки определили, что она – «оборотень». И если рассматривать эту огромную «барыню» - великана в профиль, то  видишь, что  под змеей на кокошнике – зеленые глаза, а под ними – нос, дальше усы, прорезанные в глине, а под ними еще одно лицо с  красной бородой. Цветок под ней уже и не цветок, а правая грудь кормящей матери, которую она поддерживает правой рукой. Одна грудь, тогда как у ее «родственницы» - две. Хотя и разных цветов. Значит, это  можно понимать как изображение мужчины. Переодетого в женщину, напялившего на себя  бабий кокошник.  Или это действительно женщина,  нацепившая  мужскую бороду и привязавшая неприличный «цветок».  Видимо, это предусматривали языческие жреческие ритуалы, а в 20 веке я неоднократно видела таких ряженых на деревенских свадьбах – с бородой-мочалкой и «неприличным цветком» на поясе.
      Спереди и сзади на рубахе фигурки - традиционное изображение солнца-глаза, а далее, под рубахой, - юбка с изображением продольных полос, спереди между ними красный крест. Конечно, это не христианский символ, а нечто другое. Вся фигурка похожа на столб, может быть, это древо жизни,  внизу которого – вход в святилище между двух традиционных столбов, а красный  крест – это священный огонь у входа.
        Чтобы понять, кого великанша держит в руках, нужно обратиться к легендам о языческих богах. Поскольку о детях богов в святилищах Перуна в Новгороде и Перкунаса в Ромове мы не знаем, то посмотрим другие источники. К примеру, о змееногой скифской богине, прорастающей деве, олицетворении земли и воды. Это скифское божество, известное в наши дни как “Богиня со змеиными ногами”, также называемая “Богиней-змееносцем”, названная так потому, что  она изображена как богиня со змеями или усиками вместо ног. Была связана с животворящим принципом, о чем свидетельствует ее поза, в которой ее руки и ноги были широко раскинуты, что представляло собой “позу для рождения”. Таким образом, эти сложные образы отражали сочетание человеческого материнства, растительности и животной жизни в богине со Змеиными ногами. На Сицилии известна Промахос (Мать Богов), у которой змеи за плечами, на юбке квадраты с точками — знак плодородия (580 г. до н.э.) Во многих  источниках указано, что змееногая богиня – мать Зевса.
         На многих изделиях древнегреческого периода было принято изображать вход в жнские половые органы в виде женского лица.  А у этого входа – глаз-солнце. И на нашем  хлудневском идоле мы видим  под руками, удерживающими волчка, ребенка и «цветок-грудь», солнце у входа в святилище со священным огнем (красным крестом).
         Что удивительно – на  хлудневской мужской фигурке Зевса с птицами в руках с обратной стороны мы видим вместо ног «выползающих» из-под рубахи змей (продольные волнистые линии). Это может быть указателем на его происхождение от змееногой богини.

                2

         Эта большая глиняная хлудневская фигурка, если обратиться к более поздним языческим божествам,  похожа и на Ангрбоду – в германо-скандинавской мифологии великаншу, первую жену бога огня и коварства Локи, названного брата бога Одина. Она родила от Локи  троих хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и хозяйку царства мёртвых — Хёль. Хлудневская «великанша» «несет» на кокошнике змея, в руках – волка - Фенрира и  ребенка – дочь Хёль. В сагах говорится, что Ангрбода жила в Стране Великанов и там же росли её дети-чудовища от Локи. Боги асы ожидали «великого зла от детей такой мерзкой матери и такого отца» и поэтому забрали всех троих и заточили в разных местах.
         Ее дочь Хёль в германо-скандинавской мифологии повелительница мира мёртвых. В латинском переводе древних саг она фигурирует под именем «Прозерпины». Прозерпина  — в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона. По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда её заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира. Он умчал её на колеснице, заставив бездну разверзнуться перед ними, и Прозерпина была унесена в подземное царство. Церера — древнеримская богиня урожая и плодородия, ответственная за произрастание и созревание злаков и других растений. Также была связана с подземным миром и могла насылать на людей безумие; покровительствовала материнству. Она  отправилась к воротам  ада – подземного мира – встала там на колени и  просила, чтобы дочь вышла к ней. Плутон вынужден был отпустить Прозерпину, но дал вкусить ей зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.
         Отец  Хёль – Локи – описывается как красивый человек невысокого роста, а вот его дочь  от страшной великанши родилась наполовину красной, наполовину синей. Глиняная фигурка из Хлуднева удивительно напоминает этими приметами  Хёль – до половины она раскрашена  в синий и красный цвета. Ее кокошник с тремя круглыми налепами – зеленым, синим, красным –сверху и снизу обведен синими полосами. На шее у нее красное ожерелье. Справа подмышкой она держит красный цветок, слева – синий, а посередине груди поддерживает руками «неприличный» красно-синий цветок из семи  лепестков с выступающим посередине восьмым красным «неприличным» концом. У нее красные глаза, красная метка на лбу, красные губы, «овечье» лицо с синими глубокими впадинами на щеках. С обратной стороны на спине у нее красно-синие «звезды» и красно-синее солнце-глаз. Руки раскрашены красно-синими полосками. Большие кисти рук – красные. Под ними на рубахе  сине-оранжевое солнце-глаз, а «юбка» раскрашена оранжевой «змеей»  среди зеленых точек – травы.
