Отцы Святой Руси преподобные Антоний и Феодосий

Нина Богданова
               Мы глубоко ошиблись бы, предположив, что Русская Церковь канонизирует в своих святых князьях национальные или политические заслуги. Этому противоречит прежде всего тот факт, что в ряду святых князей мы не находим тех, кто больше всего сделал для славы России и для ее единства: ни Ярослава Мудрого, ни Мономаха, при всем их несомненном благочестии, никого в ряду князей московских, если не считать Даниила Александровича, местно чтимого  в построенном им Даниловом монастыре и канонизованного не ранее XVIII или XIX века. Зато Ярославль и Муром дали Церкви святых князей, совершенно неизвестных летописи и истории.
              И всё же полезно помнить, что из всей совокупности древних памятников можно сделать вывод: Церковь не канонизует никакой политики – ни московской, ни новгородской, ни татарской, ни объединительной, ни удельной. Церковь канонизирует  мучеников и святых, проживших праведную жизнь, или принявших страшную мученическую смерть. К таким  святым Земли Русской относятся:
 
             Основатель КиевоПечерской Лавры святой Антоний и святой Феодосий – их память совершается сегодня, 15 сентября. Святой Антоний  пришёл в Киев  из Чернигова, в начале ХI века. И начал вести уединенную жизнь в пещере близ  монастыря. Пищей отшельника был хлеб через день и вода. Вскоре слава о нем разнеслась по всем русским городам. И к нему стали приезжать отшельники. Первым был некто Никон, саном иерей, вторым пр. Феодосий. Но тогда он ещё не был преподобным.
              Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе пещеру, и  стал  там жить один. Феодосий остался на прежнем месте. После устроил правила общежития братии, создал Устав совместного монашеского жития.
              Преподобные Антоний и Феодосий Печерские были подвижниками разных типов: первый, афонский постриженик, был созерцатель-отшельник, второй, постриженик уже Антония, соединял с созерцанием и великими подвигами выдающийся практический и организаторский талант... Последующие иноки (до преподобного Сергия) только подражали преподобному Феодосию, далеко не достигая ни высоты подвигов, ни размеров его славы.

              Имена  Антония и Феодосия Печерских навсегда вписаны в историю монашеского подвижничества Киево-Печерской лавры. Антоний создал первую пещеру, которая стала предвестницей обители. Её подвижником, а также добрым наставником для насельников, в трудах и молитвах будет он служить  до конца своих дней. Феодосий стал преемником Антония и продолжил его начинания, укрепив славу монастыря. 
              Значение их подвига велико для православного человека. Но вот только никто не хочет подражать  жизни отшельников, которые «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днем, ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении».
              Молится то теперь  мало кто хочет… А уж о посте и разговора нет. Как научится такому подвигу отшельничества? Как спасти  свою душу? Они знали ответ на эти вопросы. И мы теперь знаем. Но не делаем. Преподобный Феодосий любил повторять одну фразу:
              «Сам Господь Иисус Христос подал нам пример уничижения и смирения, чтобы и мы, во имя Его, смирялись…»

              Вот и весь ответ!
              О, преподобные отцы наши Антоние и Феодосие! Молите Бога о нас грешных!