Краснодарский быт

Надежда Якушева 2
              Интересно наблюдать за людьми из других городов. Люди как люди, ничем не отличаются и никто не выделяется, если только молодёжь с разноцветными волосами и смешными причёсками... И то, редкостные экземпляры. Как и везде. Я могу легко разговориться почти с любым встречным. Иду, навстречу женщина под ярким разноцветным зонтом, в лёгком струящемся платье ниже колена. Говорю: «Здравствуйте, какая вы красивая!» Женщина в возрасте и вправду, красавица, благодарно улыбается. А вот навстречу в широкополой летней шляпе ещё одна. Разговорились. Спрашиваю: «И как вы такую жару выдерживаете?» Она: «Да мы в самое пекло не выходим из дома, сидим под кондиционерами. Ложимся сразу, как стемнеет, и встаём рано, чтобы успеть поработать с четырёх утра. А дел – куча. Сад, огород, цветник. У меня вокруг дома розы разных сортов растут большими кустами, за ними уход, а за садом тем более. Здесь очень трудолюбивый народ! Как говорится: «Не потопаешь, – не полопаешь!»
                Стою на остановке. Проходит один трамвай, второй. Вот и мой подошёл. Трамваи все новые, красивые, как вагоны метро в Москве, кондиционеры работают. Днём всегда свободно, а если и занято, молодёжь уступает место. Кондуктор в форменной одежде: зелёный жилет с полосами, а на спине логотип. Парень, возможно, студент, на голове кепка, в ухе наушник. Проехали остановку, дверь открывается, вижу женщину, которая наклонилась над урной и достаёт алюминиевую баночку, снова склоняется, достаёт вторую, заходит в трамвай, укладывает банки в пакет. Осторожно наблюдаю: симпатичная, в платье с модным принтом в мелкий горошек, чёрных лоферах с серебряными стразами. Женщина пенсионного возраста, но достаточно ухоженная. Думаю: неужели здесь так бедно живут, что собирают алюминиевые банки и сдают их? Позже мне подруга объяснит, что многие так делают, и банки эти предназначены для огорода вместо пугала: надеваешь её на палочку, втыкаешь в землю, от малейшего ветерка она шевелится, издаёт звук и отпугивает всяких зверьков, любящих полакомиться свежими овощами.
               На следующей остановке заходит молодая, ядрёная, внешне похожая на армянку: черноволосая, черноглазая, модно одетая молодая женщина. Наблюдаю, как она негромко, вполголоса, разговаривает с парнем-кондуктором:
– Я знаю, что одну остановку можно проехать бесплатно!
– С чего вы это взяли? Нет такого положения! Это я точно знаю, а вы не можете знать правила…
– Да нет у меня денег, нечем платить!
– А зачем в трамвай садились?
– Знаете, всё в жизни бывает, может, я их потеряла?
                Парень замолкает, и довольная армянка выходит на остановке. И в этот же момент кондуктор покидает вагон, его место занимает женщина в форменной одежде. Сменщица среднего возраста, с гулькой на голове, обилечивает вновь вошедших, подходит к худощавому мужчине, который сел на опустевшее место. Мужчина седой, с проплешиной на макушке, показывает ей билет. Кондуктор возмущённо восклицает: «Да вы же только что вошли вместе со мной!» И… Тишина, видимо, мужчина оплатил проезд.
                А вот чудо зашло! Неопрятный, нестарый мужичок, с ним унылая от жары, крупная рыжая собака дворняга. Перед нами предстала довольно-таки живописная потрёпанная личность: волосы давно не стрижены, в сосульку, голова немытая, лицо одутловатое, помятое, серого цвета, а ведь не дряхлый старикашка, лет чуть за сорок. Понурая собака спокойно улеглась посреди вагона. «Ты зачем с собакой зашёл?» – заругалась кондукторша. Мужичок что-то невнятно пробормотал. Да, вид у него, конечно, неважнецкий: на физиономии давняя алкогольная печать.
– Мужчина, оплачивайте проезд! – в ответ невнятное бормотание.
– Оплачивай сейчас же, а то я ментов вызову! – в ответ бормотание:
– Ментов, ментов… Как чо так сразу ментов! Коза драная! – и ложится на пол вагона рядом с собакой.
Кондукторша смотрит ошалевшими глазами, но не отстаёт:
– Вставай, я тебе сказала! Давай выходи! Выходи на остановке! Трамвай дальше не пойдёт!
Мужичок встаёт и, бурча под нос в адрес кондукторши «красочные» яркие эпитеты, выходит, забыв про собаку. Люди дружно скандируют вслед: «Собаку забери, про собаку забыл! Забери собаку!» Мужичок оглядывается и унылая дворняга неохотно плетётся за хозяином. А «коза драная» с чувством исполненного долга смотрит вслед.
                А вот и я доехала. Остановка «Кооперативный рынок» Как не съездить на рынок? Это же тоже лицо города! И вот ещё одно лицо! Поражает, что на остановке метров через десять стоят три урны, и всё усыпано окурками. Столько окурков я не видела много лет! Удивительно, такой благоухающий зелёный город с мощными деревьями и так загажен. Местные валят всё на «понаехавших», а я думаю, с кого «понаехавшим» брать пример? Да и присутствует в Краснодаре какая-то несуразность: чистейшая центральная улица Красная, парк Галицкого и загаженные другие районы. Понятно, что и парк, и улица являются экскурсионными объектами, потому там и убирается. А пока вот такой краснодарский быт во всей красе!
                Полная версия в разделе (Эссе и статьи)http://stihi.ru/2022/12/03/1121