СП34. Огненный таран Гастелло

Изида Фант
           СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ 34

Нет, я не стану землёй и травой!
Верьте вы этому или не верьте:
там, за последней чертой роковой,
есть ослепительный шанс на бессмертье...
Л.Дербенёв

ЗА ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
БЫЛО СОВЕРШЕНО БОЛЕЕ 500 ТАРАНОВ
САМОЛЁТОМ НАЗЕМНОЙ ЦЕЛИ.

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 года в Москве.
Его отец, белорус Франц Павлович, выходец из бедной крестьян-
ской семьи, приехал в Москву на заработки в 1900 году, работал
в литейных мастерских на железной дороге. Мать - Анастасия Се-
мёновна, русская - была белошвейкой. Николай был первым ребён-
ком в семье, его сестра Нина родилась в 1912 году, а брат Виктор-
в 1913 (погиб в сентябре 1942).
Николай учился в городском мужском училище, в 1918 из-за голода
был эвакуирован в Башкирию, на следующий год вернулся в своё
учиище, где проучился до 1921 года. В 1923 году начал трудовую де-
ятельность учеником столяра. В 1924 семья переехала в Муром, где
Николай работал с отцом на паровозостроительном заводе им. Дзер-
жинского. В 1928 вступил в ВКП(б). В 1930, вернувшись в Москву,
Николай стал работать на механическом заводе строительных машин.
В мае 1932 призван в Красную Армию, отправлен на учёбу в авиаци-
онную школу лётчиков в город Луганск, по окончании которой попро-
сил направить его для прохождения службы в бомбардировочную ави-
ацию. Его просьба была удовлетворена. Начав летать вторым пилотом,
с ноября 1934 года он уже самостоятельно пилотировал самолёт.
В 1938 году Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиа-
полку (ТБАП). В мае 1939 он стал командиром звена, а через год с
небольшим - заместителем командира эскадрильи. В 1939 участвовал
в боях на Халкин-Голе в составе 150-го скоростного БАП. Приходи-
лось больше заниматься транспортными перевозками войск, техники,
вооружений, боеприпасов, продовольствия, вывозить в Читу раненых.
Работали по 12-16 часов в сутки, спали прямо в кабинах самолётов
или на траве под крылом. Были и боевые вылеты.
Николай Гастелло участвовал и в советско-финской войне, и в операции
по присоединению Бессарабии и Северной Буковины в СССР.
На Корейском перешейке авиация поддерживала наступление наших войск,
прорывающих линию Маннергейма, с ювелирной точностью (на расстоянии
500-700 метров от наших войск), нанося бомбовые удары по укреплениям
финнов, ломая и взрывая доты и дзоты. Для тяжёлых бомбардировщиков
это была очень опасная работа, но тяжёлые бомбы были не для фронто-
вых скоростных штурмовиков, а нужно было ломать сильные укрепления
врага.
Осенью 1940 авиационная часть перебазирована к западным границам в
Великие Луки, а затем - в авиагородок Боровское под Смоленском. Нико-
лаю присвоено звание капитана. Весной 1941 он освоил самолёт ДБ-3ф.

Начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 4-й эскад-
рильи 207 ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, потом коман-
довал 2-й эскадрильей этой же части. Ранним утром 24 июня 1941 года
послышался пронзительный вой сирены - возле аэродрома пролетел одиноч-
ный бомбардировщик Ю-88, который совершал разведку в направлении на
Смоленск. Через несколько минут он появился с противоположного направ-
ления и, пролетая вблизи аэродрома, открыл с малой высоты пулемётный
огонь изо всех своих огневых установок по нашим самолётам. Гастелло
бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и
длинной пулемётной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу.
Подбитый юнкерс вынужден был приземлиться на колхозном поле. Пленный
лётчик очень удивлялся тому, что наши лётчики даже с земли ведут по ним
огонь, в то время как в других странах при появлении немецких самолётов
все разбегались в разные стороны, и что у нас даже крестьяне и крестьянки
бросились на них с дубьём...
Гастелло был представлен к награде, но ещё не успели оформить документы,
как лётчик совершил новый, поистине бессмертный подвиг, прославив своё
имя и эскадрилью. Осуществлённый им огненный таран навеки вошёл в летопись
военных лет, а его имя стало поистине нарицательным. Большинство советских
граждан знало, кто такой капитан Гастелло, и лётчиков огненного тарана
стали называть гастелловцами.