          Почему в данном случае меня привлек, кроме античного, и скандинавский легендарный вариант? Потому что в Старой Ладоге и в Новгороде поклонялись древнегерманскому языческому богу Одину, что не удивительно. Ведь он был «предком» рода Скьёлдунгов,  к которому  принадлежал Рорик Ютландский, известный под прозвищем у Ватикана  "Язва христианства", предположительно, Рюрик. Он пришел в Старую Ладогу, преданный своему богу, и оставался верным ему до конца. И еще 120 лет после его смерти язычники в земле рос поклонялись этому богу, с именем которого Рорик Ютландский узаконил  государственный, наследственный, статус этих земель. Пока не пришло время христианства и не стерло все, что было связано с языческой религией и с языческой культурой русских славян.
        Думаю, что три метки на кокошниках хлудневской великанши и ее «дочери», которые часто повторяются и на других глиняных идолах – это знак божественной языческой триады: Тора, Одина, Фрикко  в святилище в Упсале (современная Швеция),  Патолса, Потримпса и Перкунса  в Ромове (современный Калининград). Но вообще эта триада уходит в еще  более давние времена: например, Юпитер, Юнона, Минерва, или Зевс, Гера, Афина. Или Авентинская триада (также известная как Плебейская триада или Аграрная триада)  - современный термин исторической науки, используемый для обозначения совместного культа римских божеств Цереры, Либера и Либеры. Культ этой триады в Риме возник около 493 года до н.э. Примерно в районе Авентинского холма в Риме, традиционным местом расселения римского плебса, возникло священное место этих трёх божеств.
       Сочинение древнего историка Адама Бременского «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» даёт наиболее подробное описание храма в Упсале: « У этого племени есть знаменитое святилище, которое называется Упсала. Около этого храма растёт большое дерево с раскидистыми ветвями, вечно зелёное и зимой, и летом, и никто не знает, какова природа этого дерева. Там также находится источник, где язычники совершают жертвоприношения, бросая туда живого человека; если тот не всплывает, то это значит, что желание народа осуществится. Этот храм опоясан золотой цепью, которая висит на склонах здания и ярко освещает всех входящих. Храм расположен на равнине, которая со всех сторон окружена горами наподобие театра, и расположено недалеко от города Сигтуны (современная Бирка –Т.Щ.). В этом храме, который целиком изготовлен из золота, находятся статуи трёх почитаемых народом богов. Самый могущественный из них — Тор — восседает на троне посреди парадного зала; с одной стороны от него — Водан (Один – Т.Щ.), а с другой — Фрикко. Их полномочия распределяются следующим образом: "Тор, — говорят шведы, — царит в эфире, управляет громом и реками, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаями. Второй — Водан, что означает «ярость», ведёт войны, даёт людям мужество в битвах с врагами. Третий — Фрикко — дарует смертным мир и наслаждения. Последнего изображают с огромным фаллосом».
       Красно-синяя  глиняная фигурка из Хлуднева также, как и Фрикко, имеет большой «неприличный цветок». Поскольку языческие божества были оборотнями и умели превращаться и в других богов, и в зверей, то не удивительно, что и великанша, и ее «дочь» - богиня смерти  для каких-то целей «надели» на себя мужские атрибуты в виде  красной бороды у великанши и цветка-фаллоса у ее «дочери».
       Подмышкой у великанши – волчонок, возможно, будущий ужасный волк  Фенрир. Враг богов Фенрир (Ужасный Волк) был вторым из детей Локи. Первоначально боги посчитали его недостаточно опасным и позволили жить в Асгарде. Волк вырос среди асов и стал настолько велик и ужасен, что кормить его отваживался только Тюр, бог воинской храбрости. Чтобы обезопасить себя, асы решили сковать Фенрира цепью, но могучий волк легко рвал самые крепкие цепи. В конце концов асам хитростью всё же удалось сковать Фенрира волшебной цепью Глейпнир, которую гномы сделали из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил (в древности сухожилиям приписывали свойства нервов), рыбьего дыхания и птичьей слюны. Всего этого больше нет в мире. Глейпнир была тонка и мягка, как шёлк. Но, чтобы волк позволил надеть на себя эту цепь, Тюру пришлось вложить руку ему в пасть в знак отсутствия злых намерений. Когда Фенрир не смог освободиться, он откусил руку Тюра. Асы приковали Фенрира к скале глубоко под землёй и воткнули меч между его челюстями. «Рукоять (меча) упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света».
        В день Рагнарёка («Судьба богов», «Сумерки богов»), в германо-скандинавской мифологии — гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами-Т.Щ.) Фенрир разорвёт свои оковы. В финале же битвы Фенрир убьёт Одина, а за своего отца отомстит Видар — древнескандинавский бог мщения и безмолвия, сын Одина и великанши Грид.
       Третий ребенок великанши - Ёрмунганд  — «огромное чудовище», «Мировой Змей» — морской змей из скандинавской мифологии. С мировым змеем Апопом боролся бог Сет, который и сам  мог превращаться в змея. Бог Один, который имел на себе признаки бога Сета,  ходил по миру с  извилистой палкой, которая была символом змеи. Вспомним – русские славяне носили племенное имя кривичи, а древнепрусские жрецы святилища Ромов именовались кривесами. Безусловно, это имя было  божественным и всеми своими «змеиными» значениями уходило в очень далекую древность. Бог Велес (Волос) «пришел» к русским славянам позже и слыл  антогонистом  Перуна, каким был древнеегипетский Сет для Гора. В итоге все это загадочное змеиное величие в конце концов в 988 году победил Георгий Победоносец, поставивший крест на языческих верованиях русских славян.