Воспроизведу забытую статью лит. критики

Зера Черкесова Новеллы
Вынула из удаленки вот эту забытую статью 2012 года, на ЗЧ2. Она нуждается в минимальном редактировании:только соблюсти отступы между точками и новыми предложениями. В остальном воспроизвожу как есть, по-моему, крепкая статья в жанре  литературной критики. Помню, что я почти сразу отправила в удаленные ввиду того, что автор тоже был автором Стихи ру и моя рецензия разрослась до полноценной статьи. Однако Лев Троцкий не был так деликатен к литераторам-современникам в сборнике статей за 12 лет "Литература и революция". Безопасно писать статьи об ушедших, о классиках, а вот о современниках...Требуется толика смелости.
Считаю эту статью, которую только что впервые за все эти годы вытащила и перечитала, достойной пера самого Троцкого! В его же стиле. Сейчас пожалуй так не напишу, с годами становимся менее категоричны и больше жалеем людей...
А статья хорошая, это объективно. Правильные оценки сделанному нам самим видятся на расстоянии лет и отлежавшихся эмоций. Думаю, можно включить эту статью в свой сборник "За 12 лет" критических статей. Думаю податься в семинары Лит. института, пригодится, может быть. И вообще выложить здесь всё, что написала, включая то, что забраковала когда-то и кидала в корзину удаленки. Кто знает, что завтра? Мир на пороге апокалипсиса, так пусть от нас побольше останется. Грядущему веку обновления.

Стихи автора я помещу в рецензию, так как в полном виде наверное спорный случай хотя и необязательно, но нет желания оспаривать и выделять 1/3 для цитирования. Отправлю просто в рецензию, а уж после когда-нибудь войдет в текст. Хотя Троцкий и не цитировал полные тексты стихов, помнится.
(...) вместо имени автора, с которым меня ненадолго свела судьба и полемика на Стихи ру. Сейчас я оценила бы эти стихи иначе, но из песни слова не выкинешь, и оценки Троцкого были одномерно-категоричны и в таком виде вошли в историю литературной критики. Не стану отделять абзацы пробелами, воспроизвожу максимально как в оригинале.
 
http://stihi.ru/2012/03/18/1906
Идеал современного поэта. К произведению...
Зера Черкесова 2

------------------

Идеал современного поэта. К произведению А. Зарина
Зера Черкесова 2
 
Ниже приводим стихотворение автора Стихи ру Алексея Зарина «До тех пор», написанное и опубликованное им в марте 2012г.
Нам представляется, что в этом и ряде других сочинений этого популярного стихирского автора, как в каплях воды, отражается идеал современного поэта и той поэзии, которой безотчетно отдает предпочтение массовая читательская аудитория. В тексте рецензии вслед за цитированием опуса мы обоснуем этот тезис.
Мы полагаем, что жанр литературно-критических эссе и статей имеет право на существование как самостоятельное искусство интерпретации. В силу этого мы не сочли необходимым испрашивать разрешения автора на цитирование и анализ произведения. А также предварительно узнавать у автора оценку им нашего анализа. Ведь на свободу интерпретации имеют право все авторы Стихи ру-в форме рецензирования чужих произведений без предварительного согласованиями с авторами. Однако, в соответствии с установившимся на stihi.ru правилами и в просторах Интернета обычаем мы готовы снять нашу статью, если таковое требование выкажет автор произведения.

А.З.
До тех пор.

 Возможно, нам не праздновать победы:
 Когда-нибудь, не в силах отвернуть
 Гигантская туманность Андромеды
 Вонзится в обреченный Млечный Путь,

 Который вспыхнет плазменным тотемом
 И небо жутким светом озарит,
 Где гибнущие звездные системы
 Сорвутся с галактических орбит,

 Где два титана, сбросивших оковы,
 Сойдутся в битве яростно во мгле,
 И гамма-излучением сверхновых
 Сожжет остатки жизни на Земле.

 И мертвый мир под мертвою луною
 Однажды встретит огненный рассвет:
 Развеет в пыль ударною волною
 Обугленные остовы планет.

 И все ж пока не стянут силы ада
 На горле мира мертвую петлю,
 Ты просто знай, что я с тобою рядом.
 Что не забыл. Что все еще люблю.


 Источник вдохновения - песня Lesiem, "Fides" ( http://www.youtube.com/watch?v=7cRzqwqTlQE ), англоязычная часть.

С научной точки зрения нарисованный апокалиптический сценарий не является фатальной неизбежностью. Это только вариант возможного будущего. Причем маловероятный.
 С точки зрения художественно-поэтической:на вкус на цвет, но кажется, что в этом опусе автору изменило чувство меры:выспренно, преувеличенно, мелодраматично, нарушены пропорции восприятия. Любовь на фоне крушения миров:античная драма!История начинается, как высокая трагедия, а повторяется, как дешевый фарс.
 Античный Космос, персонифицированный в образах греческого Театра-Мистерии, повторился:уже как дешевая мелодрама-в философии, литературе, поэзии, музыкальном, художественном и театральном искусствах европейского романтизма, попугайски копировавшего Античность.
 В этом опусе автор предстает как представитель позднего европейского романтизма с его замшелыми формами и выхолощенным содержанием, но все еще рядящегося в античную тогу Театра-Космоса Древней Эллады. Смысла уже никакого, о Катарсическом просветлении по Аристотелю и речи нет, античный Мелос низведен до лубочной мелодрамы, античные Эрос и Этос-Мистерии Любви и Смерти-до вульгарной современной "культуры" порнографии и "ужастиков". Боги и Герои Эллады превращены в картонных марионеток на нитках, понятие Мистерии низведено до лубочно-карнавальной культуры плебса.
 Автор использует в качестве источника вдохновения характерный образчик такой "смеховой культуры" масс-медиа-песню Lesiem, "Fides".
 Опус также выказывает апокалиптичность мироощущения автора-как выражение в измененном виде феномена-2012, в которое декларируя скетицизм -"не верит".Однако, нагнетание образов рушащейся Вселенной с последним восклицанием о своей любви-выказывает подпадание психики автора под массовый психоз в связи с ожиданием Конца Света по Майя.Трансформированный в мрачно-поэтический образный строй и выведенный в таком-неузнанном "скептиком"- виде на поверхность сознания и монитора. Публика в восторге:и это снова свидетельство единства массового сознания, манипулируемого масс-медиа Новым Апокалипсисом:было!Уже многожды.За последние две тысячи лет.
 Читательская аудитория в массе своей находит в творчестве таких авторов-выражение собственных затаенных фобий и комплексов, отчего и принимает с энтузиазмом, ощущая единство в этих деструктивных психических состояниях.В этом смысле творчество автора-психотерапевтично для определенной-и значительной!-части аудитории, чем и объясняется востребованность. За эту миссию данный поэт должен быть вознагражден как вниманием публики, так и выдвижением на престижную литературную премию типа Букеровской или Пулитцеровской.


© Copyright: Зера Черкесова 2, 2012