Глава седьмая Слово о женщине

Николай Гульнев
   Жена  морского  офицера – это  кто?  Искательница  счастья,  прельщённая  золотыми  лейтенантскими  погонами  или  же  великая  подвижница,  сознательно  выбравшая  тяжкую  долю  офицерской  жены?  В  хорошем  понимании – жена  морского  офицера  действительно  великая  женщина!  И  в  этом  определении  нет  ни  малейшей  натяжки.  Следует  заметить,  что  настоящая  жена  морского  офицера  своим  молчаливым  присутствием  и  великим  терпением  помогала  большинству  морских  офицеров  двигаться  по  карьерной  лестнице.  Я  не  считаю  за  жён  тех  женщин,  которые  по  непонятным  причинам  проживали  в  Ленинграде  или  в  других  обжитых  городах.  Но  я  не  судья  этим  женщинам.  Просто  в  мою  память  врезалось  два  примера.  У  моего  помощника,  выпускника  ВВМКУ  им.  Фрунзе,  жена  так  и  не  приехала  на  Север.  Он  её  безумно  любил,  я  же  по  возможности  отпускал  его  на  побывку  в  Ленинград.  Иногда  он  самовольно  улетал  в  выходные  дни  для  встречи  с  женой  и  дочкой,  но  такой  образ  жизни  несовместим  со  службой.  На  допуск  к  управлению  кораблём  он  так  и  не  смог  сдать.   Дальнейшая  служба  у  него  сложилась  так,  как  и  должна  была  сложиться – неудачно. 
   У  другого  нашего  выпускника,  имя  которого  сияет  на  мраморной  доске  выпуска  1956  года,  судьба  сложилась  вообще  трагически – он  застрелился  на  глазах  жены  и  похотливого  помощника  с  гражданского  судна,  стоявшего  рядом с  ним  в  ремонте  в  Архангельске  на  верфях  Соломбалы.  Застрелился  в  собственной  командирской  каюте  морского  тральщика.   Так  закончился  случайный  визит  жены,  постоянно  проживавшей  в  Ленинграде.  А  ведь  какой  был  офицер  и  командир! 
   Таких  историй  любой  из  нас  знает  достаточно  много.  К  этому  стоит  добавить  лишь  одно,  что  жена  морского  офицера – это  диагноз,  это  призвание,  это  долготерпение,  это  любовь  и  верность.  Другого  не  дано!  Но  как  жить  в  морских  гарнизонах  и  остаться  настоящей  женой?  Этому  не  учили  и  учить  не  будут.  И  многих  морских  офицеров  ждут  трагические  судьбы  и  неурядицы.
   Это  наши  жёны  по  непонятным  каналам  узнавали  о  том,  что  атомная  лодка  «К-19»  терпит  аварию  в  океане,  это  на  глазах  наших  жён  произошёл  взрыв  одной  из  лодок  в  г. Полярном  с  массовой  гибелью  офицеров  и  матросов,  это  наши  жёны  оплакивали  гибель  дизельной  подводной  лодки  «С-80»,  это  на  глазах  наших  жён  хоронили  в  губе  Кислой  и  в  губе  Оленьей  погибших  с  подводных  лодок  «С-80»  и  «К-19».  Это  наши  жёны  вынесли  всю  боль  в  своих  чутких  сердцах,  оплакивая  погибших  на  подводных  лодках «К-219», «Комсомолец»,  «Курск»  и  «К-159».  Счёт  трагедий  можно  продолжать  до  бесконечности.  А  вспомните  гибель  Командования  и  офицеров  Тихоокеанского  Флота!  Ведь  там  были  и  северяне,  недавно  назначенные  на  высокие  должности.
