Путешествие в детство. Очерк

Надежда Орлова 4
Что испытывает человек, когда через много-много лет оказывается в местах, где появился на свет и покинул их в детском возрасте – задавала себе вопрос Мария. Очевидно, многие, кому  за …, часто вспоминают детство и свою малую родину, ведь, несмотря на все трудности, это было самое счастливое время. Вот и Мария мечтала оказаться там. И когда сын спросил, что подарить ей на день рождения, она сказала, что очень бы хотела оказаться в местах, где прошло её детство.
Ранним августовским утром она, вместе с сестрой и внуком, тронулись в путь. День обещал быть жарким, но в машине сына, благодаря кондиционеру, было комфортно. За разговорами, а тем было множество, время бежало незаметно. Дорога, в окружении лесного массива  стала пустынней, и машина, практически в одиночестве, неслась на большой скорости. Местность менялась – леса уходили в сторону, открывались луговые просторы. Указатель «станция Заколпье» заставило дрогнуть сердечко Марии. Вот сюда, в 50-тые годы прошлого столетия, её мама ходила пешком из деревни за хлебом, где могла простоять в очереди целый день. А они с братом, ожидая мать, искали крошечки хлеба, чтобы утолить голод. Вспомнилось, с каким нетерпением Мария ждала мать, которая обещала купить ткань для школьной формы. Вот отсюда они уезжали к бабушке с дедушкой в гости на поезде. Именно здесь, на станции, она впервые попробовала развесное мороженое, которое продавали на вафельном кружочке.
Асфальтированная дорога, бескрайние луга приближали их к деревне. Но, к сожалению, она не видела засеянных полей, все они были заброшены. А ей вспомнилось:
Все чаще снится мне раздолье,
Лугов, полей, дороги даль.
Где было детям всем приволье -
Мы так любили Отчий край!
Там, босоногой детворою,
Могли часами пропадать.
Нас аромат травы накроет -
И сладко было в нем дышать!
Как солнца маленькие дети,
Росли подсолнухи в полях.
Пейзажа лучшего на свете
Я не видала, только в снах.
Гречихи аромат медовый
Над полем плыл, когда цвела.
Оттенок нежный и лиловый,
Над нею – песня пчел плыла.
К себе манило разнотравье,
Купальниц нежных на лугу,
И радовались мы дубраве...
Пейзажи эти сберегу.
Свершилось! Она там, где не была более полвека. Что и кого она узнает? Мария была настроена увидеть ветхие дома, которых осталось немного ( так её информировала знакомая), но что это?  Асфальтированная дорога, новые, современные дома, вперемежку со старыми, по широкой улице проложен водопровод, у каждого дома приготовленный для вывоза аккуратный пакет с мусором. Выйдя из машины, Мария с сестрой долго рассуждали, где мог стоять их дом. Вспомнилось – в жаркое лето они с матерью носили воду для полива из прудика, который был недалеко от дома.  И, пройдя часть деревни, она увидела этот пруд. Он почти высох, но рядом с ним росла огромная ива, которую Мария узнала – та была тогда молодым деревом. Недалеко от прудика стоял небольшой деревянный домик с двумя окнами, который очень напоминал тот, её старый дом. Почему то она сделала вывод, что этот был построен на месте отчего дома.
Поговорив с пожилой женщиной о том давнем времени, она ничего не узнала – та не могла припомнить её семью, так как была моложе Марии, но сообщила, что в магазине работает продавщица с такой же фамилией. Пройдя дальше по деревне, они увидели симпатичную постройку с яркой вывеской ПРОДУКТЫ. А в памяти Марии всплыла картинка магазинчика из далёкого прошлого, где можно было купить только крупы, соль, спички, карамельки и селёдку. И как они, деревенские дети, вечно голодные, отковыривали ржавую кильку из громадной бочки, стоявшей во дворе магазина. А теперь в магазине, светлом и просторном, был богатый ассортимент продуктов. Их с улыбкой встретила хозяйка этого магазина - Людмила. Но общих родственников при разговоре с ней, Мария не обнаружила. Очевидно, они были по линии мужа, а она о них не знала.   Выяснила, что в деревне построена новая  четырёхлетняя школа. И опять Мария вспомнила ту, старую школу – деревянную, мрачную и кабинет, где учитель вёл сразу два класса – второй и четвёртый. Выйдя из магазина, они прошлись по деревне, но взрослых больше никого не встретили.
Мария попросила сына доехать до церкви, которая находилась в селе Заколпье. Только однажды она побывала там с матерью, но этот поход через цветущие поля навсегда оставил след в её памяти.
С тех пор прошло немало лет,
Но к храму не забыть дорогу,
Что нас отводит всех от бед,
И заглушает боль, тревогу.
Вела нас мама босиком -
Тот храм стоял в селе соседнем.
Обулись лишь перед селом,
Чтобы сберечь обувку ближним.
Храм на холме, как чайка, белый,
На солнце купола блестят.
И входим мы в него несмело,
И лоб свой крестим невпопад.
Молитва ввысь, туда, где небо.
Мерцают свечи, блеск икон.
А человек здесь славит Бога,
И в Божью милость верит он.
И вот теперь, находясь в храме Рождества Христова, среди тех же икон, у горящих свечей, Мария чувствовала себя маленькой девочкой, верящей только в хорошее. Слёзы благости и благодарности выступили на глазах.
Возвращаясь в обратный путь, она вспоминала глаза тех женщин, с кем общалась – у бабушки, продавщицы и матушки они были небесного цвета, глубокие и мудрые.  Её  всегда восхищали глаза отца, у которого при  волосах, чёрных, как смоль, они тоже были небесного цвета. Возможно, в этом и есть связь с родимой землёй  – подумалось ей.
В народе часто говорят – никогда не возвращайтесь в старые места, вас будут ждать разочарования. Но, нет, к Марии пришло успокоение и удовлетворение – живёт её деревня и стала ещё краше. Надо, надо посещать родные места, где получишь подпитку и подзарядку от воздуха детства и земли, по которой бегала когда-то босиком.  Значит, жизнь продолжается.