24 июня полк бомбил наступающие войска противника в районе Пружаны-Коб-
рин. Отбомбился точно, но потерял 10 самолётов. Гастелло подбитую машину
дотянул до аэродрома и посадил. На следующий день он летал на другом са-
молёте, бомбил Виленский аэродром противника. На пятый день войны, 26
июня, во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. На
земле тоже шли бои.

Гастелло получил приказ на боевой вылет звеном - нанести бомбовый
удар по войскам противника, идущим от Вильно к Минску. Вылет произвели
во второй половине дня. В паре с капитаном Гастелло летел экипаж старше-
го лейтенанта Фёдора Воробьёва (он и описал всё случившееся). Шли на вы-
соте 1000 метров. Через час с небольшим звено обнаружило южнее Радошко-
вичей большую вражескую моторизованную колонну. Гастелло выбрал наиболь-
шее скопление заправлявшихся немецких танков, автомашин и атаковал врага.
Штурман Анатолий Бурденюк точно положил бомбы в цель. Командир сделал
второй и третий заходы, воздушный стрелок-радист ст.сержант Алексей Кали-
нин и занявший место люкового стрелка адьютант эскадрильи (начальник шта-
ба) лейтенант Григорий Скоробогатый обстреливали разбегающихся немцев.
Уходя от цели с разворотом на солнце, Воробьёв заметил дым, идущий от са-
молёта Гастелло. Обьятый пламенем самолёт кренился вправо, но Гастелло
сумел выровнять машину и подал сигнал Воробьёву возвращаться на базу.
Заместитель командира эскадрильи Воробьёв и штурман Анатолий Рыбас стали
свидетелями подвига экипажа Гастелло: самолёт, объятый пламенем, развер-
нулся на скопление немецких танков и автомашин, перешёл в пикирование и
врезался в гущу неприятельской техники. До последней минуты из пылающего
самолёта экипаж вёл огонь по противнику. Они сражались до конца.
На полученном по поручению командира авиакорпуса И.С.Скрипко снимке
с места гибели экипажа были отчётливо видны воронка, образовавшаяся
на месте удара самолёта о землю, отброшенные при взрыве части корабля
и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой
заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло. Все лётчики соеди-
нения были потрясены героической гибелью экипажа, своим подвигом про-
демонстрировавшего непревзойдённый моральный дух, доблесть и боевые
качества советского воина.

6 июля 1941 года в сообщении Совинформбюро, переданном по радио, вся
страна узнала об огненном таране лётчика Гастелло. О подвиге его экипа-
жа писали газеты и журналы, его героическая история передавалась из уст
в уста, подвиг лётчика стал одним из самых известных примеров героизма
в годы Великой Отечественной войны.
Через месяц после совершения подвига, 26 июля, капитану Гастелло
было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, а члены экипажа
награждены орденами Отечественной войны первой степени (1958). Это был
интернациональный экипаж: Гастелло - белорус, Бурденюк - украинец, Ка-
линин - ненец, Скоробогатый - русский.
В честь героического командира названо много географических объектов
на территории СССР, написаны книги и сняты фильмы.
Николай был женат, в семье было двое детей, но подробности личной
жизни героя практически не сохранились.

В настоящее время обо всех самых известных подвигах "гуляет" много
фейков - "эпоха перемен" делает всё возможное для очернения советс-
кой цивилизации, её исторических символов и героев, - о Гастелло есть
даже такой, что он не совершал тарана, катапультировался и сдался в
плен, а колонну уничтожил экипаж Маслова. Правда, никаких матери-
алов о нахождении Гастелло в плену в архивах не найдено.
В этот день в этом районе погибло 14 экипажей бомбардировщиков, кото-
рые атаковали врага без истребительного прикрытия, и все они были ге-
роями, до конца выполнившими свой долг. У подвига Гастелло два свиде-
теля (Воробьёв и Рыбас). Кроме того, сам факт обнаружения обломков
бомбардировщика Маслова (он упал в 180 м от дороги на мягкий грунт)
и останков его экипажа свидетельствует о том, что самолёт не врезался
в колонну машин с горючим и боеприпасами. Маслов пытался таранить
вражескую колонну, но не сумел. Усилиями сторонников версии тарана
Маслова он в 1992 году был удостоен ордена Отечественной войны пер-
вой степени, а в 1996 указом президента РФ Ельцина Маслову и членам
его экипажа присвоены звания Героев Российской Федерации.
Существуют мифы, созданные в художественных произведениях (напр.,
что Гастелло совершил свой подвиг на истребителе; наверное, потому, что
главными героями в послевоенной литературе были лётчики-истребители).