   Это  на  глазах  наших  жён  взрывались  ракеты  в  губе  Окольная,  рядом  с  Североморском,  где  в  подземных  бункерах  хранились  ядерные  боезаряды.  Тогда, сколько  мне  помнится,  самые  ушлые  офицеры  спешили  покинуть  Североморск,  так  как  взрыв  в  губе  Окольной  напоминал  атомный  взрыв.  Но  большинство  жён  находились  в  своих  квартирах,  в  которых  вылетали  рамы  и  стёкла.  Наши  жёны  так  и  не  узнали,  что  зимой  1991  года  при  погрузке  ядерных  ракет  на  стратегический  ракетный  крейсер  в  той  же  губе  Окольная,  был  пробит  корпус  с  одним  из  компонентов  ракетного  топлива.  Облако,  которое  могло  уничтожить  всех  на  своём  пути,  ушло  по  ветру  на  северо-восток,  а  ракету  срочно  на  кране  опустили  в  воду,  чем  и  предотвратили  трагедию.  Как  вы  знаете,  это  не  было  сделано  на  ПЛ  «К-219».  Она  лежит  на  дне  с  16  ядерными  боеголовками.
   Да,  скажете  вы,  это  всё  экстремальные  ситуации!  Господи,  знатоки  и  верхогляды,  а  вы  знаете  быт  северных  гарнизонов?  Вы  мёрзли  в  холодных  комнатах  и  квартирах?  Вы  жили  без  молока  и  детсадов  для  детей?  Вы  добирались  из  отпусков  в  холодные  гарнизоны  на  такси?  Да  до  наших  гарнизонов  на  Севере  до  сих  пор  не  везде  дороги  проложены,  не  говоря  о  тех  временах,  в  которые  мы  начинали  лейтенантскую  службу.  Вспоминаю  декабрь  1965  года,  когда  наш  корабль,  морской  тральщик  пр.  264-А,  водоизмещением  900  тонн,  на  котором  я  был  в  должности  командира  БЧ-2-3,  доставлял  из  Мурманска  в  гарнизоны  Видяево  и  Западную  Лицу  офицерские  семьи  из  отпусков.  Впечатление  не  для  слабонервных.  Кольский  залив  парит,  во  многих  местах скован  льдом,  плачущие  дети  и  мужественные  женщины.  Они  возвращались!  Они  «отдохнули»  в  ноябре  и  декабре,  они  готовы  были  снова  встать  на  северную  вахту  вместе  со  своими  мужьями.  Спасибо  вам  и  всем  женщинам – настоящим  жёнам  в  вашем  лице,  спасибо  за  мужество,  за  великое  терпение  и  за  подвижничество.  Простите  нас,  мужчин,  за  то,  что  мы  не  смогли  вам  много  дать,  хотя  надеялись  на  что-то  и  что-то  обещали.
   А  кто  считал  переезды  из  гарнизона  в гарнизон,  переезды  на  учёбу  и  новостройки?  У  кого  как!  Я  сменил  за  службу  10  мест!
   Вспоминаю,  как  в  Лиинахамари  мы  обставили  комнату – не  квартиру!  Купили  диван-кровать,  стол,  стулья,  тумбочку  и  пр.  житейские  радости.  Через  8  месяцев  я  был  назначен  командиром  в  Полярный.  Помню,  что  стулья  Лидия  Ивановна,  моя  достойнейшая  жена,  продала  по  рублю,  стол  подарила,  а  диван-кровать  так  и  оставили  в  этой  комнате.
   Я  свою  семью – жену  и  маленького  сына,  привёз  на  Север  в  декабре  1967  года.  И  с  этого  времени,  до  ухода  в  запас  в  конце  1991  года,  моя  жена – Лидия  Ивановна,  несла  тяжкую  службу  вместе  со  мной.  У  неё  и  мыслей  не  было,  что  можно  жить  как-то  по-другому.  Вот  почему  наши  жёны  слишком  рано  седели  и  старели,  слишком  рано  сдавало  у  них  здоровье.
   Многие  из  нас  сейчас  жалеют,  что  смогли  поднять  на  ноги  и  воспитать 
только  по  одному  ребёнку.  Господи!  Это  у  екатерининского  вельможи  Безбородко  только  дворни  насчитывалось  до  250  человек,  а  у  отца  Александра  Пушкина  до  50  человек.  Это  наши  жёны  свой  тяжкий  материнский  груз  несли  сами.  Мы  им  мало  чем  могли  помочь!  Да  нам  порой  самим  надо  было  помогать.  Какими  мы  приходили  на  короткий  отдых  со  службы?  Да  лучше  не  вспоминать.
