Эдуар Тудуз... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Картина: Костюмированный бал.

Движения грациозные  легки,
Как-будто в танце бальном мотыльки,
Изысканный и пестрый их наряд,
Две пары глаз с улыбкою глядят.


Академизм (фр.academisme) — направление в европейском искусстве, сложившееся в художественных академияхXVI—XIX века, основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм оказал решающее влияние на систематизацию художественного образования, закрепление классических традиций, которые рассматривались им как система «вечных» канонов и предписаний.
Академизм рассматривал современность как недостойную «высокого» искусства сферу, противопоставляя ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализированные образы и не связанные с реальностью сюжеты (древнегреческая мифология, римская мифология, библейские сюжеты, древняя история). Академизм выступал, как правило, официальным направлением при европейских монархиях и противопоставлял себя реалистическому искусству.

Термин «академизм» используют также в самом широком смысле для обозначения совокупных «консервативных тенденций в искусстве, художественных течений, школ и мастеров, следующих правилам и канонам, авторитетам, классическим образцам искусства прошлого, художественная ценность которых считается абсолютной, непревзойдённой, независящей от места и времени».. Академизм в искусстве имеет как положительное, так и отрицательное значение. Его главная функция — охранительная. Академизм является основой любой художественной школы как образовательного учреждения, основные учебные дисциплины которой так и называются: академический рисунок, академическая живопись. «Вневременно;й идеал» красоты — основа академического искусства. К этому идеалу академисты на протяжении веков относили искусство античности, но не всей, а только периода древнегреческой классики (середины V в. до н. э.) и искусство римского классицизма первой трети XVI века, прежде всего творчество «божественного Рафаэля» и его последователей, художников болонской школы, основателей Академии художеств в Болонье в 1585 году. С другой стороны, многие прогрессивные художники восставали против Академий и академизма, препятствующих поиску новых путей и творческих методов в искусстве.

Эдуар Тудуз/;douard Toudouze (24 июля 1848, Париж - 14 марта 1907, Париж), французский художник, иллюстратор и художник - декоратор.

Эдуар Тудуз родился в 1848 г. в Париже в артистической семье. Он был младшим сыном известного французского архитектора Огюста Габриеля Тудуза и художницы Адель Анаис Колен, дочери исторического живописца Александра-Мари Колена и сестры известной акварелистки Элоизы Колен, супруги живописца Жана-Батиста Огюста Лелуара. Первые уроки художественного мастерства Тудуз получил у своего дяди, художника Жана Мари Эмиля Тудуза. Затем он учился у Огюста Лелуара (вместе с кузеном Морисом Лелуаром, впоследствии выдающимся художником книги), Исидора Пильса и Адольфа Монтичелли, а потом продолжил обучение в Школе изящных искусств. Эдуар Тудуз впервые принял участие в парижском Салоне в 1867 г., а в 1871 г. он получил Grand Prix de Rome — стипендию Французской академии, позволяющую совершенствовать мастерство в Италии.

По возвращении из Италии, где Тудуз провёл четыре года, он обратился к живописи на исторические и мифологические сюжеты. Его полотна пользовались популярностью и были отмечены многочисленными наградами, среди которых медали Салона 1877 г. и Всемирных выставок 1889 и 1893 гг. Художник занимался не только живописью, но и графикой, акварелью, гобеленами. Широкую известность приобрели его портреты, а также декоративные панно для парижской Опера-Комик, Сорбонны и большого зала Дворца правосудия в Ренне.

Несмотря на то что книжная графика не стала делом жизни Тудуза, он оставил заметный след в искусстве иллюстрации. В 1883 г. он создал серию из 18 акварелей к роману Теофиля Готье «Мадмуазель де Мопен», выпущенному ограниченным тиражом парижским издательством «Conquet, Charpentier». Рисунки Тудуза гравировал один из ведущих офортистов Франции Эжен-Андре Шампольон (1848–1901). Эта работа выдвинула Тудуза в ряд ведущих художников книги. В 1887 г. художник проиллюстрировал для издательства «Firmin-Didot» роман Вальтера Скотта «Вудсток». В 1889 г. художник создал цикл из более 100 иллюстраций к «Хронике времен Карла IX» Проспера Мериме, который стал самой популярной его работой в книжной графике. Книга вышла в парижском издательстве «Emile Testard», а в 1892 г. была переиздана «Calmann L;vy». В 1890 г. вновь в издательстве «Firmin-Didot» вышли в свет «Приключения сэра Найджела» Вальтера Скотта с рисунками Тудуза. Наконец, в 1890-х гг. художник принял участие в подготовке многотомного библиофильского издания «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака (Paris, Socit; d’;ditions litt;raires et artistiques, Paul Ollendorff). Все циклы иллюстраций Тудуза многократно переиздавались как во Франции, так и в других странах: Англии, России, США.

На рубеже веков Тудуз стал одним из признанных лидеров академического направления в живописи.
Он получил золотую медаль на Всемирной выставке (1889) и был назван рыцарем Почетного Легиона в 1892 году и стал офицером этого ордена в 1903. Большое количество его картин были приобретены правительством для государственных музеев и крупнейшими частными коллекционерами.
В последние годы жизни, не оставляя занятий живописью, художник преподавал в Академии Жюллиана. Эдуар Тудуз скоропостижно скончался в 1907 г. в Париже.


      @