Долгое время считалось, что Николай Гастелло первым в истории авиации
совершил такой подвиг, но сейчас известно, что он был даже не вторым
и не третьи лётчиком, совершим огненный таран. Однако именно подвиг
Гастелло использовала государственная пропаганда - в этом нет ничего
плохого, это обычная практика военного времени. Таких случаев самопо-
жертвования могло быть и больше, но в условиях войны не все подвиги
героев могли быть зафиксированы и подтверждены. По подсчётам военных
исследователей только в первый год войны зарегистрировано 152 подвига,
когда последним оружием пилота становился гибнущий самолёт. Всего в
годы ВОВ советские лётчики совершили "огненные тараны" более 500 раз,
в них участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит
экипажам бомбардировщиков (их было 288), более 800 человек стали геро-
ями "огненных таранов". Все они достойны нашей памяти, уважения и бла-
годарности.

      ЛЁТЧИКИ, СОВЕРШИВШИЕ ОГНЕННЫЙ ТАРАН

ЮЮКИН МИХАИЛ АНИСИМОВИЧ 5 августа 1939 года совершил первый
в советской истории "огненный таран" на Дальнем Востоке в долине реки
Халкин-Гол во время военного столкновения СССР и МНР с Японией и Мань-
джоу-Го. На бомбардировку тыловых позиций японских войск в районе горо-
да Халун-Аршан вылетела группа военных самолётов (150-й скоростной БАП),
среди которых был экипаж батальонного комиссара, командира Ююкина. Эки-
паж успешно использовал боезапас, но во время бомбометания в двигатель
самолёта попал зенитный снаряд. Михаил скольжением попытался сбить пла-
мя, но это ему не удалось. Машина стремительно теряла высоту, а до линии
фронта оставалось более 20 км. И тогда командир принял своё последнее
решение: приказал экипажу эвакуироваться, после чего направил горящий
бомбардировщик в скопление японских войск. Покинуть самолёт успел только
штурман Александр Морковкин, который сумел через сутки вернуться в рас-
положение своей части. Стрелок-радист Пётр Разбойников разделил судьбу
командира. Оба погибли при таране наземной цели. На соседних самолётах
товарищи видели, как комиссар развернул пылающий самолёт и резким пики-
рованием направил его в самую гущу скопления противника. Героическая
гибель лётчика попала в газеты и со временем обросла слухами, домыслами
и легендами. По одной из легенд спасся не Морковкин, а Николай Гастелло,
служивший в том же авиаполку. На самом деле ни конкретная "мишень" (дзот,
артбатарея и пр.), ни количество жертв с японской стороны неизвестны.
После Ююкина таран подбитым самолётом наземных объектов получил дос-
таточно широкое распространение.

В ходе советско-финской войны подвиг Гастелло повторил 11 марта 1940 года
капитан КОНСТАНТИН ОРЛОВ, направив подбитый при выполнении боевого
задания, в районе реки Сякки-Ярви, бомбардировщик в скопление вражеской
пехоты и техники.

Первый в истории Отечественной войны таран наземной цели совершил коман-
дир звена 62-го штурмового авиаполка П.С.ЧИРКИН 22 июня 1941 года. Он
поднял машину в воздух с аэродрома у села Лисятичи для проведения воз-
душной разведки и попал под обстрел гитлеровцев. Когда самолёт Чиркина
подбили, он направил его на танковую колонну противника.

24 июня 1941 года экипаж командира звена 33-го скоростного БАП старшего
лейтенанта ГРИГОРИЯ ХРАПАРЯ совершил ещё один таран: в этот раз горящий
самолёт разрушил переправу близ города Броды.

25 июня 1941 года горящей машиной таранил немецкие танки капитан АВДЕЕВ.

3 июля 1941 года комсомольский экипаж под командованием БУЛЫГИНА Ни-
колая Андреевича (53-й ДБАП) получил задание уничтожить переправу через
реку Березину в районе города Борисова. Около цели самолёт был подбит ог-
нём зенитной батареи, и тогда лейтенант Булыгин направил пылающий бомбар-
дировщик на переправу противника (понтонный мост), взорвал её вместе с
15 танками, надолго задержав продвижение фашистских войск.
13 октября 1941 года несколько эскадрилий бомбили механизированные
войска на подступах к городу Калинину, которые охранялись плотным зе-
нитным огнём и истребительной авиацией противника. Наши бомбарди-
ровщики вылетали и без прикрытия истребителей, используя высоту, об-
лачность, манёвр и прочие возможности для достижения цели. В первом 
же бою лётчик лейтенант СОЛОУХИН Евгений Михайлович (455-й ДБАП)
повторил подвиг Гастелло: он направил подбитый истребителем противника
самолёт в скопление немецких танков...

