Ретроспектива Тарковского

Елена Рундквист
К 90-летию Великого Мастера!

 
Если вы спросите меня, зачем я пересказываю то, что пересказать невозможно, я отвечу -  это и не пересказ вовсе, так как местами не совпадает с сюжетом мастера!  Это мое послевкусие от фильмов Тарковского!

Солярис

Гениальная фраза есть  у Тарковского:
Мы совсем не хотим завоёвывать космос.
А мечтаем расширить границы Земли!
Мы умеем общаться с любыми людьми,
И не знаем, что делать со встречей извне,
Как бы мы не стремились прийти к новизне.
И постичь тех других, как мечталось вовек!
Человеку, всегда, нужен сам человек!
Начинается фильм на планете Солярис
Много странных чудес всем учёным на зависть.
Так на станции вдруг появляются гости
Настоящие люди из плоти  и кости
Орбитальная станция, космос за дверкой.
К ним инспектор сюда прилетает с проверкой.
С ним случилась беда - умирает супруга.
Он живет без любви и без лучшего друга!
Просто в доме пустом наглоталась таблеток.
Он спасти не успел и  винит себя в этом.
А на главную роль приглашен Банионис.
Лейтмотивом ему служит опустошенность.
Образ дан  человека живущего с болью,
Тяжек крест,  когда ты расстаешься с любовью.
Но на станции вновь повстречался с женою,
Что оплакал давно, на Земле, и не скрою,
Поначалу был шок, а потом уже радость!
Ему столько и счастья, и чуда досталось!
Он готов все исправить, и ценит мгновенье.
Только жизнь за него принимает решенье.
Так случится контакт внеземной, самый первый!
Правда нужно канаты иметь, а не нервы!
Только вновь обрелась, и опять потерялась!
Как виденье планеты вернулась в Солярис.
Форма разума здесь совершенно иная.
Целый мозг -  океан и проблема Земная,
Как любовь и вина - ему чужды наверно,
Всё же он попытался понять  непременно!
А кому всё туманно и странно- дилемма,
Посмотрите Тарковского , откройте  Лема!

Сталкер

На книжных полках стоят Стругацкие.
По силе мысли -  объемное царство.
«Пикник на обочине»-   чудо -  повесть
Тарковскому ясно - тема про совесть!
В чем заключается суть идеи -
На Землю пришельцы вновь  прилетели.
Устроили здесь Пикник на обочине,
Волшебную комнату напророчили.
Отдохнули  чуть – чуть, посидели,
И дальше гулять себе  улетели.
А что за «игрушки» они оставили?
Закрыли зону, часовых расставили.
 Профессия   Сталкер – новая марка.
Это люди определенной закалки,
Которые  зону кожей чувствуют,
И водят людей туда на экскурсию.
Кто возвращается, кто погибает,
Как будто их рок судьбы нагоняет.
 Рвутся  в комнату с тайным желанием,
Вот будет встряска от мироздания.
Так  в этой комнате много лет,
Сокровенное все выходит на свет!
Бродит по зоне  легенда о боли,
Где  Сталкер решил поспорить с судьбою!
 В ловушке, потеряв  родного брата,
На коленях кричит– «Тяжела утрата,
 Воскреси, прошу, смешного мальчишку!»
Но лишь богатым становится слишком.
Поскольку душа его жаждала злата,
Но  комната в этом не виновата!
До цели дошли журналист и ученый.
Последний, на гибель шел обреченно,
Он нес с собой бомбу,  или гранату.
И вот, наконец,  наступает расплата.
Сквозь столько препятствий  шли, не пугаясь,
К  двери заветной - два шага осталось!
Ручка не тронута, бомбе не тлеть,
Трезвый расчет, за порог не сметь!
Поскольку никто до конца не знает,
Что он на самом деле желает.
Вот только Сталкеру - чудо досталось,
Сила познания  просыпалась,
Однако,  не в нем, а в его дочке
Здесь мы пожалуй поставим точку!
 Для  Кайдановского-  это радость!
 Солоницину и Гринько осталось,
Стать весомыми  в данном  моменте!
Три гениальных актера в ленте!
Итак,  ретроспектива Тарковского!
Когда мы смотрели – ну просто  космос!
Теперь для меня есть Господь и Вера!
Волшебная комната это химера.
Учитесь Ему задавать вопросы,
И слышать ответы -  вот это космос!

Андрей Рублев

О большом художнике,  иконописце!
Я стою перед «Троицей» очень близко!
В Сердце входит великая Благодать!
Этот Божий дар я готова принять
Всем своим существом перед нею,
 Замерла,   глаз поднять не смею,
Представив,  сколько столетий минУло,
Вся история кадрами промелькнула!
Кровь, и  пожарища и пепелище,
Богатые люди,  и  просто  нищие,
А все равны перед этой иконой,
Ведь Божий суд выше наших законов!
Сквозь столько эпох источает свет
Важнее  инстанции просто нет!
Чтоб  написать очень тонко искусно,
Рублев  овладел святым искусством
Рисунком создания иконы!
Он столько искал,  через все препоны,
И свыше пришли откровения,
Был  он избранным, без сомнения!
Его гений и муки творчества,
 Силу  желания, и одиночество,
Пытался постичь  Андрей Тарковский,
«Реально ли это?» -  стоит  вопрос.
Вот только щемящая картина,
И так, последние кадры фильма,
Идут вдвоем, далеко за городом,
Мальчишка, который создал колокол,
Совсем раздавленный, этим событием,
Что  может он все, для него открытие.
А рядом Рублев, будет светлой дорога,
Уверенным шагом, во славу Бога!


Картина автора "Иные времена- иные байки" по мотивам Перова.
Холст масло 60 на 80