Бог Отец

Вартимей Сынтимеев
БОГ ОТЕЦ
Так и остается Он для многих непонятным и опасным. Да, конечно, Сын, молодой, мужественный, благородный и прекрасный в Своей жертвенности, вышел на первый план. Но на втором – Он. Кто? Суровый старик, как на картинах «Новозаветной Троицы»  или – реже Старик, разбитый горем, как в «Оводе»? Старик-римлянин, убивший Сына-Победителя, но, в отличие от римлянина, воскресивший Его (и на том спасибо, хочется добавить).
Это образы теомахии и отечества-сыновства, характерные для языческих религий Европы. Да, во многом этот образ понимался так. Неспроста он был близок готам, последним и самым стойким арианам Европы, в полемике с которыми испанский правитель чуть ли не в отчаянии приказал добавить к Символу веры это «и от Сына» (из самых лучших побуждений, не понимая, конечно, каким знамением пререкания Filioque станет для христианского мира).
Но не забыли ли мы одну… нет, не мелочь – главное?
Иисус Христос явил нам Отца.
Это не значит, что Отец пришел под видом Сына. Это не значит, что Сын – образ обновления прихода Отца.
Для античности был характерен палингенез божеств: старое божество приходило в мир как младенец, как божество новое. Так приход Диониса, Асклепия, и других новых богов обновил культ олимпийцев. Бог явился снова, обновляя цепь времен. В этом можно упрекнуть христиан, впрочем, христиан всегда принято упрекать, даже когда они ответили на вековые чаяния человеческой души.
Но не Отец приходит под видом Сына. В мир приходит именно Иной, чем Отец, и открывает Отца, неузнанного, непознанного, оболганного, прекрасного, благородного и великодушного. Сын более не может терпеть лжи о Своем Отце. И Он делает шаг в мир.
Чтобы все узнали Отца воистину.
Чтобы картинка сурового деспота, седого домовладыки сменилась хотя бы удивленной растерянностью.
А потом появились прекрасные лица Трех похожих и непохожих друг на друга Ангелов.
Они молоды, прекрасны, связаны высокой любовью дружбы, самоотдающей и не ищущей своего. Они есть Бог Единый, Отец, Сын и Дух – и по-другому это не рассказать, а великий мудрец Плотин научил христиан, как говорить об этом максимально высоко и достойно. Среди Этих Друзей нет соперничества, нет злобы, нет задней мысли – Они живут невероятной полнотой жизни и отдают ее друг другу без остатка, Они верят Друг Другу, как Себе.
Такого не бывает, скажете вы.
Нет, такое есть.
И по этому образу Он, Троица, создал нас.

#Вартимей_Сынтимеев