24 октября 1941 года пензенский комсомолец, лейтенант МАРКИН Алек-
сандр Дмитриевич летел со своим комсомольским экипажем в составе зве-
на старшего лейтенанта Русова для нанесения удара по танкам в районе
Малоярославца. Правым ведомым шёл самолёт Помыкаева. При заходе на
боевой курс их встретила зенитная артиллерия. Русов и Помыкаев отбомби-
лись по цели, а штурман (экипажа Маркина) МАСЛЕВЕЦ не мог, так как по-
паданием снаряда заклинило бомболюки. В это же время завязался воздуш-
ный бой с истребителями противника. Самолёт начал отставать и отбивать-
ся. Маслевец подбил один "МЕ-109", который задымился и опрокинулся че-
рез крыло, но и израненный самолёт Маркина начал терять высоту. Снача-
ла погиб стрелок БРЫЖАХИН, затем радист МИЛЮКОВ, не отвечал и
Маслевец, мотор охватило пламенем, а внизу ползли фашистские танки...
Доложив Русову обстановку, со словами ненависти к фашистскому зверью
Маркин направил горящую машину на вражеские танки.
На полковом митинге авиаторы поклялись беспощадно мстить врагу за
погибших товарищей, за Родину, и свою клятву выполнили с честью.

ШАЛИМОВ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ (1908-1942) с 1933 года служил в бом-
бардировчной авиации. Принимал участие в оказании помощи китайскому
народу в борьбе против японских агрессоров в 1938 году и в советско-
финской войне 1939-1940 гг. С июня 1941 в действующей армии. Воевал
на Западном фронте, с сентября 1941 командовал эскадрильей штурмового
авиационного полка (ШАП) на Ленинградском фронте. За массовый героизм
полк переименован в 15-й Гвардейский ШАП. Весной 1942 майор Шалимов
принял командование полком.
22 июля 1942 года командир погиб при выполнении боевого задания в райо-
не города Урицка. Немецким зенитчикам удалось поджечь самолёт ведущего
"Тянуть"до своей территории было невозможно, так как машина падала, вып-
рыгнуть с парашютом - попасть к врагам, и Шалимов направил свой горящий
самолёт на вражеские позиции.
Сражаясь за Ленинград, лётчик уничтожил 20 самолётов врага на земле и 1
в воздухе, 15 танков, 76 автомашин, 10 орудий, 55 вагонов с военными гру-
зами, более 100 пулемётных и миномётных точек. Удостоен звания Героя
Советского Союза (1943).
Боевые товарищи поклялись отомстить за смерть героя и сражаться так же
самоотверженно, как сражался Владимир Шалимов. Лётчики сдержали свою
клятву: двадцати лётчикам полка присвоено звание Героя Советского Союза,
четверо удостоены этой награды дважды.
Могила Шалимова нашлась через 23 года (1965). Кто-то из советских людей
видел, как погиб лётчик, и похоронил его во дворе дома Медведева, который,
вернувшись с войны, 20 лет ухаживал за могилой. В 1965 году, когда отмеча-
лось 20-летие нашей Победы, он решил сообщить о могиле...

ГАРАНИН АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ (1921-1943), родился в крестьянской
семье, русский, член ВКП(б) с 1942, в Красной Армии с сентября 1938, с
первого дня Отечественной войны мужественно сражался с фашистами.
Участвовал в первых налётах советской авиации на города Германии (Бер-
лин, Данциг, Кёнигсберг, Тельзит и др.) в сентябре 1941 года, став одним из
пионеров советской авиации даль него действия (АДД). Награждён в 1941
орденом Ленина, в феврале 1942 - орденом Красного Знамени, в декабре
1942 ему присвоено звание Героя Советского Союза. Совершил более 400
боевых вылетов. В 22 года был назначен командиром авиаполка.
28 июня 1943 Алексей совершил свой последний подвиг. Командуя бомбарди-
ровочным авиаполком в районе железнодорожной станции Орша (Белоруссия),
был сбит зенитным огнём и погиб, направив горящий самолёт на немецкий
склад боеприпасов.

