Эгоцентризм vs молитва

Александр Безверхов
   Тот факт, что ты читаешь молитву не гарантирует тебе быстрое «подключение» к тонкому миру, или миру Духа. Есть, конечно, такие люди, у которых это как-то получается, но отыскать от них пояснения, как это происходит, не каждому дано.
   Многие описания жития святых старцев изобилуют как раз описание того, как они пытались «победить» своё «эго», и как горевали по поводу его всепроникания и всемогущества, говоря об этом, как о слабости человеческого духа. Внутренние повеления «эго» и инстинктов назывались искусами плоти и гордыни (несогласия), вариациями самообмана и прочих препятствий на пути к соединению своего сознания с тонким, еле осязаемым миром духовности.
   
   Но, есть такие молитвы, особенно псалмы, которые немного успокаивают наше так называемое эго, рулящее нами непрестанно. В переводе с латыни «эго» означает «я», а эгоцентризмом, или эгоизмом называют такую направленность человека, при которой он ориентируется, в первую очередь на свои потребности, надобности, личные мотивы, а только во вторую на мотивы других людей и общества.
   В славянской культуре, когда она ещё была жива как массовое явление, подчёркивался приоритет общественного над личным.
Общество потребления «перековало» человека полностью – теперь пропагандируются приоритеты личных ценностей и семейных, а только потом общественных.
   Семьецентризм – тоже форма эгоизма, который состоит в том, что лидеры семьи ставят её интересы на первое место а, общественным иногда вообще пренебрегают. Поэтому дом содержат в чистоте а на улице сорят без смущения.
   Разумеется, эгоцентризм получил благодатную почву для своего роста и раздувания до «больших размеров».
   
Но так ли «плох» эгоцентризм и коварно «эго»? И как с ним «бороться»?
Для этого надо точно понять, что же такое «эго» и как оно работает? И здесь поможет наука, если перевести на научный язык что же такое «эго»?
И выясняется, что «эго» - это фигура речи, понятие, за которым спрятано целое сложное явление. И, что, говоря научным языком, есть три типа саморегуляции сложных систем, которые, как раз, достаточно описывают «эго-механизмы» и точно их характеризуют.
Вот они: 1) Каждая сложная система стремится к поддержанию количества энергии и информации в своих границах.
2) Система стремится к увеличению информации и энергии.
3) Система стремится к продуцированию подсистем или новых систем.
Эти три способа саморегуляции как раз и описываю сполна так называемые эго-комплексы.
  К примеру: 1. Почему мы не любим критику? А потому, что если мы примем критику, выяснится, что какая-то часть нашей личности с изъяном и нам надо от неё избавиться. Значит – потерять часть положительных представлений о себе, и на их месте остаётся провал – информация о себе как бы удаляется и всё. А это страшно, это напоминает разрушение, и если человек с детства познал страх, то чувство страха часто всегда «дежурит» в нашем «подсознании». И оно сигнализирует человеку сигналом угрозы о предполагаемой потере.
   Если человек умеет осознавать эти сигналы и правильно на них реагировать, то он сможет их контролировать. Если не умеет – это ощущение угрозы вызовет у него аффективную реакцию: либо внешнюю – направленную на критикующего, либо внутреннюю – направленную, как бы внутрь себя.
   Внешняя реакция часто предполагает конфликтные действия, ссору, иногда человек начинает оправдываться, отрицать. Внутренняя может быть разной: кто-то плачет, кто-то впадает в уныние, в депрессию со всеми вытекающими последствиями.
  А в основе обеих реакции все равно лежит страх.
Именно этому умению надо учить в школах в первую очередь, а не высшей математике и английскому, который все учат и почти никто не знает. И развивать коммуникативные способности, чтобы люди могла свободно и спокойно общаться в сложных ситуациях, а не кидались друг на друга с перекошенным от гнева лицами.
   2. Второй способ саморегуляции объясняет, почему мы так стремимся к знаниям, приобретению каких-то предметов, новым впечатлениям, новым связям с людьми, которые нам нравятся. Здесь же находятся страсть к коллекционированию, «синдром Гобсека», взять побольше, переесть за столом и т.д.
   3. Третий способ саморегуляции подносит нам на блюдечке инстинкт размножения, тягу к людям противоположного пола, желание иметь больше детей, стремление создать, построить, сотворить.

   Все три способа и составляют то, что называется и инстинктами и нашим «эго». Эта саморегуляция  всегда активно работает и существует независимо от нашего сознания. Периодически у нас доминирует какой-то один способ: либо сохранения, любо увеличения, либо созидание. В зависимости от того, где мы сейчас находимся и чем заняты.
   
   На самом деле эти встроенные стремления «бороть» трудно – они генетически обусловлены и подключены к источникам энергии, причем не слабой.
Поэтому и бороться с ними бессмысленно, по крайней мере, людям обычным. Да, есть такие люди, которые могут содержать себя в аскезе, если этого требует их жизненный план, но далеко не всем это по силам, да и далеко не всем нужно.
   Здесь и помогает молитва, которая в спокойной и тихой обстановке  напоминает человеку о высших ценностях, которые немного утихомирят ваши инстинкты и дадут возможность в этой спокойной обстановке осознать, если вы собирались совершить сомнительный поступок.  Иногда полезно читать молитву длинную, в виде псалмов, например 22, 50, 90. Проговаривая мифопоэтическим языком свои комплексы, мы, как бы, заранее с ними «договариваемся», что они поутихнут и не будут активно нас тревожить.
 И ещё важно сказать: мифопоэтический язык во многих случаях ближе к психологической сущности человека, чем современная разговорная речь. Именно поэтому люди так любят песни, которые часто пишутся именно таким языком.
Для кого-то достаточно и такого действия молитвы. Потому, что часто люди совершают молитвенные действия вхолостую. Но это уже немного другая тема.