Любовь, как много в этом звуке для сердца детского

Людмила Саблина
Часто вижу такую патриотическую лирическую патетику: "люблю родину, как мать", "мать же не выбирают", "люблю любую, больную, уродливую, злую, жестокую, пьяную, сраную, любую, как любое дитя, ребёнок, благодарный сын или дочь...".  Ах, ах.... Да, конечно, довольно понятное для наших соотечественников и весьма положительное настроение. На первый взгляд и если бы не кое-что...  На дворе 21 век, и знания человечества о самом себе как о об обществе в целом, так и об отдельном индивидууме этого со-общества, значительно увеличились и углубились. Возможно, в более развитых и интеллектуальных странах эти знания доступны большему количеству людей. И не только на уровне учебных программ, но и на чисто эмпирическом, житейском... Я к чему. Ведь очень многие психологи, физиологи и просто мудрые люди могут пояснить, что чувства к родителям, тем более к матери, это не любовь в том смысле, как понимает её наука и общество с высоким духовным и гражданским самосознанием. Там такими категориями и ощущениями давно не  мотивируются при осмыслении и участии в обустройстве родной страны. И прежде всего государства. Государство там не мама, а люди не дети-сосунки. А добиваются там тем не менее по части справедливости и благоприятствования окружающей действительности гораздо большего. Как же так без подавляющей сыновней преданности? Причём, там не обходят и духовную сторону жизни, она не страдает ничуть - ни культура, ни искренность, ни связь того и другого. Так вот "любовь" к матери, если определять научно, это ни что иное как инстинкт. Выбрать или не выбрать его, действительно, никто не может. Так же с трудом от него можно избавиться или отключить по желанию. Для нормального человека это сделать весьма сложно. Ведь это базовое органическое состояние здоровой психики. Ребёнок на первом году жизни, не обладая ещё ничем явно, что можно назвать личностью и осознанностью, уже демонстрирует тревогу и потребность, когда матери долго нет поблизости. Даже если он сыт, переодет и находится в тепле. Так проявляется инстинкт самосохранения - держаться около матери, звать и искать мать. Но любовь как чувство осознанной взрослой души это избирательность. Не безликая биологическая тяга, у которой есть и половая форма, это либидо если что, а работа в себе с самим собой. Либидо есть и у олигофренов, даже весьма проявленное и требовательное.
Любят в высшем человеческом смысле не "просто так и ни за что", как нам часто внушает общественная романтика и всевозможная лирика. Тогда "любить" люди принимались бы кого попало. Всех подряд или любого. Любят потому что. "Потому что" в каждом человеке формируется с детства и собирается в причудливо устроенный индивидуальный узор, состоять он может порой из почти неуловимых черт и странных вещей, но тем не менее. Таков человеческий мозг. В какой-то момент жизни происходит совпадение (подходящесть) кого-то встреченного внутреннему коду, и возникает любовь. Чем больше в этом наборе "потому что" человека есть духовных, душевных кодов и настроек для ожидаемой встречи, а не просто плотских и материалистических, тем, при совпадении объекта, более будет вероятность любви той самой, которую могут называть настоящей. Легендарной. И её нужно искать. Опять-таки вся культура и мораль человечества даже не советует, а требует и учит - искать и выбирать достойное. Любить достойное, а не тупо "хотеть" и довольствоваться первым попавшимся, как будто утолять голод, а любить. С участием мозга, с осмыслением и обдумыванием. Не как животное - без выбора и оценки, на уровне биологической зависимости и безусловности, а взрослым образом. Анализируя и отвечая за свой выбор. Это тяжело не по-децки… Так вот получается, что патриоты нам предлагают взять за основу отношения к родине, и даже к государству, только то детское, инстинктивное состояние, которое имеется и у представителей животного мира. Оно сродни детскому страху беспомощности без матери или обыкновенному либидо, где высокое осознание не предполагается. Участие мозга не требуется. Оценка, спрос и взыскание к происходящему и к себе также. Но тогда, если бы детско-материнские связи были настолько святы и не обсуждаемы, нигде в мире женщины, имеющие детей, не попадали бы в тюрьму. Ну и что ж, что пьёт, украла, убила, не кормит, бросает, ведь мы её любим, как мы можем с неё взыскивать, наказывать, роптать, менять, мы же её дети, мы же её любим. И любую. На что же мы замахнулись? Как смеем? Опускайтесь на четвереньки, вы малыш, вы обезоружены, говорить не умеете… И детки ведь в гражданской жизни не участвуют, так? Она требует ума и сознания, осознанности, а не простых животных и детских безусловных инстинктов. Между прочим, именно в животном мире самка съедает детёнышей, если с ними что-то не так, или условия обитания ухудшились. Несмотря на их "любовь". Может, простить надо? Других скормить? Сколько ещё надо?.. Что-то очень знакомое и привычное для нашей отчизны… Так зачем же чисто биологические "порядки" и настройки животного мира экстраполировать на человеческий? Зачем детское бессознательное позиционировать как ориентир? Происходит подмена. А незрелое, приправленное сентиментами свойство,навязывают в качестве духовного образца и примера отношения даже не к родине, а к государству и его временным, я подчёркиваю, всегда - временным - управленцам. 21 век на дворе. Кому до сих пор это выгодно? Уж точно не высокой и сознательной любви и достоинству взрослых людей. Не ответственному, взыскательному и созидательному гражданскому отношению и пониманию родины. А вот желающим паразитировать на полезных идиотах, беспредельничать, и их помощникам и охранителям - очень даже. Выгодно. Если родина творит зло, оно должно быть обличено и преодолено, а не припомажено якобы сыновней слепой и безусловной "любовью". Любовь это выбор добра, а не сокрытие зла и оправдание порока этой "любовью".