24-летний старший лейтенант АЛЕКСУХИН ВАСИЛИЙ 15 декабря 1943 года
в районе села Яновка (Украина)направил свой горящий штурмовик на танковую
колонну противника.

20.9.1944 при нанесении бомбового удара в районе железнодорожного узла
г. Прешов самолёт гвардии капитана, Героя Советского Союза ГУСЕНКО
ПАВЛА был сбит зенитным огнём противника. Лётчик направил горящую
машину на вражеский эшелон и погиб. Был представлен второй раз к зва-
нию Героя Советского Союза Награждён посмертно орденом Отечественной
войны 2-й степени).

КУЗНЕЦОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1921-1945), родился в семье
служащего, русский. Учился в аэроклубе, в 1939 был зачислен курсантом
военной школы пилотов. Член ВКП(б) с 1940, Герой Советского Союза
(1944). Призван в армию в 1940, в 1941 окончил Омскую военную авиаци-
онную школу, в действующей армии с марта 1942 года.
К 16.8.1944 года совершил 90 успешных боевых вылета на штурмовку и бом-
бардировку скоплений войск и боевой техники, на разведку стратегических
позиций в тылу и на переднем крае. Уничтожил 6 танков, 38 автомашин, 8
бензоцистерн, 1 паровоз, 8 вагонов, 12 артиллерийских орудий, сбил в бою
1 самолёт.
За 2 дня до начала Берлинской стратегической операции, 14 августа 1945
года, заместитель командира эскадрильи Кузнецов получил задание возгла-
вить боевой вылет четырёх ИЛ-2 и разведать артиллерийские и миномётные
позиции противника на подступах к Берлину. Зенитчики встретили советские
самолёты мощным огнём, но данные были собраны. Едва успели передать ин-
формацию в штаб, как самолёт Кузнецова был подбит, а сам он ранен.
Лётчик направил горящий штурмовик на вражескую батарею.



Юрий Иванов в работе "Камикадзе: пилоты-смертники" оценивает число таранов,
совершённых советскими лётчиками в 1941-1945 гг., величиной "около 350"...
В другой статье есть такая фраза: "...готовность идти на таран его характеризу-
ет однозначно как СОВЕТСКОГО "камикадзе"... К главной цели своей жизни -
умереть героически за свои идеалы, он шёл с одержимым упорством..."
Японские смертники шли на самоубийство по приказу (у многих родственники
были в заложниках). Как вы посмели назвать погибших лётчиков советскими ками-
кадзе?! Никогда не было таких приказов! Например, командир звена Маркин А.Д.
(см. выше) просил у командира ДБАП майора Трехина Н.В. разрешения врезаться
в мост (немецкая переправа на пути к Москве) самолётом с полной бомбовой за-
грузкой без членов экипажа. Командир полка отказал в такой просьбе. Да и Сталин
говорил, что потеря самолёта - утрата, но сейчас самолёт мы можем построить
быстро, потеря лётчика - тяжёлая утрата, так как хорошего лётчика нужно
готовить несколько лет.
И ещё: наши лётчики вовсе не мечтали героически умереть, но, умирая, дос-
тупными средствами уничтожали ненавистного врага, его технику и склады,
как, впрочем, и другие советские воины.
Что касается "около 350", я хоть и не историк, но выскажу своё мнение.
Вполне вероятно, что незафиксированных подвигов было не меньше, чем зафик-
сированных, если не больше, особенно в первые годы войны. Иногда в бою по-
гибали целые подразделения, и некому было описывать, кто, когда, сколько и
чего уничтожил. Погибали командиры, не успев передать сообщения. Бомбы
попадали в штабные блиндажи, уничтожая документы, а порой и штабистов.
Немало документов утрачено при передислокациях армий.
Люди, хоронившие солдат, ничего порой не могли передать, так как на следую-
щий день или в этот же село занимали фашисты, и многие свидетели погибли.
Когда наша армия шла на запад, а фашисты отступали, места прежних боёв бы-
ли снова изрыты снарядами. А сразу после войны нужно было целое десятилетие
как-то устраивать жизнь населения, восстанавливать самое необходимое в на-
родном хозяйстве и разрушенные города и сёла, так что было много трудностей
при восстановлении исторических сведений, и даже когда появилось время и воз-
можности. Например, при решении провести эксгумацию останков экипажа, его
самолёт обнаружили на глубине 3 метров под землёй.
Надо это ПОНИМАТЬ! А не болтать что попало о "забывчивости" советского
правительства или завышенном количестве подвигов.