   Всё,  что  мной  сказано  выше,  сказано  не  для  того,  чтобы  кого-то  запугать  или  удивить!  Избавьте  меня  от  этой  глупости.  Я  это  сказал  для  того,  чтобы  в  лице  своей  достойнейшей  жены – Лидии  Ивановны,   всем  настоящим  жёнам  морских  офицеров  сказать  простое  человеческое – «Спасибо!»  Простите  нас  за  то,  что  мы  Вас  не  сберегли,  что  мы  не  смогли  дать  Вам  то,  что  иногда  обещали.  Мы  перед  Вами  в  вечном  и  неоплатном  долгу.  Простите  нас!  Простите  нас!
   Ещё  мне  хочется  рассказать  одну  из  легенд,  которая  ходила  на  Северном  Флоте.  Эта  легенда  связана  с  гибелью  подводной  лодки  «С-80» 
27  января  1961  года  в  Баренцевом  море  в  45  милях  севернее  Териберки.  Разбираться  в  причинах  гибели  ПЛ  на  Северный  Флот  прибыл  маршал  Константин  Рокоссовский.  Вся  свита  прибыла  в  губу  Ягельная,  откуда  ПЛ  ушла  в  свой  последний  поход.
   Вдруг  в  конце  причала,  от  которого  уходила  ПЛ,  маршал  заметил  ребёнка.  Ему  сказали,  что  это  сын  командира  ПЛ.  Маршал  оставил  свиту  и  подошёл  к  ребёнку.  Он  обнял  его  и  несколько  минут  о  чём-то  с  ним  беседовал.  Удивительный  факт!
   После  гибели  ПЛ  офицерским  семьям  стали  выдавать  квартиры.  Семьи  покидали  Север.  И  только  одна  жена  погибшего  офицера  долго  не  покидала  гарнизон.  Она  ежедневно  приходила  к  скале  недалеко  от  причала  и  смотрела  вдаль,  ожидая,  что  подводная  лодка  всё  же  вернётся.  Я  по  этому  случаю  по-святил  стихотворение  под  заглавием  «Баллада  о  верности!»   

В  ритме  обречённого
Порядка,
Здесь  у  стылой 
Флотской  стороны,
Верила
Что  «Эс-Восьмидесятка»
Всё  ж  придёт
Из  тяжкой  глубины!
На  скале,
Над  пропастью  глубокой,
Где  причал  сиротский
Бьёт  волна,
Ожидала  птицей
Одинокой
Чудо,
Отрешённая  жена!
Видела  усталая
Голубка,
Как  даёт  сигнальщик
Позывной -
Миражом  мелькает 
Снова  рубка,
Лодка  возвращается 
Домой!
Но  суровы
Мрачные  объятья,
Держат  крепко
Метры-этажи,
Где  же  Вы,
Товарищи  и  братья,
 Где  же  вы,
Великие  мужи?
Потеряли  Веру
Ваши  жёны,
Обошло  их  счастье
На  Земле,
Покидают  быстро
Гарнизоны,
Лишь  одна  осталась 
На  скале.
…Так  на  Флоте
Верности  примеры
Нам  являли 
Трудные  года –
Этот  случай 
Помнят  офицеры
И  не  забывают 
Никогда!
В  океане 
Страшная  прописка –
Горе,  беды,
Даты,  имена,
Вот  и  мы  молчим 
У  обелиска,
Что  друзьям 
Поставила  страна.
Не  случилось 
В  Вере  перерыва –
Болью  переплавилась 
Слеза!
…Смотрят
В  даль
Из  Кольского  залива
Женщины  измученной 
Глаза…!

   Подводная  лодка  «С-80»  была  обнаружена  и  специальным  спасателем  доставлена  в  губу  Териберка.  После  выяснения  причин  гибели  ПЛ  и  захоронении  погибших,  ПЛ  была  взорвана.  Акт  о  причинах  гибели  ПЛ  со  всеми  выводами  хранился  в  библиотеке  Управления  боевой  подготовки  Штаба  СФ.  Мне  довелось  его  внимательно  прочитать  и  просмотреть  все  фотографии.  Зрелище  не  для  слабонервных!  Погибших  похоронили  в  губе  Оленья.  Позже  был  установлен  памятник.